Урок истории в 9 классе по теме « Новая экономическая политика ».
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практический
Основные понятия: НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия, гражданская война, идея «НЭП всерьез и надолго, но не навсегда».
Задачи урока:
1.раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа,
2.показать отношение к НЭПу разных слоёв общества советской России.
3.продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Двадцатый век для России это время больших потрясений. Вспомним основные события и даты.
Разминка-Блиц — опрос «Знаешь ли ты даты и термины?».
1.1904-1905гг
27 февраля 1917
25 октября 1917
1914-1918гг
1918-1920гг
1905-1907гг
2. Интервенция, гражданская война, мировая война, сепаратный мир.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».
За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций.
К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 13 млн.человек, промышленное производство уменьшилось на 70%. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века, резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня, растет детская беспризорность, это явление приобретало угрожающие масштабы. Народ был измучен.
За 4года Первой мировой войны по общему уровню Россия отброшена на десятилетия назад:
— по добыче угля – к концу 19 века;
— по выплавке чугуна – в 2 раза меньше, чем в 1857г
-по производству сахара- в 45 раз меньше довоенного периода;
— прекратилось движение на 30 дорожных линиях;
-производство сельскохозяйственной продукции – уменьшилась в 2 раза.
Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис.
Это время называют «малой гражданской войной».
Проблемный вопрос: Что такое «Малая гражданская война»?
Доказать на примерах истории.
1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.
Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».
2) 28 февраля 1921 по 18 марта — восстание моряков в Кронштадте .
Требования:
1) немедленные перевыборы Советов;
2) ликвидация продразверстки и продотрядов;
3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;
4) свобода торговли;
5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий
3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» ( из-за отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий).
События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадский мятеж, по определению Ленина, «был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров».
Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил. В стране кризис.
Предположите пути выхода из него.
1.Продолжение политики «военного коммунизма» т.е.террор, репрессии, продразверстка и т.д.
Последствия — еще большая вооруженная борьба со стороны населения.
2.Полное удовлетворение требований мятежников.
Последствия- оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии
3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны – делается временная уступка небольшевистским силам.
Ленин не без колебаний выбирает третий путь. Осуществление этой политики началось с марта 1921 года, на Х съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу).
Переход к теме урока.
Какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.
Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.
Письмо
«Дорогой друг!
Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!
Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.
Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.
Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.
Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина — высокая продразверстка, засушливый 1920 год.
Твой друг Н.»
По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.
В. И. Ленин: «… мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе сохранить власть пролетариата в России, при замедлении международной революции, нельзя, экономически нельзя.»
Исходя из этого на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин вводит новую экономическую политику (НЭП). Цель введения НЭПа — решить продовольственную проблему и тем самым сохранить власть большевиков. Но Ленин предупредил, что «НЭП — всерьез и надолго, но не навсегда.»
Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть сегодня, чтобы понять сложившуюся ситуацию в России в 20 годы. (Составление плана изученияурока).
План изучения материала
1.Причины перехода к НЭПу.
2.Цели НЭПа.
3. Основные мероприятия НЭПа.
4.Итоги и значение НЭПа.
I. Причины перехода и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы).
Учитель: Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу?
( На основание ранее изученного учащиеся определяют причины и цели перехода к НЭПу , делают записи в тетрадь) :
Причины перехода к НЭПу:
Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;
Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;
Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
Цели НЭПА:
-снять социальную напряженность,
-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян
3.Содержание НЭПа.
Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».
5 и 6 вопросы заполнятся учащимися в конце урока.
«Военный коммунизм» | НЭП | |
1.Меры в области с/х. | Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм. | Продналог |
2.Меры в области промышленного производства | Национализация промышленности, ликвидация частной собственности. | Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда. |
3. Меры в области товарно-денежных отношений. | Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством. | Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа. |
4.Меры в области трудовых отношений. | Трудовая мобилизация, создание трудовых армий. | Свободный наем рабочей силы |
5. Основная экономическая задача. | Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов. | Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства |
6. Основная политическая задача. | Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником. | Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков |
Характерные черты НЭПа
«Военный коммунизм» | |
1.Рыночные отношения. | 1.Бестоварное производство. |
2. Многообразие собственности. | 2. Государственная собственность. |
3. Экономическая свобода. | 3. Принуждение к труду. |
4. Рыночная экономика. | 4. Командно – административная система. |
Продолжаем работать с мнениями очевидцев того времени. Предлагается ещё одно письмо (январь 1922 года).
«Дорогой друг!
Жизнь налаживается! На углу Садовой дядя Петя открыл свою булочную. Помнишь, какие у него вкусные ванильные булочки?! А на соседней улице вновь заработал фотосалон. Вчера из деревни приехала тетка Марфа, будет на рынке продавать сметану и картофель. Отец за чаем как-то сказал: «Жить стало легче. Мне повышают заработную плату, и выдавать будут деньгами.» Все будет хорошо!
Твой друг Н.»
Учитель обращает внимание на плакат с фотографиями 20-х годов.
Перед учениками ставится проблемный вопрос: «Все ли слои населения также приняли НЭП, как автор письма?»
Класс делится на прежние группы с прежней социальной окраской и получает задание: «Объяснить, как отнеслись к НЭПу разные слои населения Советской России.»
Время на обсуждение 3-5 минут и на выступление 2 минуты.
После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы. Примерные позиции:
Рабочие: Частично согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
Интеллигенция: Недостаток политической свободы.
Коммунисты: НЭП — капитуляция, предательство идеалов Октября.
Городские и сельские предприниматели: Недовольны экономическими санкциями и отсутствием гарантий.
Таким образом, в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но не удовлетворила все слои населения, так как вводилась «всерьез и надолго, но не навсегда»
4.Итоги Нэпа ( работа по тексту учебника и запись в тетрадь) :
Положительные черты:
1.К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади.
2.К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года.
3.К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.
4.Расслоение в селе: 60% — середняков; 26% — бедняков; 10% — батраков; 4% — кулаков.
5.К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.
Отрицательные черты:
1. Не хватало промышленных товаров.
2. Рост цен на все виды товаров.
3. Массовая безработица.
4. Перенаселение городов.
5. Изменение социальной структуры.
6. Бюрократизация.
7. Отсутствие иностранных инвестиций.
После военно-коммунистических экспериментов Россия вернулась на путь рыночной экономики. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться.
Такая экономика была так же не застрахована от кризисов.
В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, сократилась продажа зерна и других продуктов питания государству. Резко подскочили цены на продукты, с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики.
IV. Закрепление изученного материала.
Мини-тест.
1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу?
1)1919г
2)1920г
3)1921г
4) 1923г
Ответ: 3
2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?
А) упрочить свою власть;
Б) предоставить свободу политической оппозиции;
В) гарантировать свободное развитие личности;
Г) преодолеть экономический кризис;
Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;
Е) вернуться к рыночной экономике;
Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;
З) продолжать «мировую революцию»;
И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.
Ответ: А), Г), Д), И).
Подведение итогов урока.
Отношение учащихся к событиям НЭПа (мнение учеников).
Домашнее задание.
Можно ли было, в то время, обойтись без мер НЭПа. Аргументируйте свои ответы.
Выставление оценок.
Используемая литература:
Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия М. 2001г.
Виноградов С.В. НЭП: опыт создания многоукладной экономики,М.1996г.
Крестьянские восстания в Тамбовской губернии в 1919-1921гг.Антоновщина:документы и материалы. Тамбов 1997г.
Пособие по истории России, из-во высшая школа, 2002.
Хрестоматия по истории России 20 век. М, Просвещение , 1999г.
https://www.economicportal.ru/facts/nep.html