ТЕМА урока: Первая мировая война и человеческие судьбы:
Цель урока: Формирование у учащихся собственной оценки влияния Первой мировой войны на человеческие судьбы.
Задачи урока:
— организовать работу по повторению материала, связанного с событиями Первой мировой войны;
— продолжить развитие навыков систематизации информации, выделения главного в тексте, умения преобразовывать текст, прослеживать причинно-следственные связи;
— совершенствовать механизмы осуществления совместной деятельности в ходе занятия;
— содействовать формированию гуманистического мировоззрения, толерантности, гражданственности, осознанию ценности человеческой жизни.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемые результаты | Результаты | |
1. Стадия «вызова» 3-5 минут | Актуализация знаний учащихся: повторение войн России | Коллективная работа | ТЕХНОЛОГИЯ: ТРКМ Методы: поисковый, частично поисковый Постановка темы, цели, составление плана в совместной или самостоятельной деятельности учеников |
|
1.ПОБУЖДАЮЩИЙ диалог. 2.Постановка проблемной ситуации: Описание требования к профессии телефонистки 3.Побуждение к осознанию противоречия, к гипотезам, контраргумент. 4. Подсказка решающей гипотезе и плану. | ГИПОТЕЗЫ Предлагают тему, цель и план урока.
| |||
2. Стадия «осмысления» 3 минуты 2 минуты 7минут + 8минут | 1. Предлагает работу с картой-схемой: ПРИЧИНЫ войны | 1. Коллективная работа по анализу карты. Находят страны и называют их противоречия
| 1. соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; • использовать историческую карту как источник информации |
|
2. Проблемный вопрос объясните что изображено — на слайде (туалет у немецких и чешских солдат). 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ состояние | 1. Коллективная работа. Ответ на вопросы 2. Личные впечатления учеников | 2. Коллективная и групповая, индивидуальная работа с текстовой информацией способствует продолжению формирования умений работы с текстом: проектирование (плакаты), прогнозированию, обобщению, синтезу, анализу, самостоятельной продуктивно деятельности учащихся. — Цели организации работы в группе: • создание учебной мотивации; • пробуждение в учениках познавательного интереса; • развитие стремления к успеху и одобрению; • снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание; • развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
|
| |
3. Зачитывает художественный текст, отрывок из Э.М. Ремарка
| 3.Дифференциация по сложности и объёму способствует внешняя форма урока- урок исследование, внутренняя форма: комбинированный урок. 4. Технические, наглядные и дидактические средства способствуют формирование регулятивных, познавательный, коммуникативных, личностных УУД, метапредметных. 5. Учащиеся продолжили развитие умений работы с текстом: -общая ориентация т.е. объяснение значения текста, карты, диаграммы, рисунка — нахождение информации т.е. поиск необходимой информации — интерпретация текста т.е. умение сравнивать и противопоставлять информацию — рефлексия содержания текста т.е. нахождение доводов в подтверждение своей точки зрения — рефлексия на форму текста т.е. мастерство исполнения т
|
| ||
| 2. Выполнение: различия между мальчиками и девочками |
| ||
4. Предлагает работу в группах: №1. Анализ художественного текста №2. Поиск информации из исторического текста 5. Индивидуальная работа 6. Проведение физкультминутки 7. Отчеты | 1.Групповая работа и отчет каждой из групп ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ отчеты 2. Делают вывод согласно цели урока МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: | |||
3.Стадия»Рефлексия» 5 минут | 1. Эмоционально состояние | 1. Проводят самооценку работы на уроке 2. Итоги и выводы 3. Телефонные провода- ПАЦИФИЗМ | 1. Реализация рефлексии деятельности учащихся на занятии путем самоконтроля и самооценивания.
|
|
1. Стадия вызова: (коллективная работа)
Слайд №1. Найдите принципы, по которым объединены ряды:
1) Ледовое побоище, Куликовская битва, «Задонщина»
2) Кутузов , Наполеон, Багратион, «Бородино» Лермонтов М.Ю.
3) Марна, Ипр, Верден, Брусиловский прорыв
ОТВЕТЫ:
1) Монголо-татарское иго
2) Отечественная война 1812 года
3) Первая мировая война
Текст: Слайд №2
В начале XX века и во время Первой мировой войны эта должность в России считалась достаточно престижной. При этом правила приема были крайне жестокими. На службу принимались только девушки (не имевшие в последствие права выйти замуж), с хорошей памятью, знанием иностранных языков, обладающие высоким ростом и размахом рук не мене 154 см. При одном выходном в месяц эти сотрудницы не могли ни при каких обстоятельствах покидать своего места.
Кто из присутствующих девушек хотел бы занять данную должность?
Слайд №3. И так о чем мы сегодня с вами будем говорить, какова тема нашего урока: Первая мировая война и человеческие судьбы
СЛАЙД №4: Цель и план
Цель урока: Повторить главные события войны и проанализировать эмоциональное состояние человека в период войны
План урока:
Повторить исторические причины начала войны
Повторить кратко ход войны
Выяснить эмоциональное состояние человека на основе дополнительной информации 2. Стадия осмысления — Коллективная, групповая работа и индивидуальная работа.
Буквы на карте | ||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
Страны | ||||||
Англия -Россия |
|
|
| Англия-Франция | Германия-Франция | |
Борьба за влияние в Османской империи |
|
|
|
|
|
|
Борьба за влияние на Балканах |
|
|
|
|
|
|
Борьба за колонии в Африке |
|
|
|
| + | + |
Борьба за сферы влияние на Среднем Востоке | + |
|
|
|
|
|
Борьба за Эльзас и Восточную Лотарингию |
|
|
|
|
| + |
Стремление к господству на морях |
|
|
|
|
|
|
Торгово — экономические противоречия |
| + |
|
|
|
|
Задание:
1.Определите на карте страны, между которыми возникли противоречия.
2. Какие это страны? Соотнесите с буквенным обозначением.
3. Выберите из списка существующие между ними противоречия (образец заполнения показан).
ПРОВЕРОЧНЫЙ СЛАЙД
Слайд №6: Что это за приспособления? Высказывают суждения-предположения.
2.2.Фронтальная работа: Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен»
На правом краю луга выстроена большая солдатская уборная — добротно срубленное строение под крышей. Впрочем, она представляет интерес разве что для новобранцев, которые еще не научились из всего извлекать пользу. Для себя мы ищем кое-что по лучше. Дело в том, что на лугу там и сям стоят одиночные кабины, предназначенные для той же цели. Это четырехугольные ящики, опрятные, сплошь сколоченные из досок, закрытые со всех сторон, с великолепным, очень удобным сиденьем. Сбоку у них есть ручки, так что кабины можно переносить.
Мы сдвигаем три кабины вместе, ставим их в кружок и неторопливо рассаживаемся. Раньше чем через два часа мы со своих мест не поднимемся.
Я до сих пор помню, как стеснялись мы на первых порах, когда новобранцами жили в казармах и нам впервые пришлось пользоваться общей уборной. Дверей там нет, двадцать человек сидят рядком, как в трамвае. Их можно окинуть одним взглядом, — ведь солдат всегда должен быть под наблюдением. С тех пор мы научились преодолевать не только свою стыдливость, но и многое другое. Со временем мы привыкли еще и не к таким вещам.
Что вас поразило, заинтересовало в описании Ремарка?
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Усталость, стеснение, ..
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА — Зеленные карточки
Групповая работа — красные карточки и голубые карточки и цветные
2.3. Индивидуальная работа по выполнению заданий
Текст №1. Эрих Мария Ремарк «Три товарища» (отрывок)
1917 год. Фландрия. Мы с Мидендорфом купили в погребке бутылку красного вина. Собирались покутить. Но не вышло. На рассвете англичане открыли ураганный огонь. В полдень ранили Кестера. Майер и Петере были убиты перед вечером. А к ночи, когда мы уже надеялись отдохнуть и откупорили бутылку, началась газовая атака. Удушливые облака заползали в блиндажи. Правда, мы вовремя надели противогазы. Но у Мидендорфа маска прорвалась. Когда он заметил, было уже поздно. Пока он срывал ее и искал другую, он наглотался газа, и его рвало кровью. Он умер на следующее утро; лицо было зеленым и черным. А шея вся истерзана. Он пытался разорвать ее ногтями, чтобы глотнуть воздух.
Выполните следующие задания:
1. Предположите, где опасней было находиться солдатам во время газовой атаки.
ТЕКСТ №2. (Индивидуальная работа). Воспоминания очевидца газовой атаки немцев на британские позиции.
Правый фланг французов составлял полк тюркосов, на левом фланге англичан стояли канадцы. Аульд описывает атаку в следующих словах:
«Попытайтесь вообразить себе ощущения и положение цветных войск, когда они увидали, что огромное облако зеленовато-желтого газа поднимается из-под земли и медленно двигается по ветру по направлению к ним, что газ стелется по земле, заполняя каждую ямку, каждое углубление и затопляет траншеи и воронки. Сначала удивление, потом ужас и, наконец, паника охватили войска, когда первые облака дыма окутали всю местность и заставили людей, задыхаясь, биться в агонии. Те, кто мог двигаться, бежали, пытаясь, большею частью напрасно, обогнать облако хлора, которое неумолимо преследовало их».
Выполните следующее задание:
1.Вставьте слова в пропуски
Индивидуальная работа.
Выполните следующие задания:
1. Дайте название диаграмме
2. Выделите две причины возникновения этих данных
3. Сделайте три вывода о последствиях войны на основе предложенных данных
Индивидуальная работа. Соотнесите даты и события:
Событие | |
1. 1 августа 1914 г. | А) Верденское сражение |
2. 5-9 сентября 1914г. | Б) Битва на Марне |
3. Февраль – июнь 1916 г. | В) Вступление России в войну |
2 | 3 | |
|
|
|
Индивидуальная работа:
Во время Первой мировой войны данная должность в России считалась достаточно престижной. При этом правила приема были крайне жестокими. На службу принимались только девушки (не имевшие в последствии права выйти замуж), с хорошей памятью, знанием иностранных языков, обладающие высоким ростом и размахом рук не мене 154 см. При одном выходном в месяц эти сотрудницы не могли ни при каких обстоятельствах покидать своего места.
Описание, какой профессии предложено в тексте? Докажите свою точку зрения.
Групповая работа:
В русской армии времен Первой мировой войны четверо из пяти солдат призывались на фронт из деревни, не будучи в состоянии отойти от привычных крестьянских представлений о жизни, они воспринимали боевые действия как сезонный сельскохозяйственный цикл.
Предположите, с какими сезонами солдаты сравнивали определенные боевые действия:
— Зима:
— Весна:
— Лето:
— Осень:
ТЕКСТ №1
В своем донесении великому князю Михаилу Александровичу полковник граф Воронцов-Дашков, восхищенный отвагой всадников Кабардинского и 2-го Дагестанского конных полков, писал:
“С чувством особого удовлетворения должен отметить геройскую работу полков вверенной Вашему Императорскому Высочеству дивизии. Промокшие от проливного дождя, идущего всю ночь, ослабевшие от 4-х дневной “уразы”, всадники, по вязкой от дождя земле, стойко и стройно шли вперед под градом пуль, почти не залегая, и трепет обнимал противника, не выдержавшего такого стремительного наступления. Некоторые всадники – Дагестанцы, чтобы быстрее наступать, снимали сапоги и босиком бежали в атаку. Пленных почти не брали: всадники были озлоблены поведением австрийцев, поднимавших руки, выкидывать белые флаги и затем расстреливавших наших с близких дистанций; офицерам с трудом удалось вырвать из рук всадников около 20 австрийцев, принадлежащих ко всем четырем батальонам 97-го Имперского полка, к 7-му драгунскому и 11-му гусарскому полкам”.
С восхищением говорил Брешко-Врешковскнй о том, как смело бросаются горцы в атаки на неприятельскую пехоту, пулеметы и даже артиллерию: “Стихийной, бешеной лавиной кидаются они, артистически работая острым, как бритва, кинжалом против штыков и прикладов… и об этих атаках рассказывают чудеса. Австрийцы давно прозвали кавказских орлов “дьяволами в мохнатых шапках”. И действительно, одним своим видом, таким далеким от какой бы то ни было общеевропейской военной формы, кавказцы наводят на неприятеля панику…»
Выполните следующее задание:
Составьте один вопрос, который начинается со слов: почему или зачем.
Задайте вопрос противоположной группе
ТЕКСТ №2
В середине осени 1915 года есаул Андрей Григорьевич Шкуро написал рапорт на имя командующего Юго-Западным фронтом. В нем автор предложил «отрядить его с партией казаков терзать тылы и коммуникации противника». Идея пришлась командованию по душе. И вскоре Кубанский конный отряд особого назначения приступил к действиям за линией фронта.
Есаул сам отбирал бойцов в отряд. А служить под его командованием хотели многие казаки. Недостатка в желающих не было.
При первом налете кубанцы истребили полторы сотни немцев, захватили шесть пулеметов и три десятка пленных. Сдав трофеи, дивизия ушла в более продолжительный рейд по немецким тылам, во время которого среди прочих удачных наскоков под покровом сумерек и метели внезапно атаковала поселок Нобель, где располагался штаб германской пехотной дивизии, уволокла в зимнюю ночь ее командира и нескольких штабных офицеров. Немцев охватила паника. Срочно стали планироваться и предприниматься меры противодействия лихим партизанским набегам. Но Шкуро, несмотря ни на что, продолжал гулять по вражеским тылам в лесах Минской губернии.
В середине 1916 года (в обход запрета высшего начальства) на базе дивизии была сформирована специальная партизанская бригада особого назначения. Бригада стала проводить глубокие рейды в тыл противника и участвовала в знаменитом Брусиловском прорыве, разрушая и дезорганизуя тылы германцев и австро-венгров.
Выполните следующие задания
На основе текстовой информации составьте предложение с исторической ошибкой.
Прочитайте предложение противоположной группе
2.4. Физкультминутка:
Упраж. №1. «Атака»: наносят удар штыком, удар снизу и удар выпадом вперед, как это требует военная наука. Русские крестьяне принесли на войну элементы крестьянского быта: уборка снопов.
2.5.Индивидуальные отчеты, Отчеты групп
ВСЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К ЦЕЛИ УРОКА, ПЛАНУ, ПОСТАВЛЕННЫХ, В НАЧАЛЕ ЗАНЯТИЯ.
План:
1. Стол №3 ваши предположения. С какими чувствами солдаты ждали осени?
2. Стол №2. Индивидуальные отчеты:
— Соотношение дат;
— Вставить слова в пропуски;
— Анализ данных диаграммы;
— Анализ текста
3. Стол №1 задает вопросы столу №4
4. Стол №4 зачитывает ошибочные предложения столу №1
Эмоциональное состояние: страх паника злость смелость безжалостность
— какая судьба была у людей переживших Первую
мировую войну
— цель достигнута
— что-то вы узнали нового и интересного на уроке
— о чем захотелось узнать подробнее
— какой информацией захочется поделиться с 11″Б»
Список литературы: Потерянное поколение
Солдаты, возвращённые отчизне,
Хотят найти дорогу к новой жизни.
(Ремарк роман «Возвращение»)
Эрих Мария Ремарк: На Западном фронте без перемен, Три товарища, Возвращение
Конспект для презентации
Ученики | ||
Слайд:№1: Найдите принципы, по которым объединены ряды | 1.Ответ показать 2. Какую войну мы сегодня будем повторять | Тема: Первую мировую войну |
СЛ.№2: Какая судьба, жизнь ждала девушек на такой работе? | ———ЛЕНТЫ Тяжелая судьба, печальная | Тяжелая судьба, печальная Т:Первая мировая война и человеческие судьбы |
Судьбу каждого человека на войне на уроке не проанализировать. А что могло объединять все судьбы людей на войне? Какую цель урока надо нам поставить, чтобы узнать судьбы людей на войне? Что общее они испытывали? ЭМОЦИИ СЛ.№3 Цель и план | Ц:Повторить главные события войны и проанализировать эмоциональное состояние человека в период войны
| |
СЛ.№4: Проверка цели Проверка плана | А задачи урока | 1. Повторить причины 2. Повторить кратко ход войны 3. Проанализировать эмоциональное состояние на основе дополнительной литературы |
Стадия осмысления | ||
Давайте повторим причины: работа с картой СЛ.№6 противоречий международных ——————————-БЕЛЫЕ КАРТОЧКИ | Работа в парах и тройках: | |
СЛ.№6 Проверка- таблица |
|
|
СЛ.№7. Описание Ремарка | Что это, какие эмоции уже узнали? А судьба какова людей? ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ С ЭМОЦИЯМИ | Усталость Стеснение |
А теперь я предлагаю вам поработать индивидуально и в группах —- ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ: Индивидуально: даты, текст, диаграмма Группы: текст——составить 2 вопроса и 2 суждения ——— предположить |
| |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: |
| |
ПРОВЕРКА ИТОГОВ РАБОТЫ: индивидуальные работы СЛ.№8 ——даты СЛ.№9,10 —-газометы и текст СЛ.№11 —— диаграмма СЛ.№12—— плакаты ГРУППОВЫЕ ВОПРОСЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОШИБКАМИ СТОЛ №1и СТОЛ №4 СТОЛ №3——- соотношение иллюстраций СЛ. №13 и №14 | РЕБЯТА перечислите какие эмоции испытывали участники войны, о которых вы узнали в текстах. Страх Злость Паника Смелость Безжалостность | |
Стадия рефлексии |
| |
Если на протяжении 2-3х лет испытывать такие эмоции почти каждодневно, что станет с жизнями и судьбами людей? Как война повлияла на судьбы людей? СЛ.№15 —— возвращение к цели урока. | Люди станут в обычной жизни нетерпимыми, озлобленными, готовыми применять физическую силу для решения проблем. Трудно будет жить спокойной жизнью. | |
Давайте подведем итог урока: — цель достигнута — что-то вы узнали нового и интересного на уроке — о чем захотелось узнать подробнее — какой информацией захочется поделиться с 9″Б» —————- Вернемся к тяжелой судьбе девушки. Она была телефонисткой ————Давайте и мы создадим свою телефонную станцию ———- Оцените пожалуйста нашу сегодняшнюю работу на уроке — Цветные ленты: отлично, хорошо, или что-то не удалось нам на уроке | СВОЮ ЛЕНТУ Я ВАМ ДОБАВЛЯЮ. СПАСИБО РЕБЯТА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ. ЧТО БЫ СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ БЫЛИ ДРУГИМИ НАДО ЧТО БЫ ВО ВСЕМ МИРЕ БЫЛ мир. —— Знак пацифистов |
19