Конспект урока по истории «Социалистическая индустриализация» 9 класс

Урок по теме «Социалистическая индустриализация»


Тема урока: Социалистическая индустриализация

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Дата урока:

Образовательные ресурсы: Учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брант «История России XX— начало XXI века», М., Просвещение 2012 г.

Карта «Народное хозяйство СССР в 1926-1940гг.», раздаточный материал с документами, мультимедийное оборудование, презентация «Социалистическая индустриализация»

Цели урока:

1.Образовательная : раскрыть сущность индустриализации, причины, этапы, методы и особенности её проведения, экономические, социальные и политические последствия.
2.Развивающая : продолжить формировать умение анализировать исторические события, делать выводы; работать в парах, структурировать различные виды информации (презентация, рассказ учителя), продолжить работу по формированию умений работы с документами, историческими источниками, картами, таблицами, фотоматериалами, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
 3.Воспитательная: продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны. Способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям, чувства гордости за достижения нашей страны.
Формируемые УУД:

Личностные: сформировать у учащихся учебную мотивацию, понимание необходимости получить новые знания, формирование самостоятельности, повышение познавательного интереса к предмету.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, его цели и задачи, научить планировать свою учебную деятельность, осуществлять самооценку и коррекцию знаний, а также контроль.

Коммуникативные: продолжить формировать умение слушать других, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, совместно действовать, работать в парах.

Познавательные: сформировать умения анализировать информацию, осуществлять поиск информации из документальных источников, осуществлять сравнение.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное обучение

Основные термины и понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, ГУЛАГ, социалистическое соревнование.

Планируемые результаты:

Предметные: Овладение целостным представлением о процессе индустриализации в СССР, умение изучать и систематизировать информацию из различные исторических источников


Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать, умение соотносить свои действия в планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение работать с информацией (анализировать и обобщать факты, сравнивать)


Личностные:


Структура урока:

1. Организационный момент

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

3. Первичное усвоение новых знаний и способов действий

4. Первичная проверка понимания, осмысление и закрепление

5. Первичное закрепление знаний

5. Информация о домашнем задании

6. Рефлексия. Итог урока.




Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач. Мотивация.

— Какой исторический период мы изучаем?

— Какие события происходили в мире в конце 20-х годов?

— В чем он выразился?

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Основы религиозных культур и светской этики»

Что же происходило в это же время в СССР

Слайд 1-5.

Что вы видите на слайдах?

Значит о чем сегодня мы будем говорить?

Слайд 6.

Какие задачи мы должны решить в ходе изучения темы?

Слайд 7.

Работать мы будем по такому плану:

  1. Причины и цели индустриализации.

  2. Первые пятилетки и их итоги.

  3. Источники индустриализации.

  4. Особенности индустриализации.

  5. Индустриализация в Башкортостане

  6. Последствия индустриализации

Слайд 8


III. Постановка проблемного вопроса.

Главный вопрос на который мы должны ответить: Что помогло СССР провести индустриализацию с сжатые сроки.

Слайд 9.

IV. Изучение новой темы.

Слайд 10.

  1. Причины и цели индустриализации.

Чтобы разобраться в необходимости этого процесса в стране обратимся к документам. Работа в парах по документам.

Вопросы к документу:

1. Какие причины делали индустриализацию необходимой?

2. Каковы могли быть ее цели?

 Причины и цели индустриализации

1. К 1926 году были в основном восстановлены легкая и пищевая промышленность, но тяжелая индустрия не достигла уровня 1913 года. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. По производству промышленной продукции на душу населения СССР отставал от передовых стран Запада в 5-30 раз.

2. Сталин говорил “мы отстали от передовых стран на 50-100лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет…либо нас сомнут”.

3. На пленуме ЦК ВКП (б) в 1928 году отмечалось “ Тяжелая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства”

4. В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи, оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения.

В 1927 году в Варшаве был убит советский полномочный представитель Войков.

В 1927 году Франция потребовала отозвать советского посла Раковского.

Все эти разрозненные события советское государство расценило как заговор “империалистических держав” против СССР, целью которого является война.

Слайд 11.

Ответы учащихся. Слайд 12

Слайд 13.

2. Первые пятилетки и их итоги.

Рассказ учителя.

Вопрос о преодолении технико — экономической отсталости впервые был поставлен на 14 съезде партии в 1925 году, который через 5 лет Сталин охарактеризует, как «съезд индустриализации». Слайд 14
Для проведения индустриализации был принят первый «пятилетний план», его разработка шла уже с 1927г. Он был утвержден на 5 Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г. Слайд 15

Миллионы людей с огромным энтузиазмом почти бесплатно работали на стройках пятилетки. По всей стране развернулось соревнование под лозунгом «Отнимем год у пятилетки, выполним пятилетку в четыре года!» Слайд 16-18

 Несмотря на невыполнение плановых показателей, был сделан значительный шаг в деле индустриализации страны.

Работа с картой учебника «Народное хозяйство СССР к началу ВОВ»
Задание: На карте найдите какие предприятия появляются в каких районах.  
Слайд 19.

В годы первой пятилетки были построены Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты, Днепропетровская гидроэлектростанция, Сталинградский, Харьковский тракторный завод, Шахты на Донбассе, Кузбассе, ГАЗ, Московский автомобильный завод.

В годы второй пятилетки: Азовский, Запорожский сталелитейный заводы, Челябинский тракторный завод, Авиационные заводы в Куйбышеве, Москве, Харькове, металлургические заводы на Урале.

Итоги первых пятилеток были впечатлительными

Анализ статистических данных и самостоятельное определение итогов пятилеток

Слайд 20-23, 24
Обратите внимание

Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?

Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?

Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?

Итоги первых пятилеток:

1. Возросло число построенных и восстановленных предприятий (более чем в 2 раза)

2. Увеличилась добыча угля, чугуна, стали, нефти, железной руды, электроэнергии

3. Появились новые отрасли промышленности

Слайд 25

3. Источники индустриализации.  Рассказ учителя

Как можно объяснить такие успехи нашей страны?  За счет каких средств осуществлялась индустриализация? Слайд 26
— перераспределение средств бюджета в пользу индустриальных отраслей;

— получение дополнительных доходов за счёт экспорта зерна, масла, леса, пушнины, золота, нефти и других товаров;

— повышение прогрессивного налога с НЭПманов и подоходного налога с городского и сельского населения;

— проведение государственных займов у населения;

— соблюдение режима строжайшей экономики в расходовании государственных средств;

— организация соцсоревнования и ударничества.

Слайд 27-31
Особенности индустриализации Слайд 32

Индустриализация в Башкортостане Сообщение учащегося Слайд 33

V. Первичная проверка понимания.

1) Беседа с классом

Слайд 34 Достигнуты ли были цели? Слайд 35 Слайд 36

2) Ответ на Проблемный вопрос. Слайд 37


4. Последствия индустриализации

В 1935г.Сталин И.В. сказал «Жить стало лучше, жить стало веселей». Так ли это на самом деле было?

Работа с документами 2-3

Слайд 38

Слайд 39

Обобщение изученного на уроке:

Сегодня на уроке мы рассмотрели события одного из важнейших этапов нашей истории – модернизации, преобразований в экономике СССР.

Главным итогом индустриализации стало превращении нашего государства

в высокоиндустриальную державу с развитой тяжёлой промышленностью,

новыми заводами, электростанциями, метрополитеном и многим другим чем

советские люди гордились десятилетиями, несмотря на все трудности, тяготы

и проблемы. Индустриализация стала шагом в будущее.


VI. Первичное закрепление материала. Тест. Взаимопроверка. Слайд 40-41

VII. Информация о домашнем задании § 23 ответить на вопрос 3, 4 стр. 166 Слайд 42

VIII. Рефлексия Слайд 43

Что нового вы узнали на уроке?

С какими событиями познакомились?


Слайд 44


Свежие документы:  Конспект урока по истории "Культурная революция"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: