Пояснительная записка к уроку.
Мной представлена разработка урока по теме «Убийство Александра II» для 8 класса по истории России. Данный урок, обобщающий по разделу: «Россия при Александре II».
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения. Основная задача урока – выявить причины убийства Александра II.
На уроке использована групповая работа, применены словесный, проблемно-поисковый, стимулирующий методы обучения. Большая работа проводится с текстами документов.
Разработка урока по теме: «Убийство Александра II» в 8 классе.
Цели и задачи урока:
Сформировать представление о противоречивости реформ Александра II, последствиях его реформ;
Выявить причины покушений и убийства Александра II ;
Развивать основные общие учебные навыки и умения, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль и самооценка своей работы;
Развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение исторических фактов;
Развивать коммуникативные умения учащихся в ходе групповой работы.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Технология: кейс — технология, проблемное обучение
Организационный момент.
Для работы на уроке учащиеся заранее разделены на 3 группы с условным названием: «крестьяне», «земцы», «народовольцы». «Представители» каждой группы занимают свой стол, на который становится табличка с названием группы.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Император Александр II, как считают историки, был, пожалуй, отлично подготовлен к той роли, которую ему надо было выполнять – проводить крупномасштабные реформы в России. Его образованность сочеталась с сильной волей и решительностью, последовательность в принятии решений с дальновидностью. В историю его реформы вошли под названием «Великие реформы». В феврале 1861 года было отменено крепостное право, в 1864 году проведены судебная и земские реформы, 1863 году принят новый либеральный университетский устав и отменены винные откупа. В народе его называли «царь – «Освободитель».
Общим результатом реформ была демократизация общественной жизни в России. Благодаря крестьянской реформе свободными стали 20 млн. крепостных крестьян.
Однако последствием реформ стало брожение в обществе. На Александра обрушились критические статьи в журналах, и была объявлена охота среди народовольцев.
Вытекает проблема:
«Почему убили Александра II»?
Усвоение материала в ходе самостоятельно-познавательной деятельности учащихся.
Учитель: Вы разделены на группы, с определенными названиями. Для того чтобы найти ответ на проблемный вопрос, я передаю «модератору» набор – «кейс», который содержит необходимую информацию для решения нашей проблемы. После того, как вы изучите и проработаете проблему, вы составляете общий проект и оформление, определяете способ его представления. Способ представления результатов работы предоставлен в кейсе.
Учитель (комментирует задания и содержимое кейса).
Кейс для группы «Крестьяне».
Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:
Что устраивало крестьян в новой реформе?
Чем были недовольны крестьяне?
Какие изменения можно было бы внести в положение крестьянской реформы?
Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:
Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению.
За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались;
Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.
устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности.
Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами.
Кейс для группы «Земцы»
Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:
Что устраивало земцев в новой реформе?
Чем были недовольны земцы?
Какие изменения можно было бы внести в положение земской реформы?
Из положения о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г.
Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения…
Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений….
Заведования имуществами, капиталами, денежными сборами земства.
Устройство и содержание принадлежавших земству зданий, других сооружений и путей сообщения…
Меры обеспечения народного продовольствия.
Заведования земскими благотворительными заведениями и прочими мерами призрения ; способы прекращения нищенства; попечение о постройке церквей…
Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
Участие, преимущественно в хозяйственном отношении… в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными…
Кейс для группы «Народовольцы»
Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:
Каковы основные требования народовольцев?
Какие методы борьбы с царем выбрала организация?
Можно ли было избежать убийства царя?
Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 г. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу, как средство завоевания социалистического строя. Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией Народная воля. Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ находится в состоянии полного рабства, экономического и политического… Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством… Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа…
Статьи из программы «Народной воли»:
постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
принадлежность земли народу;
система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
замена постоянной армии территориальной.
Представление ответов каждой группы по форме
Группа «Крестьяне»
Группа «Земцы»
Группа «Народовольцы»
Подведение итогов по ответам учащихся:
Учитель: реформы Александра II носили противоречивый характер
Крестьянская реформа носила половинчатый характер — проводилась в интересах, прежде всего помещиков, сохранялись пережитки крепостничества и элементы аграрного общества
Реформы проводились не для либерализации общественных отношений, а для укрепления государства
Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось на то, что их деятельность позволит отвлечь наиболее активную часть общества от «политических мечтаний», заставит людей заниматься хозяйственными проблемами
Реформы не были реализованы и продуманы до конца
Положение в России характеризовалось тем, что:
Обнародование манифеста 19 февраля обмануло ожидания крестьян, вызвав волну народных бунтов. В 1861 году по стране прокатилось около 2000 крестьянских бунтов. Особо значительными и упорными стали волнения в селах Бездна и Кандеевка.
Земцы ограничивались в политических правах. В некоторых губерниях не были вообще введены земства (Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии)
Непоследовательность реформ царя явилось поводом для действий революционеров
Закрепление полученных знаний и ответ на проблемный вопрос урока:
Учитель: «Почему был убит Александр II»?
Ученик: Царь был убит, т. к. реформы были половинчатые и народовольцы были убеждены, что лишь убийство царя послужит сигналом для крестьянской революции. Избежать убийства было не возможным, т.к. назрели серьезные противоречия власти и общества.
Выставление оценок за работу учащимся.
Список литературы:
История России, XIX век: Учеб. Для 8 кл./Данилов А.А., Косулина Л.Г.,М.2007.
Кириллов В.В. Отечественная история. М.2010.
Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт. – сост. Чернова М.Н., М.2008.