Муниципальное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
сельского поселения «Село Хурба»
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
КОНСПЕКТ / КАРТА УРОКА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ
В 6 КЛАССЕ
«Усиление Московского княжества»
подготовил
учитель истории
Гуменюк Валентин Куприянович
Хабаровский край, Комсомольский район, п. Хурба
«Авторская разработка»
6 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ
РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ
Глава 3. Московская Русь в 14 – 15 вв.
Урок по теме: «Усиление Московского княжества» (первый урок в главе №3)
Учебник: Данилов А.А. История. Россия с древнейших времён до конца 15 века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе /А.А. Данилов; Рос. Академ. Наук. Просвещение, 2014.
Образовательные ресурсы (школьные и внешкольные):
Учебник: Данилов А.А. История. Россия с древнейших времён до конца 15 века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе /А.А. Данилов; Рос. Академ. Наук. Просвещение, 2014. Атлас для 6 класса по истории России, комплект контурных карт для 6 класса по истории России, интерактивная доска.
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IХ – ХII. – М. 1998, Данилов А. А. История России IХ –ХIХ вв. Справочные материалы. –М. 1998, Обухова Л. А. «Рассказы и чтения по русской истории» — М. 1995,
Ворожейкина Н. И. «Рассказы по родной истории»- М. 1998.
Ресурсы интернет сети: https://www.youtube.com/watch?v=ZfeNI4FHR8Y /Культура Руси в 13-15 вв./;
https://www.youtube.com/watch?v=VJ662UiwnNQ /Русская культура XVI века/;
https://www.youtube.com/watch?v=7ZS27sabCQU /Презентация Культура Руси XIV-XVI веков/;
https://www.youtube.com/watch?v=nn90-O4J06c /Россия VS Запад ( XVI век)/;
https://www.youtube.com/watch?v=4_lMlGn53zk /Русское храмовое искусство 12-15 веков/;
https://www.youtube.com/watch?v=U4nh_B4ClQk /Сокровища русского искусства. Архитектура Московского государства. Фильм 2. Часть 1/;
https://www.youtube.com/watch?v=n3ouYNLWh2o /Иван Калита/;
https://www.youtube.com/watch?v=DbA_gnyY6Eo / Иллюстрированная история Российского государства. — 12 Иван Калита/;
https://www.youtube.com/watch?v=Z-8gD0EKg3g / Древнерусская архитектура/.
Тип урока: урок изучения нового материала
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Предметные результаты:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Метапредметные результаты:
включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
План урока:
Предпосылки объединения Русских земель.
Борьба Москвы и Твери.
Правление Ивана Калиты (1325 – 1340).
Причины возвышения Москвы.
Понятия и термины: дань, колым, трехпольный севооборот, баскак, калита.
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Универсальные учебные действия | |||
Смысловые блоки содержания
| Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| |||||
Определение темы урока.
Актуализация опорных знаний учащихся | Ознакомьтесь с высказыванием В.О. Ключевского в рубрике «О главном» на странице 49 учебника.
Как вы понимаете смысл слов О.В. Ключевского?
Прочитать абзац номер 1 на странице 50 учебника.
Учащимся предлагается составить к тексту абзаца №1 стр. 50 вопросы.
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь? (тема урока) | Учащиеся знакомятся с текстом рубрики « О главном»
Размышляют. Высказывают различные точки зрения.
Учащиеся составляют вопросы к тексту абзаца №1:
1.Что такое феодальная раздробленность? (Феодальная раздробленность — это распад одного государства на отдельные маленькие феодальные государства, управляемые одним феодалом). 2. Что нужно сделать для свержения ордынского владычества? (объединение всех земель в единое государство). 3. Между какими княжествами развернулась борьба За великокняжеский ярлык? (Московским и Тверским). 4. Какое княжество одержало победу в борьбе за великокняжеский ярлык? ( Московское).
Высказывают предположения о теме урока | Учащиеся осознают, что необходимо предпринять для свержения ордынского владычества
Формулируют тему урока | Умение структурировать знания.
Формулирование ответов на поставленные вопросы.
| |
Формулирование задач урока |
Приём «Линия времени», учитель вычерчивает на доске линию, на которой обозначает основные этапы изучения темы, проговаривает важные моменты, обращает внимание учащихся на выделенные разделы темы в учебнике, предлагает учащимся на основе их названий сформулировать задачи урока
С чем нам сегодня предстоит познакомиться на уроке?
|
Называют основные этапы урока (соответственно выделенным разделам урока в тексте учебника.
Опираясь на информацию в рубрике «Вы узнаете» стр. 50 учебника учащиеся формулируют задачи урока: — определить предпосылки объединения Русских земель; — выяснить, как происходила борьба между Московским и Тверским княжествами; — установить причины возвышения Москвы; — сформировать представление о политике первых московских князей. |
Формулируют цель урока, высказывают свои предположения по формулировке задач урока |
Способность ставить цели, задачи.
Осознанное речевое Высказывание в устной форме, формулирование ответов на вопросы учителя | |
Создание мотивационной установки | Учитель предлагает представить себя автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
| Предлагают свои варианты изучения темы | Анализируют свои знания по данной теме
Формулирование ответов на вопросы учителя
| Мысленно переносятся в прошлое для поиска ответов на вопросы
Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. | |
| |||||
1.Предпосылки объединения Русских земель | Работа в парах. Задача составить схему кластер (выделить предпосылки объединения Русских земель (приём «Кластер», таблица №1)
| Учащиеся заполняют кластер (ключевое слово кластера «Предпосылки объединения Русских земель», вокруг указываются основные причины (например, восстановление хозяйства, возрождение разрозненных городов: Владимир, Суздаль, Торжок, Москва, в конце 14 века на Руси стали изготавливать огнестрельное оружие, усовершенствование земледельческих орудий труда, торговля между княжествами, развитие земледелия и ремесел, единство людей северо-восточной Руси (говорили на одном языке, общие культурные традиции). | Учащиеся заполняют схему кластер «Предпосылки объединения Русских земель»
Представляют результаты наработок
Поиск информации, умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с таблицей | Умение конкретизировать информацию, выделять главное | |
2. Борьба Москва и Твери | Учащимся предлагается выполнить задания рубрики «Мои исторические исследования» страница 52 учебника. Проанализируйте территориальный рост Московского и Тверского княжеств 14 в. | Устный ответ учащихся на основе анализа карт атласа:
— учащиеся демонстрируют территорию Московского княжества в начале 14 века. — выделяют границы Тверского княжества в начале 14 века. — определяют по карте земли присоединенные к Москве в 1300 -1340 гг. | Отвечают а вопросы с рубрики «Мои исторические исследования»
Поиск информации, умение читать карту, обобщать представленную картографическую информацию, вступать в речевое общение. | Развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений
Самостоятельное выделение и формулирование ответов, осуществление анализа представленной информации | |
3. Правление Ивана Калиты (1325-1340гг.) | Просмотрите видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=n3ouYNLWh2o /Иван Калита/
| Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы: -почему Московское княжество стало при Иване Калиты сильнейшим на Руси. |
|
| |
| Учащимся предлагается ознакомиться с п.4 «Причины возвышения Москвы» стр. 53 учебника. Выписать в свою тетрадь предпосылки усиления Москвы (результаты оформит в виде таблицы №2) | Учащиеся заполняют таблицу №2 «Причины возвышения Москвы» , представляют полученные результаты
| Учащиеся исследуют содержание учебника, отмечают в таблице причины возвышения Москвы, аргументируют свой ответ | Развитие у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений | |
| |||||
Первичная проверка знаний | Блиц опрос «Иван Калита»: Класс получает задание, дать характеристику Ивана Калиты? -назовите интересы и цели какой общественной группы он выражал на разных этапах своей деятельности? -оцените средства, применяемые им для достижения поставленных целей. -выразите своё личное отношение к нему | Учащиеся аргументировано отвечают на вопросы | аргументируют свой ответ | Самостоятельное выделение и формулирование ответов, осуществление анализа представленной информации | |
| |||||
Рефлексия содержательная | Изучая тему урока «Усиление роли Московского княжества», какие действия вы совершали на уроке? С какими источниками информации вы работали? | Учащиеся называют свои действия, работа с текстом параграфа, рубрикой «Мои исторические исследования», анализ карты атласа «Московское княжество13-14 вв, научились выделять главное в тексте, представлять полученную информацию в виде схем, таблиц | Анализируют свою деятельность на уроке | Осуществление поиска существенной информации по воспроизведению в памяти
| |
Рефлексия эмоционального состояния | Приём «Зарядка» Оцените отдельные компоненты урока (содержание, методы, формы работы, взаимодействие с одноклассниками ит.д.) и вырази свое отношение к ним с помощью следующих движений:
| Учащиеся выполняют соответствующие действия | Анализируют свое эмоциональное состояние, оценивают свое настроение на уроке |
| |
| |||||
Обязательное задание | Прочитать параграф номер 16 (стр. 50-53);
Задание: Составьте вопросы к рисунку на стр. 52 (записать в тетради) | Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю |
|
| |
Дополнительное задание (по выбору или желанию) | Показать на контурной карте территорию Московского государства в 14 веке | Формулируют уточняющие вопросы учителю | Подготавливают контурную карту | Умение работать с картографическими источниками информации |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица №1
Предпосылки объединения Русских земель
Таблица № 2
Причины возвышения Москвы
Предпосылки возвышения | |
1. | Москва — перекрёсток торговых путей, выгодное транспортно -географическое положение, защищенность территории густыми лесами и землями других княжеств |
2. | Выгодное положение удалённость от Золотой Орды. |
3. | Мудрый князь. |
4. | Малодетность московских князей. |
5. | Поддержка православной церкви. |
6. | Покровительство ордынских ханов. |