Конспект урока по истории «Русь с древнейших времен до XVI века»

РУСЬ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН

ДО XIV ВЕКА

Игра «Звездный час»

Цели и задачи: обобщить знания учащихся по истории Отечества с древнейших времён до XIV века, развивать умения учащихся объяснять понятия, соотносить события и даты, воспитывать любовь и уважение к истории родной страны.

Эпиграф:

Родная страна становится ещё более

близкой и родной, когда знаешь её историю.

М. И. Калинин

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

РАЗМИНКА

  • При ком Киев стал столицей государства Киевская Русь? (Олег)

  • Съезд князей в 1097г. Прошел… в (Любече)

  • Какой город был основан Юрием Долгоруким? (Москва)

  • До какого города не дошли войска Батыя? (Новгород)

  • Как называлась первая русская летопись? (Повесть временных лет)

  • Свод законов Древней Руси назывался … (Русская правда)

  • Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань? (полюдье)

  • Наука, занимающаяся изучением монет (нумизматика)

  • Народное собрание на Руси (вече)

  • Глава мастного управления, назначенный центральной властью (наместник)


Конкурс «Человек-загадка».

1) Определите, о ком идёт речь?

  • — Эта женщина жестоко отомстила за смерть своего мужа. Назовите ее имя. (Ольга.)

  • — Этот хан привёл полчища монголо-татаров на Русь. (Батый.)

  • — «Вещим» остался этот князь в истории. (Олег.)

  • — О ком написала Н. Кончаловская:

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

(Нестор.)

  • — Этот князь создал закон о порядках в Новгороде, нанёс крупное поражение печенегам, уделял большое внимание культуре, просвещению, строительству церквей, монастырей. (Ярослав Мудрый.)

  • — Внук Ярослава Мудрого. Был полководцем и государственным деятелем, написал «Поучение детям». (Владимир Мономах.)

  • — Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго. По его приказу бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. Князь начал строительство на Руси церкви, пригласил из Византии образованное духовенство, открыл церковные школы.

(Владимир)

  • -Князь многое сделал для распространения христианства. Он строил новые церкви, открывал новые церкви, открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нем был основан Киево-Печерский монастырь. (Ярослав Мудрый)

  • -Свое прозвище получил за стремление «протягивать руки» с далекой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. С именем этого князя связано первое летописное упоминание о Москве. (Юрий Долгорукий)

  • Во сне князю явилась Богородица, повелевшая основать церковь на месте видения, а икону оставить во Владимире. Князь выстроил вместе с церковью великолепный белокаменный дворец. (Андрей Боголюбский)


2) Кто и в связи с чем сказал:

— «Кто не придёт завтра на Днепр, да будет мне враг». (Владимир Красное Солнышко.)

— «Иду на вы». (Святослав.)

— «Приди ко мне, брате, в Москов». (Юрий Долгорукий.)


3. Конкурс «Неизвестный город».

В X-XI века в Скандинавских странах Русь называли «гардарики» — страна городов. Наш следующий конкурс посвящен им.

На стендах вы видите названия городов: Москва, Новгород, Козельск, Рязань. Определите, о каких городах идёт речь?

1) «Матерью городов русских» называли его современники. (Киев.)

2) Бывшее владение боярина Кучки. В 1147 году впервые было упомянуто в летописи. В XV веке этот город стал центром объединения русских земель. (Москва.)

3) …Он раскинулся по берегам реки. Две его части соединял широкий деревянный мост. Как и всякий город, он являлся крепостью. Большой достопримечательностью города были бревенчатые

мостовые. В центре города находилась площадь, на которой обсуждались все важнейшие дела. (Новгород.)

4) Осаждённые монголами, жители этого города решили: «Умрём, чтобы на земле оставить добрую славу, а на небе получить венец бессмертия». И бились они 7 недель. Хан повелел перебить всех жителей до единого, даже младенцев, и назвал его злым. (Козельск.)


4.Установите последовательность княжения во Владимиро-Суздальской земле.

  1. Всеволод Большое Гнездо

  2. Юрий Долгорукий

  3. Владимир Мономах

  4. Андрей Боголюбский

  5. Юрий Всеволодович


3 2 4 1 5


6.Определите понятия и термины

  1. Республика

  2. Политика

  3. Вотчина

  4. Холопы

  5. Эксплуатация

Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам

Вотчина – наследственное земельное держание

Политика – искусство управлять государством

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям

эксплуатация– присвоение результатов чужого труда


7.Исторический снежный ком

Тема игры: «феодальная раздробленность на Руси»

Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к данной теме, понятие или событие связанные с данной темой. Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать следующее слово или словосочетание, тесно связанное по смыслу с уже сказанным.

Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку слов.


Герой, дата, событие

Ведущий проходит мимо участников игры и указывая на одного, говорит: ГЕРОЙ, на другого ДАТА, на третьего: СОБЫТИЕ.

Участник игры на которого указывает ведущий, должен быстро назвать то, что указал ведущий.

Неправильно назвавший, или ничего не успевший сказать, пока ведущий считает до трех, выбывают из игры.























3



Свежие документы:  Конспект урока с презентацией на тему «Начало Великой Отечественной войны»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: