РУСЬ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН
ДО XIV ВЕКА
Игра «Звездный час»
Цели и задачи: обобщить знания учащихся по истории Отечества с древнейших времён до XIV века, развивать умения учащихся объяснять понятия, соотносить события и даты, воспитывать любовь и уважение к истории родной страны.
Эпиграф:
Родная страна становится ещё более
близкой и родной, когда знаешь её историю.
М. И. Калинин
Ход урока
Вступительное слово учителя.
РАЗМИНКА
При ком Киев стал столицей государства Киевская Русь? (Олег)
Съезд князей в 1097г. Прошел… в (Любече)
Какой город был основан Юрием Долгоруким? (Москва)
До какого города не дошли войска Батыя? (Новгород)
Как называлась первая русская летопись? (Повесть временных лет)
Свод законов Древней Руси назывался … (Русская правда)
Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань? (полюдье)
Наука, занимающаяся изучением монет (нумизматика)
Народное собрание на Руси (вече)
Глава мастного управления, назначенный центральной властью (наместник)
Конкурс «Человек-загадка».
1) Определите, о ком идёт речь?
— Эта женщина жестоко отомстила за смерть своего мужа. Назовите ее имя. (Ольга.)
— Этот хан привёл полчища монголо-татаров на Русь. (Батый.)
— «Вещим» остался этот князь в истории. (Олег.)
— О ком написала Н. Кончаловская:
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
(Нестор.)
— Этот князь создал закон о порядках в Новгороде, нанёс крупное поражение печенегам, уделял большое внимание культуре, просвещению, строительству церквей, монастырей. (Ярослав Мудрый.)
— Внук Ярослава Мудрого. Был полководцем и государственным деятелем, написал «Поучение детям». (Владимир Мономах.)
— Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго. По его приказу бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. Князь начал строительство на Руси церкви, пригласил из Византии образованное духовенство, открыл церковные школы.
(Владимир)
-Князь многое сделал для распространения христианства. Он строил новые церкви, открывал новые церкви, открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нем был основан Киево-Печерский монастырь. (Ярослав Мудрый)
-Свое прозвище получил за стремление «протягивать руки» с далекой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. С именем этого князя связано первое летописное упоминание о Москве. (Юрий Долгорукий)
Во сне князю явилась Богородица, повелевшая основать церковь на месте видения, а икону оставить во Владимире. Князь выстроил вместе с церковью великолепный белокаменный дворец. (Андрей Боголюбский)
2) Кто и в связи с чем сказал:
— «Кто не придёт завтра на Днепр, да будет мне враг». (Владимир Красное Солнышко.)
— «Иду на вы». (Святослав.)
— «Приди ко мне, брате, в Москов». (Юрий Долгорукий.)
3. Конкурс «Неизвестный город».
В X-XI века в Скандинавских странах Русь называли «гардарики» — страна городов. Наш следующий конкурс посвящен им.
На стендах вы видите названия городов: Москва, Новгород, Козельск, Рязань. Определите, о каких городах идёт речь?
1) «Матерью городов русских» называли его современники. (Киев.)
2) Бывшее владение боярина Кучки. В 1147 году впервые было упомянуто в летописи. В XV веке этот город стал центром объединения русских земель. (Москва.)
3) …Он раскинулся по берегам реки. Две его части соединял широкий деревянный мост. Как и всякий город, он являлся крепостью. Большой достопримечательностью города были бревенчатые
мостовые. В центре города находилась площадь, на которой обсуждались все важнейшие дела. (Новгород.)
4) Осаждённые монголами, жители этого города решили: «Умрём, чтобы на земле оставить добрую славу, а на небе получить венец бессмертия». И бились они 7 недель. Хан повелел перебить всех жителей до единого, даже младенцев, и назвал его злым. (Козельск.)
4.Установите последовательность княжения во Владимиро-Суздальской земле.
Всеволод Большое Гнездо
Юрий Долгорукий
Владимир Мономах
Андрей Боголюбский
Юрий Всеволодович
3 2 4 1 5
6.Определите понятия и термины
Республика
Политика
Вотчина
Холопы
Эксплуатация
Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам
Вотчина – наследственное земельное держание
Политика – искусство управлять государством
Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям
эксплуатация– присвоение результатов чужого труда
7.Исторический снежный ком
Тема игры: «феодальная раздробленность на Руси»
Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к данной теме, понятие или событие связанные с данной темой. Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать следующее слово или словосочетание, тесно связанное по смыслу с уже сказанным.
Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку слов.
Герой, дата, событие
Ведущий проходит мимо участников игры и указывая на одного, говорит: ГЕРОЙ, на другого ДАТА, на третьего: СОБЫТИЕ.
Участник игры на которого указывает ведущий, должен быстро назвать то, что указал ведущий.
Неправильно назвавший, или ничего не успевший сказать, пока ведущий считает до трех, выбывают из игры.
3