Конспект урока по истории «Петр I – правитель и личность» 10 класс

Конспект урока с аспектным анализом учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №4 Бутыриной Лидии Николаевны

Тема урока: «Петр I – правитель и личность»

Тип урока: урок-семинар

Место в системе уроков: обобщающий урок по теме «Правитель и личность»

Класс: 10


План урока


1. Введение. Понятие исторической личности.

2. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности. 3. Задачи , которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения. В чем состоит «идея общего блага» Петра? Согласны ли Вы с ней?

4. Значение его личных качеств .

5. Почему Петр I был назван современниками «Великим»? Что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли?

6. Ваша личная точка зрения на проблему?


Цель урока:


Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства.


Задачи урока:


— обучение учащихся историческому анализу личности;

— формирование умения работы с дополнительной литературой и источниками с элементами сопоставления и исторического противопоставления;

— формирование понятия «историография», «историческая концепция и оценка»;

— работа над философским аспектом роли личности в истории;

— формирование чувства исторической справедливости, гражданской позиции и патриотизма .

-умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.


Ход урока


Введение.


«Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но в истории всего человечества всех веков и народов. Великий Шекспир своим художественным гением создал в Гамлете неподражаемый тип человека, у которого размышление берет верх над волею и не допускает осуществляться на деле желаниям и намерениям. В Петре не гений художника, понимающий смысл человеческой натуры, а сама натура создала обратный тип – человека с неудержимою и неутомимою волею, у которого всякая мысль тотчас обращалась в дело. «Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть» — таков был девиз всей деятельности этого человека».

Урок начинается с вводной беседы-рассуждения, обобщающей представления учащихся о том, какую личность можно назвать исторической.

Следует обратить внимание на то, что личность складывается под влиянием общественных отношений (личность – есть совокупность общественных отношений) и является продуктом данного общественного строя

Личность характеризуется:

1. Потребностями личности.

2. Сформированными целями деятельности, мотивами, интересами.

3. Средствами, которые личность использует для достижения поставленных целей.

Свежие документы:  Урок по английскому языку на тему "Is It Possible to Do What You Want?"

4. Результатами деятельности.

Личность проявляется в действии.

Подводя итог беседе, обучающимися дается определение понятия «личности», как динамичной, относительно устойчивой целостной системы интеллектуальных, социально- культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Петр I относился к тем историческим деятелям, которые никого не оставляли равнодушными. В различные исторические периоды оценки менялись на диаметрально противоположные. Уже при жизни Петра его преобразования влекли как яростное неприятие (раскольники, старомосковское боярство, церковные круги , царевич Алексей и т. д.) так и восторженную поддержку («Птенцы гнезда Петрова»). В 18 в. происходит идеализация личности Петра I. В19 в. оценки еще больше разошлись: одни считали, что Петр I сделал Россию великим государством – империей, другие – принудил Россию сойти с естественного пути развития (славянофилы и западники).

Выявляются особенности характера Петра: по своей натуре необычайно противоречив. Но, одновременно, это натура цельная, т. к. у него была идея, которая собирала воедино все черты его противоречивой натуры. Эта цель — идея – служение государству. Свое величие Петр видел не в том, что он царь, а в том, что он сделал для государства, он слуга государства.

Обучающимся предлагается сформировать таблицу, характеризующую личность Петра Великого. Она может выглядеть следующим образом:

Черты личности Петра I:

Воля

Целеустремленность

Решительность

Преданность России

Трудолюбие

Смелость, личная отвага

Физическая сила

Суровость

Неприхотливость

Скупость

Невыдержанность, пьянство и лукавство ,

Любознательность, демократия в общении.

Вспыльчивость, не уравновешенность, жестокость, готов на многочисленные жертвы, ради достижения цели.

Живой, подвижный ум, легко воспринимал все новое.


После выявления личностных качеств Петра, проводится его сравнение с современниками, правителями других стран.

Страна

Правитель

Качества

Австрия

император Леопольд

Крайняя нерешительность и безволие


Дания

король Фридрих IV

Необычайно ленив

Польша

король Август II

Жизнелюбив, не гнушался изменами, не держал своих обещаний и клятв, ради трона был готов на унижения

Швеция

король Карл XII

Смелый, жестокий, замкнутый честолюбец, всю свою жизнь только воевал, все дела, кроме войны, считал постыдными и не достойными короля


В выступлениях обучающихся раскрывается историческая роль деятельности Петра I:


1. Петр Великий сознательно выбрал для себя в жизни особую роль – Петр Михайлов, частное лицо, которое действовало на том ограниченном поприще, на котором в данный момент находилось (когда Петр исполнял обязанности мастерового, капитана, генерала, зубного врача – он был не царем, а Петром Михайловым).

Свежие документы:  Урок по истории для 5 класса по теме «Возникновение театра»

Главная идея Петра – «идея общего блага». (Впервые эта идея была выражена в 1702 году в Манифесте о призыве иностранцев на русскую службу и окончательно сформирована к 1721 году в речи в связи с заключением Ништадтского мира – «о прибытке общем нужно заботиться, чтобы народ был облегчаем»).


2. Однако все противоречия Петра объясняются абстрактностью его идеи. В понимании царя любой его поступок относится к общему благу. «Общее благо» имело ярко выраженный внешнеполитический аспект – независимость территории России. По отношению к подданным «общее благо» – справедливый суд, социальный мир, сбор налогов, удачная торговля.

Но подданные делились на податные и привилегированные сословия и «общее благо» для них было различным.

«Общее благо» дворян

«Общее благо» горожан

«Общее благо» крестьян

Обязательная учеба и служение государству

Активное участие в торговле и промышленности, а при отсутствии стремления заниматься этим добровольно всячески заставлять выполнять это «общее благо».

Выполнение повинностей и налоговых платежей

Таким образом, практически все сословия России понуждались к «общему благу». В связи с этим, главная проблема Петра Великого как исторической личности – его одиночество, непонимание его главной идеи современным ему обществом, что влекло за собой принуждение и жестокость (подавление выступлений стрельцов, борьба с православной церковной верхушкой, старообрядчеством, старым боярством и т. д.). Вместе с тем, Петру удалось достигнуть поставленной цели – превращение России в великую державу, что и позволяет считать личность Петра I выдающейся, великой личностью.

Предлагается сделать основной вывод урока о превращении России в великую державу благодаря самозабвенной, хотя и жестокой политике Петра I, сопоставляя исторические споры и высказывания о Петре Великом:


«Все темные стороны характера Петра, конечно, легко извинять чертами века; справедливо могут указать нам, что подобных сторон еще в большей степени найдется в характере других современников Петровых. Несомненным останется, что Петр превосходил современных ему земных владык обширностью ума и неутомимым трудолюбием, но в нравственном отношении не лучше был многих из них; за то общество, которое он хотел пересоздать, возникло не лучшим в сравнении с теми обществами, которыми управляли прочие Петровы современники… Петр посредством своих деспотических мер создал из нее государство, грозное для чужеземцев войском и флотом, сообщил высшему классу ее народа наружные признаки европейского просвещения, но Россия после Петра все-таки, в сущности, не сделалась «новым Израилем»…

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Буквы Ёё. Ёё. Про ёжика и ёлку.(первый урок из трех)"

«При этом Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта – преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, которое побуждает нас, помимо нашей воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием на его потомстве. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти»


Обучающиеся сравнивают, делают выводы о неоднозначности оценки преобразований, формируется умение определять исторические перспективы развития государства и народа.

Поставленная цель – рассмотреть историческую личность на примере Петра 1 – правителя и реформатора выполнена. Обучающиеся справились с теми заданиями, которые перед ними стояли.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: