Конспект урока по истории «ТЕАТР В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» 5 класс


Урок истории Древнего мира


Тема: «ТЕАТР В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

5 класс.


Цель урока : 1. Образовательная: познакомить учащихся с характерными

чертами и особенностями древнегреческого театра, определить

его роль в общественной жизни Эллады.

2. Развивающая: способствовать формированию образного

мышления, навыков анализа, самостоятельности суждений.

3. Воспитательная: способствовать формированию

эстетических представлений, культуры делового

взаимодействия, культуры поведения, интереса к прошлому.


Оборудование: оформление класса,

Картина «Греческий театр»,

Раздаточный реквизит,

Презентация

ХОД УРОКА

1.ОРГМОМЕНТ.

Тема сегодняшнего урока истории – «Древнегреческий театр». (Сл.1) На уроке мы познакомимся с тем, как и почему возник театр, каким он был в древности и чем отличается от современного, попробуем представить себя на месте древних зрителей и актеров и наконец, определим, почему эллины называли театр «школой для взрослых.». (Сл.2). Театр (место для зрелищ) – одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий группы актеров.


2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Объяснение учителя.

( Сл.3). Зарождение театра связано с праздниками в честь бога виноделия Диониса. Его изображали стройным юношей необыкновенной красоты. Дионис появляется вместе со свой свитой – сатирами – лесными богами с козлиными рогами, лошадиными ушами хвостами и копытами. Вместе с ними – нимфы – богини леса и водоемов. Прыгая и распевая песни, движется веселая процессия, прославляя Диониса.

В дни празднования в честь Диониса – Великих Дионисий — эллины

изображали бога и его спутников, надевали маски, костюмы, распевали песни, инсценировали мифы о богах. Так они хотели задобрить бога виноградарства, чтобы получить хороший урожай. Процессии из разных демов Аттики и улиц Афин собирались в одном месте и показывали представления – зрелища, по-гречески – «театр». Располагались на удобной площадке на склоне холма. Со временем площадка, на которой шли представления, была выровнена, выложена камнем, там поставлена палатка, позже – здание, где переодевались актеры, развешивались декорации. На склонах холма сделаны каменные скамьи – места для зрителей. Театр приобрел свой законченный вид.(Сл.4.)

Театральные представления проходили несколько раз в год – в праздники Дионисий в конце января, в марте и октябре, несколько дней.

Чтобы попасть в театр, нужно было купить билет. (Сл.5). Это была небольшая овальная пластинка из свинца или глины, на ней стояла буква, обозначающая сектор.

Мы с вами тоже идем в театр, поэтому должны купить билеты. Цена – правильный ответ на вопрос.

3. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ.

Свежие документы:  Конспект урока по Математике «Табличное умножение на 3.Повторение»

— Что такое полис?

— Когда состоялись первые Олимпийские игры в Древней Греции?

— Назовите главные сражения Греко-персидских войн. Когда они были?

— Что такое Агора?

— Назовите храмы афинского Акрополя.

— Что такое Ареопаг? ( и т.д.)( сколько учеников, столько и вопросов.)


Итак, билеты у вас на руках . Ранним утром, до восхода солнца, взяв с собой узелки с едой (представления будут продолжаться весь день), эллины торопились занять места поближе к площадке.(Сл.6).


Перед нами театр.( учебная картина на доске). (Сл.7.)

Круглая площадка, на которой выступали хоры — ОРХЕСТРА. Здание, где переодевались актеры, хранился реквизит, вывешивались декорации – СКЕНЭ. Места для зрителей разделены на секторы.

(учащиеся проходят к местам для зрителей. Рассаживаются)


ЗАДАНИЕ:

1.прикрепите таблички с надписями «скенэ», «орхестра», «места для зрителей» к соответствующим элементам на учебной картине.

2. сравните древнегреческий театр с современным.

(ответы учащихся)


УЧИТЕЛЬ: С чего начинались любые общественные события у эллинов? ( учащиеся делают предположения: с жертвоприношений).( Сл.8)

Кому приносим жертву перед началом театрального действа? – Конечно, Дионису. (В центре площадки – имитация жертвенника с муляжами фруктов и овощей, вставляются кусочки красной бумаги – огонь)


ИНФОРМАЦИЯ( Сл.9) Театр Диониса вмещал ок.17 тыс. человек и практически никогда не было свободных мест. Кроме театра Диониса, в Афинах было еще несколько театров. Если бросить камешек на камни орхестры, звук слышен даже на самых дальних рядах – так рассчитали его постройку древние архитекторы. В центре орхестры находился жертвенник или статуя Диониса)


Рассказ учителя: КАКИЕ ПЬЕСЫ СТАВИЛИ В ТЕАТРЕ? (Сл.10.)

Первоначально это были мифы о богах и героях, например, из «Одиссеи» и «Илиады». Позже появились и пьесы специально для театра.

Актерами в Древнегреческом театре были только мужчины. (Сл.11)

Одним из атрибутов актера были маски: комические и трагические. (Сл.12,13)

Верхняя одежда называлась хитон. На ноги одевали специальную обувь, увеличивающую рост – котурны. (Сл.14).

В театре также был хор, который помогал зрителям следить за действием.(Сл.15)


Все эллины знали имена знаменитых греческих драматургов: (сл.16). СОФОКЛА («АНТИГОНА»), ЭСХИЛА («ПЕРСЫ»), АРИСТОФАНА («ПТИЦЫ»).

Сейчас мы посмотрим отрывок из пьесы Софокла «Антигона»

(Инсценировка учащиеся старших классов)


Ведущий. Софокл . Трагедия «Антигона». Фиванцы устроили роскошные похороны всем павшим воинам в войне против аргосцев, а Полиника, брата Антигоны, приведшего иноземные войска в Фивы, решили лишить погребения. Труп его лежал у городских ворот в поле, оставленный на растерзание хищным зверям.

Свежие документы:  План – конспект урока по истории России в 7 классе «Правление Алексея Михайловича»

Антигона. Горько страдала я, видя бесчестие, на которое был обречен брат. И решила предать тело брата земле. Знала я, что ждёт меня смерть за это. Исмена, сестра моя, помоги мне.

Исмена. Что ты, Антигона, не иди против воли царя Фив Креонта. Ты погубишь и себя и меня.

Стражник. Царь наш, Креонт, кто-то тайно пришел к трупу Полиника, засыпал землей. Совершил похоронный обряд.

Креонт. Клянусь Зевсом, я подвергну стражу страшным пыткам и казни, если не найдете того, кто совершил похоронный обряд.

( Появляется Антигона.)

Креонт. Ты нарушила мое повеление?

Антигона. О царь! Своей вины не отрицаю. Нарушила твое я повеление, но выполнила закон и волю богов, не оставила труп брата на поругание. Смерть не страшит меня, я жду смерти; жизнь моя полна скорби по близким.

Креонт. Ты будешь казнена, но погибнет и сестра твоя, Исмена.

Антигона. О царь! Пощади Исмену. Виновна только я.

Креонт. Введите Исмену.

Исмена. Милая сестра, я разделю твою участь. Я тоже совершала

погребальный обряд.

Антигона. Не верь ей, царь. Я была у трупа Полиника одна.

Исмена. Сестра моя, Антигона, не отвергай меня, не говори, что я недостойна, умереть с тобой. Как я буду жить без тебя?

Антигона. Ты не должна называть своим поступком тот, который и не совершала. Довольно будет и одной моей смерти. Ты избрала жизнь. Я избрала смерть.

Исмена. О царь Креонт! Пощади Антигону, ведь она невеста твоего сына Гемона.

Креонт. Я не позволю своему сыну взять в жены преступницу.

Гемон . Отец! Невинной считают Антигону все в Финнах. Ты склонен, отец, к неправде. Ты нарушил сам закон богов.

Креонт. Ты думаешь, как презренный раб женщин.

Гемон. Нет! Но ты никогда не увидишь, чтобы я сочувствовал злому делу.

Креонт. Казнь состоится.

Гемон. Если Антигона умрет, то повлечет за собой смерть другого.

Креонт. Слуги! Убейте Антигону здесь, на глазах у Гемона.

Гемон. Нет! Не умрет она на моих глазах. Никогда не увидишь ты меня больше, отец. Ты можешь безумствовать среди твоих льстивых друзей.

Креонт. Замуровать Антигону живой в гробницу.

Прорицатель. Креонт! Опомнись! Ты виноват во всем, ты обесчестил труп Полиника, ты заключил Антигону живой в гробницу. За это покарают тебя боги.

Креонт. Стража! Слуги! Освободите Антигону! Предайте труп Полиника земле. Аид! Геката! Не гневайтесь на меня.

Свежие документы:  Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс «Древняя Финикия»

Ведущий. Поздно. Свив петлю из своей одежды, повесилась Антигона. Гемон на глазах отца пронзил себя мечем. Жена Креонта, узнав о смерти сына, умирает тоже.

Креонт. Смерть! Приди ко мне! Прекрати мои страдания. Всех, кого любил, я потерял!


РЕФЛЕКСИЯ:-Какие чувства переживают герои?

— Чем заканчивается пьеса?

Вывод: Пьесы, которые заканчиваются страданием и гибелью героев, называются ТРАГЕДИЯ. (Афинский театр Диониса ставил трагедии)

(Слово «Трагедия» обозначает «песнь козлов»)

Трагедии ставят и современные театры. Попробуем определить, в чем существенное отличие нашей сегодняшней постановки от современной театральной?

(должны быть названы декорации, костюмы и др.)

Но даже если мы все это применим, все равно по мнению древних греков, мы допустим грубейшие театральные ошибки:

-все актеры в греческом театре – мужчины;

— для того чтобы играть разные роли, они надевали большие маски (см.. иллюстрации учебника)

— чтобы казаться выше, надевали специальную обувь – котурны;

— в пьесе обязательно должен быть хор, исполнявший песни (пьесы были похожи на сегодняшние оперетты)

— в театре шло соревнование актеров, авторов и постановщиков. 10 самых уважаемых граждан определяли три лучших пьесы. Победитель получал приз быка, бронзовый треножник-жертвенник и др.

Но, кроме трагедий, были и другие пьесы, жанр которых мы попробуем определить сами.

(чтение отрывка «Комедия Аристофана «Птицы»)

ВОПРОС КЛАССУ — Какие качества людей высмеиваются в этой комедии?

(Сл.17)

РЕФЛЕКСИЯ (Сл.18)

— Задайте друг другу вопросы по теме сегодняшнего урока.

— Почему греки называли театр «Школой для взрослых»?

ВЫВОД ПО УРОКУ:

Возникновение театра связано с празднованиями в честь бога виноделия Диониса. С течением времени театр совершенствовался, появлялись новые пьесы. Театральные представления были очень любимы всеми эллинами и воспитывали в людях гражданственность, формировали представления о прекрасном в жизни и человеке, высмеивали зло и пороки. Театр, как и Олимпийские игры, сплачивал греков из разных полисов в единый народ – эллинов. Театральные традиции древности сохраняются в сегодняшних театрах всех стран.

Закрепление материала. (Сл.19)


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п.39, отв. На вопросы 1-6, выполнить задание в раб. тетр № 42,43,44.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.





























СКЕНЭ



ОРХЕСТРА



МЕСТА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ


СОФОКЛ

«Антигона»



ЭСХИЛ

«Персы»



АРИСТОФАН

«Птицы»














МКОУ Терновская средняя общеобразовательная школа №2




Урок по теме:

«Древнегреческий театр»

5 класс, история древнего мира





Учитель: ТОЛУБАЕВА

Вера Николаевна


с. Терновка

2014 г.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: