Разработка урока по истории Древнего мира
«Население и социальная структура Древнего Египта»
Класс: 6 «Б»
Учитель истории и географии:
Тугомбаева Бакыт Касымкановна
средняя школа № 17 г. Талдыкорган Алматинской области
Предмет: История древнего мира
Класс: 6 «Б»
Дата: 09.10.2014
Учитель: Тугомбаева Б.К.
Цель урока | Ожидаемые результаты | Ключевая идея | |
Население и социальная структура Древнего Египта Эпиграф урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”
| 1.Формирование понятия социальной структуры, социального неравенства людей; создать обобщенные представления о причинах, ходе и значении военных походов фараонов; 2.Развивать умения выделять характерные признаки для различных слоев населения, заполнять сравнительную таблицу и выражать свое отношение к эксплуатации человека человеком и завоевательной политике Египетского государства; умение работать с текстом учебника, планом, схемой, логически мыслить 3.Воспитывать такие качества как сострадание, уважение, любознательность. |
Знание социальной структуры общества, причины неравенства людей в древнем Египте. Учащиеся выделяют главное, сравнивают и заполняют таблицу. Обозначают пути роста могущества Египетского государства |
Совершенствовать навыки групповой работы, составления сравнительной таблицы, умения вести конструктивный диалог |
Применяемые стратегии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент. Психологический настрой на урок — 2 мин.
Деление на группы – 2 мин. |
Психологический настрой на урок «Солнечный зайчик».
Деление на группы «Разрезанная открытка). Берутся три картинки (разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. В зависимости от того, из скольких человек будет состоять группа. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Затем склеивают фрагменты на постере, т.е. восстанавливают первоначальный образ картики. | Приветствие. Позитивный настрой на урок. — Ребята, представьте, что у вас в руках солнечный зайчик. Подарите его друг другу с пожеланиями удачи на уроке. (развитие доброжелательности, позитивного отношения друг к другу). Раздает фрагменты целой картинки в случайном порядке. | Ученики приветствуют учителя и настраиваются на урок с добрыми пожеланиями удачи друг другу на уроке.
Вытягивают по фрагменту и ищут свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Склеивают фрагменты на постере, т.е. восстанавливают первоначальный образ картики (формируются группы). |
Мотивация учащихся – 1 мин. |
| “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!” эти слова станут девизом нашего урока. Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Сегодня нас вновь позвал за собой Древний Египет. Как говорил древнегреческий историк Геродот: «В мире нет страны, в которой было бы столько чудес». Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по Древнему Египту, познакомимся с жизнью и социальным положением тружеников и представителей знати, станете очевидцами завоевательной политики фараонов. А путешествовать по Древнему Египту вы будете, самостоятельно, объединившись в небольшие группы-экспедиции. Каждой экспедиции будет дано определённое задание, после выполнения которого, вы должны будете представить отчёт от всей группы. Оценки получат все ученики в классе по мере активного участия в работе экспедиции. Но прежде чем отправиться в столь дальнее путешествие, давайте вспомним, о чём вели речь на предыдущем уроке. |
|
Актуализация опорных знаний по теме «Государство на берегах Нила».
|
Стратегический прием «Исправь ошибку!» 3 мин. | На экран проецируется текст, необходимо «Исправить ошибки». 1.Государство Египет находится в северо-западной части Африки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. 2.Нил впадает в Красное море. 3.Каждый год в мае Нил разливается, а в сентябре возвращается в свои берега. 4.Сначала на территории Египта было около 40 царств. Позже они объединились в два больших царства: Северный и Восточный Египет. 5.Всесильным владыкой Египта был король. 6.Во время торжественных приемов король восседал на троне, держа скипетр и державу. 7.Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил 4000 лет назад. |
Обсуждают и исправляют ошибки в текстах. |
Изучение нового материала
| Вводное слово учителя – 1 мин. | —Развитие хозяйства, ремесла, торговли, завоевательные войны привели к имущественному неравенству. |
|
Мозговой штурм – 1 мин. | -Какие ассоциации у вас возникли, когда я произнесла словосочетание «имущественное неравенство».? Запишите свои ассоциации. | Обсуждение в группах, запись и озвучивание ассоциаций. | |
Проблемные вопросы – 2 мин. | -Египетское общество разделилось на богатых и бедных. Большинство богатств находилась в руках фараона и вельмож. 1. Ребята, как вы думаете, почему в Древнем Египте возникло имущественное неравенство? 2. А кто создавал богатства Египетского государства? А еще за счет чего Египет становился еще богаче и могущественнее? | Ответы учащихся на проблемные вопросы. | |
Работа в группах – 10 мин. | -Исходя из ваших ответов я раздам индивидуальные задания каждой группе. 1 гр. «Труженики Древнего Египта» 2 гр. «Представители знати Древнего Египта» 3 гр. ««Завоевательные войны египетских фараонов» Инструктаж по выполнению задания и заполнения оценочного листа. | Выбор задания и распределение обязанностей. Изучение материала по теме, составление постера, определение вывода по вопросу – какую роль в государстве выполняли. | |
Представление группами постеров, взаимооценивание групп по принципу «Две звезды — одно пожелание» — анализ работы групп, развитие мышления, умение оценивать работу других — 6 мин. | Организация и контроль за выполнением заданий.
| Представители каждой группы защищают свои проекты, отвечают на вопросы учащихся. Учащиеся оценивают по принципу «Две звезды — одно пожелание». | |
Рефлексия – 1 мин. | – Как вы думаете, что дало нам выполнение этого задания? Молодцы, мы справились с этим заданием, давайте поапплодируем друг другу! | Высказывают свои мнения и апплодируют друг другу. | |
Физминутка – снятия физического и эмоционального напряжения — 1 мин. | Организация и проведение физминутки | Учащиеся повторяют движения под музыку. | |
Прием «Партнеры для беседы» (стратегия создание диалога, обсуждение до 2-х мин.) | «Обсудите это со своим партнером для беседы» Учитель задает вопросы каждой паре учащихся вопросы для обсуждения. 1. Почему происходит имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте? 4. Какие обязанности имели земледельцы перед царской властью? 5. Приведите примеры безграничной власти фараонов 6. Цели завоевательных походов фараонов. | Обсуждают определенные вопросы: делятся идеями и обосновывают их друг для друга; а также согласовывают то, что будет сказано классу об их идеях.
| |
Закрепление изученного | Составление синквейна – 3 мин.
| —Ребята составьте четверостишие из 1 существительного, 2 прилагательных, 3 глаголов и 1 фразы, состоящую из 4-х слов (высказывания), 5 строка – синоним ключевого слова (существительное). | Составляют синквейны: фараон, рабы, земледельцы. |
Реши кроссворд! 3 мин. | — Решите кроссворд. | Решают кроссворд. | |
Составление рассказа от имени ….3 мин.
1. Составить рассказ от имени фараона, опираясь на следующие слова: жезл, плеть, правитель, слуга.
2. Составить рассказ от имени военачальника, опираясь на слова: лук, копье, колесница, пехота.
3.Составить рассказ от имени крестьянина, опираясь на слова: налог, канал, дамба, серп, плуг.
4. Составить рассказ от имени раба, опираясь на слова: труд, бесправие, день и ночь, свобода. | —Ваша задача представить, что вы член какой-то социальной группы: либо вы фараон, либо вы военачальник, либо вы крестьянин, либо раб. И написать в тетради, опираясь на данные в задании слова, о своей жизни.
| Составляют рассказ и озвучивают его. | |
Заключительный этап урока | Рефлексия в конце урока -2 мин. | — Ребята, оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
| Дети по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. |
Рефлексия «Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 1 мин. | — Оцените свое настроение! Оставьте свои стикеры под тем рисунком, который соответствует вашему настроению на конец урока. | Оценивают свое настроение на конец урока. Прикрепляют стикеры под картинками. | |
Инструктаж домашнего задания -1 мин. | § 5-6, составить вопросы для игры «Внешний и внутренний круг» | Инструктаж домашнего задания, сбор оценочных листов.
| Учащиеся записывают д/з в дневниках. |
Таблица № 14
Возможные баллы: 1, 2, 3, 4, 5 | Полученные баллы | ||
Я сам | Учитель | ||
Выполнял все свои обязанности в группе вовремя и качественно. |
|
|
|
Работал в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании. |
|
|
|
Стимулировал других учащихся и помогал им в выполнении поставленного учебного задания. |
|
|
|
Внимательно слушал других. |
|
|
|
Предлагал аргументированные идеи. |
|
|
|
Вел обсуждение (вежливо возражал, добивался согласия по вопросам, вызвавшим споры) |
|
|
|
Комментировал и дополнял информацией высказывания других учеников в группе. |
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|