Тема урока: Реформы 1867 – 1868 гг в Казахстане
Цели:
Развития | Воспитания | |
1. сформировать знания о реформе 1867 – 1868гг. | 1.развивать умение работать с печатным текстом и картой | 1.формирование гражданской позиции
|
2. сформировать понимание неизбежности реформ | 2. формировать умение составлять таблицы и схемы | 2. формирование понятия патриот |
3. сформировать знания о программе, предложенной Ш.Уалихановым | 3. формировать умение работы с историческим документом |
|
4. сформировать знания о новом административном устройстве и структуре управления Казахстана | 4. формировать умения устанавливать причинно – следственные связи между историческими явлениями и давать характеристику историческому деятелю |
|
Урок занимает важное место в курсе, т. к. позволяет понять логику развития Казахстана в условиях колониальной зависимости, которую можно представить следующим образом:
В России произошла отмена крепостного права и проводится ряд буржуазных реформ, которые расчищают путь для буржуазного развития империи;
Казахстан, являясь колонией и сырьевой окраиной империи, обязательно будет втянут в процесс развития капиталистических отношений;
Завершение присоединения казахских земель и несоответствие «Устава» о сибирских казахах 1822 года и «Устава» об оренбургских казахах новым условиям приводят царское правительство к мысли о необходимости проведения новой реформы;
При подготовке этой реформы Ш.Уалиханов предлагает свой проект, основанный на началах народного самоуправления, который противоречит целям правительства, и поэтому отвергнут;
Принят проект «Степной комиссии», который идет вразрез с интересами коренного населения, усиливает колониальное владычество России, частично расчищает путь для развития капиталистических отношений;
6. Реформы несут как положительные, так и негативные последствия.
Методы проведения занятия: репродуктивно – словесный, частично – поисковый, проблемный, фронтальная и индивидуальная форма организации познавательной деятельности.
Материальное обеспечение: рабочий лист с заданиями разного уровня сложности, карта Казахстана в учебнике, хрестоматия по истории Казахстана 8 – 9.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | ||||
1. орга-низаци-онный, целепо-лагание, мотивация. | 1.1Перечисляет предметы, которые потребуются на занятии. | 1.1 учащиеся проверяют у себя наличие учебников рабочего листа тетради, ручки, линейки карандаша, хрестоматии. | ||||
1.2 Просит одного из учеников сформулировать цели занятия, опираясь на план урока, написанный на доске. При необходимости цели корректируются или дополняются. | 1.2 План занятия: 1.Реформы 60 – х годов XIX века в России. 2. Причины реформ 1867 – 1868 гг. в Казахстане. 3. Цели реформ 4. Подготовка реформ:а) проект Бутковаб) проект «Степной комиссии»в) проект Ш.Уалиханова5. Основные направления реформы:а) новое административное устройствоб) новая структура управленияв) изменения в судебной системе6. Последствия: отрицательные и положительные. | |||||
2. изучение нового материала | 2. Рассказ учителя с опорой на схему № 2 рабочего листа. Просит, следя за объяснением, перенести схему в тетрадь. Таким образом создает структурную основу нового материала для будущего углубленного изучения. | 2.Ученики, следя за рассказом учителя, переносят схему № 2 в тетрадь. | ||||
3.самостоятельная работа учащи-хся по изуче-нию нового материала | 3. Помощь со стороны учителя и координация деятельности учащихся по выполнению работы. | 3. Поэтапное выполнение заданий рабочего листа: 3( 1а), 2а), 3а), 4, 5а)) | 3. (1б), 2б), 3б), 4, 5б)) | 3. ( 1в), 2в), 3в), 4, 5в)) | ||
4.Закрепление пройденного материала. | 4.Обьяснение методики работы с тестами. | 4.Выполнение тестовых заданий 4а) | 4. 4б) | 4. 4в) | ||
5. До-машнее задание | 5. Объяснение задания на дом. | 5.Вопрос №2 стр129 | 5. Вопрос №1 стр 129 | 5. Вопрос №3 стр 129(учебника |
Рабочий лист
Схема № 2
1 – 2. Реформы 60- х гг. в России Завершение присоединения каз. земель
3. Цели:
1.Реорганизация управления – создание более эффективного административного аппарата, который должен себя содержать.
2.Превращение Казахстана в лагерь для наступления на Центральную Азию
3. Увеличение налоговых сборов для содержания армии и чиновников.
4. Объявление казахских земель – государственной собственностью, для дальнейшей колонизации Казахстана.
5. Создание административно – территориальной определенности для облегчения управления и улучшения налогообложения.
6. Распространение общеимперского законодательства.
7. Создание новой структуры судебных органов, гибко реагирующей на сопротивление коренного населения.
Казахская степь
Западная Восточная
Тургайский край Сергиополь
Смена оренбургского ген. – губернатора: Безак Крыжановский
Степная комиссия Гирс
Гейнс Гутковский Проценко
Главный штаб Оренбургский край Западно – Сибирское
ген. — губернаторство
рескрипт АII(5 июня 1865): вопросники: тяготы, землепользование,
судебные дела, просвещение, подати, религия.(только для феодалов)
5. 11 июля 1867г. «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей»
21 октября 1868г. «Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями»
Основные направления реформ:
А) Новое административное устройство
Оренбургское Западно – Сибирское Туркестанское(ген. –
губернаторства)
Уральская Акмолинская Семиреченская
Тургайская Семипалатинская Сырдаръинская(области)
1872г. Букеевское ханство Астраханская губерния
Мангыстау Кавказский военный округ
Генерал – губернаторство генерал – губернатор (военная и гражданская
власть)
(туркестанский – право ведения
переговоров)
область военный губернатор (наказной атаман)
вице – губернатор
областное правление (отделы: хозяйственный, судебный, распорядительный)
уезд уездный начальник (полиция, воинские части,
учреждения, укрепления)
советники (один из местной
верхушки)
волость волостной управитель (из знати)
административный аул аульный старшина
Военно – судебные комиссии уездный суд суд биев и казиев
6. Последствия: положительные и негативные.
3. Самостоятельная работа учащихся.
3.1.б)Какое звено власти в структуре управления было изъято у чингизидов и феодальной верхуш-ки? О чем это говорит? (стр.128 учебника)
3.2.б) Как вы думаете, с какой целью Ш. Уалиханов выступил со своими предло-жениями по проекту реформ? На основании его предложений дай-те краткую характе-ристику Ш.Уалихано-ва как общественного деятеля.(стр.314 — 317 хрестоматия) | 3.1.в) Какие доводы использует комиссия, доказывая необходимость изменение структуры управления казахской степью? В чем на ваш взгляд истинные причины?(стр 319 – 320 хрестоматия)
3.2.в) Сравните два выска-зывания: «На месте слабых ханов встала сильная власть русского государства, кото-рое устрашив кочевников победами своего оружия, подчинило их себе окон-чательно, дало им порядок и навсегда лишило их возмож-ности сознавать себя своевольными независи-мыми.…» Н.Петровский, российский консул в Синьцзяне. «В каждом действии русско-го начальства киргизы видят одно только зло, посягатель-ство на их свободу и льготы. …для нормального роста народа, на какой бы степени развития он ни стоял, необ-ходимы: саморазвитие, са-мозащищение, самоуправ-ление и самосуд…» Ш.Уалиханов. В чем коренное отличие их взглядов на будущее казах-ского народа?
| |||
3.3.а) Выпишите, какие уголовные дела относились к ведению: а) военного суда, б) уездного суда, в) народного (суда биев и казиев) (стр.341 хрестоматия)
| 3.3.б) Какие уголовные суда и почему относились по реформе к ведению народного суда (суда биев и казиев)? (стр 341 – 348 хрестоматия) | 3.3.в) Сравните роль народного суда по реформам 1822 – 1824 и 1867 – 1868гг? Как изменилось положение коренного населения в соответствии с положениями реформы ? (стр 62, 128 учебника и стр 341, 348 хрестоматия) | ||
3.4. Используя карту учебника определите границу генерал – губернаторств и областей. | ||||
3.5.а) Начертите и заполните таблицу положительных и негативных последствий реформы. (стр 128 – 129 учебника) | 3.5.б) Объясните, почему положение основной части казахского населения в результате проведения реформы ухудшилось? (стр 128 – 129 учебника) | 3.5.в) Сравните последствия реформ 1822 –1824 и 1867 –1868гг. В каком случае последствия были более тяжелыми и почему? (стр 62- 63 и 128 – 129 учебнака) |
4.а) Найдите правильный ответ:
На какое количество генерал – губернаторств были разделены казахские степи по реформе 1867 – 1868гг?
А) одно, Б) два, В) три, Г) четыре.
Какой ученый – казах высказал свою точку зрения по планированию реформы?
А) М.С.Бабажанов, Б) Ш.Уалиханов, В) Ы.Алтынсарин, Г) М.Каратаев.
Назовите генерал – губернаторства, образованные в 1867 –1868гг:
А) Уральское, Сибирское, Семиреченское,
Б) Сырдарьинское, Семипалатинское, Оренбургское,
В) Оренбургское, Западно – Сибирское, Туркестанское,
Г) Семиреченское, Среднеазиатское, Оренбургское.
Какие области вошли в Туркестанское генерал – губернаторство?
А) Семипалатинская, Семиреченская,
Б) Верненская, Пишпекская,
В) Сырдарьинская, Семиреченская,
Г) Среднеазиатская, Семиреченская.
Какие области вошли в Оренбургское генерал – губернаторство?
А) Уральская, Тургайская,
Б) Оренбургская, Актюбинская,
В) Тургайская, Акмолинская,
Г) Акмолинская, Уральская.
Какие области вошли в Западно – Сибирское Генерал – губернаторство?
А) Акмолинская, Тургайская,
Б) Акмолинская, Семипалатинская,
В) Акмолинская, Оренбургская,
Г) Акмолинская, Сырдарьинская.
К какой губернии относились земли Бокеевского ханства?
А) Оренбургской, Б) Западно – Сибирской, В) Туркестанской,
Г) Астраханской.
Кто назначался во главе областей согласно реформе 1867 – 1868гг?
А) султаны, Б) бии, В) военные губернаторы, Г) старшины.
Кто возглавил комиссию по составлению проекта реформы?
А) военный министр Милютин,
Б) член Совета Министерства внутренних дел Гирс,
В) генерал – губернатор Безак,
Г) полковник Главного штаба Гейнс.
В каком году Мангыстау отошло под управление Кавказского военного округа?
А) 1867, Б) 1868, В) 1872, Г) 1865.
4.б) Найдите правильный ответ.
Какому генерал – губернаторству было разрешено вести дипломатические переговоры с иностранцами?
А) Оренбургскому, Б) Западно – Сибирскому, В) Степному,
Г) Туркестанскому.
Кто освобождался от налогов по реформе 1867 – 1868гг?
А) бии, Б) баи, В) батыры, Г) чингизиды.
Скольки звенная система управления была введена в Казахстане по реформе?
А) двух, Б) трех, В) четырех, Г) пяти.
В каком регионе Казахстана во второй половине XIX века полицейская и исполнительная власть была передана аксакалам?
А) в Акмолинской области, Б) в Сырдарьинской, В) в Тургайской,
Г) в Уральской.
Распространение капиталистических отношений на национальных окраинах берет свое начало:
А) в конце XVIIIвека, Б) в начале XIX, В) в середине XIX, Г) в конце XIX
6. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась:
А) только с шаруа, Б) только с биями и баями, В) лишь с узкой группой
феодалов, Г) только с чингизидами.
7. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстана:
А) на началах народной демократии,
Б) на началах народного самоуправления,
В) на основе возвращения к ханской власти.
Г) на основе укрепления колониального аппарата.
Контроль над деятельностью областного правления осуществлял:
А) генерал – губернатор, Б) вице – губернатор, В) военный губернатор, Г)специальный советник.
Из представителей местной правящей верхушки назначался:
А) уездный начальник, Б) старейшина, В) помощник уездного начальника,
Г) аксакал.
Роль какого из судов при решении споров была более весомой:
А) суд биев и казиев, Б) народный суд, В) уездный суд, Г) военно-
судебная комиссия.
Отлитый из бронзы знак и печать, как символ власти, вручался:
А) старшинам, Б) аксакалам, В) волостным управителям, Г) биям.
4.в) Найдите правильный ответ:
«Устав» о сибирских казахах и «Устав» об оренбургских казахах были отменены, так как:
А) не могли противостоять сопротивлению коренного населения.
Б) не отвечали целям хозяйственного развития,
В) структура управления Казахстаном устарела.
Г) в состав Российской империи вошли новые территории.
2.Назовите самое тяжелое последствие реформы 1867 – 1868гг для казахов:
А) объявление казахских земель государственной собственностью,
Б) усиление налогов,
В) усиление социального расслоения аула,
Г) ущемление местной знати в правах.
В чем заключалось классовое содержание реформы:
А) созданы предпосылки для освоения богатств края,
Б) чингизиды обеспечивались государством пенсией и освобождались от
налогов
В) усилилось расслоение жителей аула,
Г) ограничивалось влияние шариата на повседневную жизнь.
Уездные и военные суды:
А) усилили угнетение народа,
Б) улучшили правовое положение шаруа,
В) ограничили влияние шариата,
Г) изменили правовое положение женщин.
Отрицательные последствия реформы критиковали:
А) Абай Кунанбай – улы, Б) Шокан Уалиханов,
В) Муса Шорман – улы, Г) Н.А.Крыжановский.