Тема урока:
«Россия на рубеже
XVII – XVIII веков»
(методическая разработка урока
7 класса)
Учитель: Московченко Т.В.
Цель урока: подвести школьников к
выводу об отставании феодально–
крепостнической России, но
сравнению с передовыми
европейскими странами и о
необходимости крупных
преобразований в Российском
государстве.
Оборудование: карта «России» и «Европы»,
репродукция картин Сурикова «Утро
стрелецкой казни» и «Петр».
Что знать: в чем суть отставания России от
государства Западной Европы. Какие
задачи надо решить в начале 18 в.,
чтобы ликвидировать отставание.
Что уметь: работать с тетрадями, учебником,
картой, картиной, выделить главное в
теме, делать выводы.
Понятия: стрельцы, регуляриал армии, галеры.
Ход урока:
Сформулировав тему и основные вопросы урока, учитель в целях активизации познавательной деятельности школьников ставит перед ними определенную задачу – в конце урока самостоятельно ответить (в письменном виде) на следующие вопросы:
а) в чем выражалась отсталость России к концу XVII в. от передовых стран Западных Европы?
б) какие преобразования (изменения) необходимо было провести в России?
2. Перед изучением новой темы беседа по вопросам:
а) что такое мануфактура?
б) что такое производительность труда?
в) чем отличается мануфактурное производство от ремесленного?
3. Затем учитель дает краткую характеристику положения стран Западной Европы.
Работа с картой — Англия, Нидерланды, Франция, Германия, Швеция.
Швеция Англия Нидерланды
Германия Франция
Россия
-Как же шло тогда развитие России?
-Почему же Россия отставала от более развитых стран Западной Европы?
4. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, учащимся предлагается прочитать соответствующий текс в учебнике пр. 30, п. 1, стр. 193-194.
5. Причины отставания записываются на доске:
1)Слабое развитие промышленности;
2)Узость внутреннего рынка, слабость внешней торговли (сохранение н/х);
3) Не было выхода к Черному и Балтийскому морям;
4)Не имела ни регулярной армии, ни военно-морского флота ;
5)Устарела система управления;
6)Монголо-татарское иго, иноземные вторжения.
-Какие же преобразования были особенно необходимы?
На этот вопрос учащиеся могут самостоятельно ответить:
Развить свою промышленность;
Создать сильную армию и флот;
Завоевать выходы в Балтийское и Черное море, т. Е. получить более удобные пути для торговли и культурного общения с Западной Европой.
6. Дальше заранее подготовленный ученик делает сообщение о детских и юношеских годах Петра 1.
7. Рассказ учителя о поездке Петра 1 за границу и войне с Турцией. Вопросы:
а) Как же Петр вел борьбу за взятие Азова?
б) Каков итог поездки за границу в 1697-1698 г. ?
П-1- Софья -1698 восстание стрельцов
1725 —————- р. Воронеж
1672 Турция 23 галеры
Азов
(1695-1696)
8. Рассказ учителя.
После возвращения из-за границы Петр 1 со страшной жестокостью расправился со стрельцами, восстание которых к этому времени было уже и без того подавлено.
Яркой иллюстрацией этой расправы, деспотизма и жестокости Петра может служить картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
9. В конце занятия для закрепления пройденного на уроке учащихся предлагается в письменном ответить на следующие вопросы:
Вариант А
— в чем выражалась отсталость России к концу XVII в. от передовых стран Западных Европы?
Вариант Б
— какие преобразования (изменения) необходимо было провести в России в XVIII в.?