Предмет: История
Тема урока: Начало правления Ивана IV
Класс: 6
ФИО: Безбородых Ольга Владимировна
Место работы: МОУ СОШ №3
Должность: учитель истории и обществознания.
Дата разработки: май 2013 год
г. Алексеевка
2013
Тема урока: Начало правления Ивана IV
Цель урока: Сформировать представление о личности Ивана Грозного.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью первого российского царя Ивана Грозного в начале своего правления.
2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом (умения самостоятельно работать с текстом, выделять главное) продолжать развивать речь учащихся.
3. Воспитывать интерес к истории России.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся на уроке: Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группе. Работа с текстом, заполнение таблицы, продуктивные методы.
Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: компьютер, проектор, экран, учебная доска.
Структура и ход проведения урока:
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся, объявление новой темы.
Изучение нового материала
Правление Елены Глинской. Боярское правление и его последствия.
Венчание на царство. Первый «царь всея Руси»
Состав и деятельность избранной Рады. Реформы и их значение:
реформа государственного управления
военная
судебная
церковная
Первичное закрепление материала
Подведение итогов урока, объяснение д/з.
Словарь урока: Приказы — органы центрального управления России в 16 –начале 18 века.
Централизованное государство – государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти.
Основные даты урока: 1533-1584-правление Ивана IV, 1547-венчание на царство, 1549-первый земский собор, 1550-судебник Ивана IV
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
Орг. Момент 1-2 мин. | Приветствие, перекличка | Приветствие, подготовка к уроку | ||||||||||
Актуализация знаний. 5 мин.
Объявление новой темы. | В первой половине ΧVI века в России шел процесс централизации государства и укрепления самодержавной власти. С конца ΧV века все чаще употребляется в официальных документах новое название нашего государства: Россия, Российское государство. Сегодня мы приступаем к изучению очередного важного этапа в истории России. Чтобы узнать имя исторической личности, период правления которой мы начнем изучать сегодня, я прочитаю несколько цитат Ключевского. Вы в свою очередь ответите на вопрос: какой должен быть характер у человека, о котором так говорят? И назовете имя царя, а, следовательно, и тему урока. Цитата первая: Когда начал он подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд. (Ключевский) Цитата вторая: Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие. (Ключевский) Вы правы, сегодня на уроке речь пойдет о начале правления Ивана IV Грозного (Слайд 1) Перед изучением темы обратимся к таблице и заполним первые две колонки
Сегодня мы с вами будем работать по следующему плану (слайд 2) |
Ответы учащихся. (Иван Грозный, характеристика царя с опорой на собственный жизненный опыт и знания, формулировка темы)
Записывают тему урока в тетрадь Заполняют две колонки
Записывают в тетрадь тему урока.
Знакомятся с планом урока, исходя из которого, ставят перед собой задачи, которые необходимо будет решить в ходе урока
| ||||||||||
Изучение нового материала 20 мин | (Слайд 3) После смерти Василия III (1533 г.) великим князем стал его сын, Иван. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской – матери Ивана. В период ее правления был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Началась реформа местного управления (которую закончил Иван IV), по ее приказу была сооружена Китайгородская стена, при ней было заключено перемирие с Литвой (1536 г.) объединены московская и новгородская денежные системы – введен единый московский рубль. (Слайд 4) |
| ||||||||||
2.
| В 1538 г. Елена умирает. Иностранцы писали об ее отравлении. После ее смерти началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Бельских, Шуйских, Воронцовых. Особенно жестокая борьба разгорелась между боярскими родами Шуйских и Бельских. (Слайд 5) Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV, оказала негативное влияние на формирование его характера. Любознательный, начитанный Иван, видя интриги бояр, зачастую неправый суд и казни, отличался большой впечатлительностью, неуравновешенностью, легко переходил от безудержного веселья к глубокой депрессии или гневу. В годы боярского правления (1538 -1547) увеличились поборы с населения, расхищалась казна, раздавались земли. Разбои и расправы стали обычным делом. Вопрос: Как вы думаете, каким образом такая ситуация отразилась на личности Ивана IV? (Слайд 6)
|
Высказывания и рассуждения учащихся о том, что эти события повлияли отрицательно на личность Ивана IV и его прозвище Грозный берет свое начало именно из-за этого. | ||||||||||
3.
| В 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля. (Слайд 7) Вопрос: До этого времени кого называли царями на Руси? (Слайд 8)
|
Ответ: императоров Византии и ханов Золотой Орды | ||||||||||
4. | В том же,1547 году, в Москве занялся сильнейший пожар. После пожара сразу начались волнения, разгоралось восстание. Иван IV бежал из Москвы в село Воробьево, а дворы Глинских были сожжены и разграблены. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Именно это восстание подтолкнуло царя к реформам. К концу 40-х гг. вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. (Слайд 8) По сути, это была ближняя государева дума. В нее вошли:
Близок к царю оставался и митрополит Макарий. Детям было дано предварительное задание подготовить мини-сообщения об участниках избранной рады.
(Выставление оценок)
(Слайд 10) В 1549 году был созван Земский собор и на основании его решений было проведено ряд реформ. Задание: Самостоятельно заполните таблицу «Реформы Ивана Грозного» (Слайд11). (Работа в группах)
Проверить заполнение таблицы. (Слайды 12-15) Подвести итог, какая группа хорошо справилась с задачей, а кому необходимо более правильно и точно следовать правилам игры «Простые предложения». |
Учащиеся, которым было дано опережающее задание, рассказывают о членах избранной рады. 1. А.Курбский 2. А Адашев 3. Сильвестр 4. И.Висковатый Учащиеся делятся на 4 группы, работают с учебником А.Данилова, Л. Косулиной §23, с197-199, заполняют таблицу в процессе игры «Простые предложения» см. Приложение 1
| ||||||||||
| ||||||||||||
| Рассказ о системе приказов (Слайд 16) Подведение итога урока. Вывод. Значение реформ: укрепляли управление, военную систему. Имели цель: укрепление мощи государства и царской власти. | Вывод делают самостоятельно или с помощью учителя, записывают в тетрадь. | ||||||||||
Первичное закрепление материала 10 мин | Проведение теста. (Приложение 2) Проведение игры «Исправь ошибку» (Приложение 3) | Учащиеся работают в парах. Один учащийся из пары получает тест, второй задание с игрой «Исправь ошибки» | ||||||||||
Подведение итогов. Рефлексия. 5 мин.
Объяснение домашнего задания. 1-2 мин. | Итак, 1 этап правления Ивана IV – период реформ. Способствовал укреплению царской власти, централизации ее и укреплению государства в целом. Подведем итог урока с помощью составления синквейна. (Приложение 4)
Заполнение третьей колонки таблицы, которую начали заполнять в начале урока.
Изучение §23, работа с документом с. 200-2001, заполнение словаря (2 определения), заполнение дат (4даты.) Выставление оценок за урок. |
Учащиеся составляют синквейн. 1) Иван IV 2) Жестокий, Грозный 3) Реформировал, Укреплял, Казнил 4) Первый царь, которого венчали на царство. 5) Тиран
Учащиеся заполняют третью колонку и делают вывод о том, что они знали до урока и как из знания изменились после урока. |
Приложение 1
Игра «Простые предложения»
Цель: развивать умение — выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составлять план, конспект.
Правила:
1) Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа несколькими простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.
2) Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. 3-4 простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.
Приложение 2
ТЕСТ.
1. Система управления через приказы развивалась при:
Иване III
Иване IV
Василии III
Василии Шуйском
Михаиле Романове
2. «Избранной Радой в ΧVI веке называли:
Группу запорожских казаков, делегированную на Переяславскую раду для решения вопроса о воссоединения с Россией
Группу знатных бояр, избранную на первом Земском соборе для подготовки и разработки реформ
Круг близких помощников Ивана IV разрабатывающих проект реформ
Родственников Ивана IV, принадлежащих к роду Рюриковичей
Местные органы выборного самоуправления, пришедшие на смену в системе боярских кормлений
3. В Избранную раду Ивана IV входили:
Князь А.Курбский
Священник Сильвестр
Владимир Старицкий
Иван Висковатый
Малюта Скуратов
А. Адашев
4. Стоглавый собор состоялся в:
1550 г.
1555 г.
1551 г.
1549 г.
5. Венчание Ивана IV на царство состоялось в:
1549 г.
1547 г.
1545 г.
1550 г.
Ответы: 2,3,1246,3,2.
Приложение 3
Игра «Исправь ошибки»
.Цель. Развивать внимание, мышление, память.
Учитель заранее подготавливает несколько листов с текстом по изучаемой теме, а в котором нарочно сделаны ошибки (пример текста помещен ниже). Ребята могут работать с ними как индивидуально, так и разбившись на пары или на группы по 4 человека (2 парты объединяются). Учитель объясняет суть игры: «Ребята, у каждого из Вас (у каждой группы) на парте лежит лист с текстом. Вы должны внимательно изучить содержание рассказа. На эту работу Вам дается 5 мин. За это время каждый должен внимательно ознакомиться с содержанием, найти и исправить ошибки, которые вы встретите в тексте. Победит тот (та группа), кто правильно обнаружит наибольшее количество ошибок. Итак, время пошло.
Работая с текстом, ребята заполняют табличку:
Правильный вариант | |
1) |
|
2) и т.д. |
|
Текст
Рано осиротев, на престол, тем не менее, Иван III взошел уже в довольно преклонном возрасте. Этот правитель был известен далеко за пределами государства Российского своим кротким и мягким характером. Взойдя на престол, князь собрал Земский собор, в него вошли близкие друзья Курбский, Адашев, митрополит Макарий и др., с их помощью была проведена военная реформа. Царь также создал систему коллегий — появилась Разбойничья коллегия, Посольская коллегия и др. Иван IV был первым царем, издавшим первый в истории России Судебник-свод церковных законов.
Правильный вариант | |
1) Рано осиротев, на престол, тем не менее, Иван III взошел уже в довольно преклонном возрасте. | Иван IV, взошел на престол в 17 лет |
2) Этот правитель был известен далеко за пределами государства Российского своим кротким и мягким характером. | Характер царя — жестокий, грозный. |
3) Взойдя на престол, князь собрал Земский собор, в него вошли близкие друзья Курбский, Адашев, митрополит Макарий и др., с их помощью была проведена военная реформа. | Не князь, а царь.Собрал Избранную раду, митрополит Макарий не входил в нее, проведены военная, земская, судебная и реформа местного управления. |
4) Царь также создал систему коллегий — появилась Разбойничья коллегия, Посольская коллегия и др | Систему приказов. |
5) Иван IV был первым царем, издавшим первый в истории России Судебник-свод церковных законов. | Не был первым правителем, издавшим судебник. Первым был Иван III. Свод церковных законов, созданный при Иване IV называется Стоглав. |
Приложение 4
Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Карточка основного понятия.
Предмет: История
Тема: Начало правления Ивана IV
Понятие: Централизованное государство.
Разработчик: Безбородых О.В. учитель истории и обществознания МОУ СОШ с УИОП№3
Дата разработки: май 2013
Вопрос | Ответ | |
1 | Что такое централизованное государство? | Централизованное государство – государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти.
|
2 | Как получается (из чего состоит, достигается, функционирует) централизованное государство? | Достигается благодаря сильной власти царя или императора. Земли, входящие в государство, не имеют свободы и полностью, политически и экономически подчинены правителю. Функционирует в условиях абсолютной монархии. |
3 | Какие преимущества в жизни получит человек, понимая (хорошо зная) централизованное государство? | Расширенный кругозор, умение ориентироваться в устройстве государства. Знание некоторых аспектов политологии. |
4 | Какие преимущества в жизни получит ученик, понимая (хорошо зная) централизованное государство? | Сможет справиться с заданиями ГИА/ЕГЭ, которые будут связаны с этим понятием. Сможет сравнивать централизованное государство с другими формами государств. |
5 | Какие вероятные проблемы (негативные последствия) могут наступить, если человек не знает (не имеет представления, слабо знает) централизованное государство? | Не будет достаточно квалифицированным, если его профессиональная деятельность как-то связана с этим понятием. Не будет компетентным в данном вопросе. |
6 | Какие вероятные проблемы (негативные последствия) могут наступить, если ученик не знает (не имеет представления, слабо знает) централизованное государство? | Не даст правильный ответ на вопросы ГИА/ЕГЭ, в которых встретится данное понятие, как следствие получит меньший результат. |
14