Урок в 8 классе «Полтавская битва»
Цель: раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до понимания учащихся причины победы русской армии под Полтавой; показать полководческое искусство Петра Первого.
Задачи:
— дать представление о подготовке русской армии к сражению, рассказать о ходе сражения под Полтавой; показать значение Полтавской битвы;
— продолжать работу над развитием умений давать характеристику исторического события; совершенствовать умения работать с исторической картой;
— вызвать чувство восхищения полководческим искусством Петра I.
Словарная работа: окоп, редут, драгуны.
Тип урока: комбинированный с ИКТ (мультимедийная доска – МД)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Оргмомент | Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, желает трудолюбия и усердия. | Приветствуют стоя, садятся. |
Повторение пройденного материала | — Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке? Опрос по карте ( у учащихся на парте свои контурные карты, которые они сделали к этому уроку) — Показать территории России и Швеции. — Какое море разделяет эти страны? — Показать крепость Нарву и реку Неву. — Показать крепость Кронштадт и Санкт-Петербург. Опрос по МД. — На доске 7 Андреевских флажков. Под каждым – вопрос. Вопросы закрываются и на них появляются буквы, из которых складывается слово ПОЛТАВА. Вопросы:
(Оценивание) | Вспоминают тему и содержание преды- дущего урока.
Отвечающий выбира- ет себе консультанта, который будет ему подсказывать, и отвечает на вопросы. Остальные учащиеся отвечают на эти же вопросы на карточках, где даны варианты ответов. |
Актуализация знаний, объявление новой темы | Вступительное слово учителя. — Это слово не случайно появилось у нас на доске. Наступил 1709 год, девятый год войны со Швецией. Карл XII, обеспокоенный победами Петра, случившимися за это время, решил нанести России последний удар и разгромить ее. Для этого он собрал многочисленное войско и вступил на Украину. Противники встретились у крепости Полтава, где и произошла решающая битва. Эта битва и будет темой нашего урока. Слайд. Запишите в тетради «Полтавская битва». (на слайде Петр и карл XII)
|
Слушают учителя.
Записывают тему урока в тетрадь.
|
Изучение нового материала | Учитель показывает на карте Полтаву. — Найдите на своих контурных картах Полтаву и обозначьте ее как место сражения — Х. Изучение нового материала ведется по плану (слайд):
Рассказ учителя. — Весной 1709 года шведы осадили (окружили) Полтаву. Слайд. Вот так выглядел пехотинец шведской армии. Два месяца гарнизон крепости отражал атака врага. Слайд-карта расположения русских войск. — А тем временем Петр I разбил лагерь к северу от Полтавы в очень удобном месте. Слева и справа защищал лес, а позади текла река. Несколько дней русская армия основательно готовилась к сражению. День и ночь стучали топоры: солдаты строили военные укрепления, рыли окопы – Слайд: окоп – прочитайте значение слова. Через реку возвели мосты для подвоза боеприпасов и продовольствия. Перед лагерем построили 6 редутов для артиллерии– Слайд: редут – прочитайте значение слова. Ждали 40-тысячную армию драгун – Слайд: драгуны – прочитайте значение слова Слайд: вот так выглядели драгуны. Петр сам руководил приготовлениями к битве и успевал везде. Прочитайте, как это написано в учебнике стр. 120 2-ой абзац. В ночь перед решающим сражением Петр обратился к солдатам со словами : (прочитайте) Слайд: «Воины! Вот тот час, который решит судьбу Отечества!» — И вот наступило 27 июня 1709 года – день Полтавской битвы. Запишите эту дату в тетради. Слайд. Слайд: посмотрите, как расставили свои войска ПетрI и Карл XII . Рассказ учителя о ходе сражения по схеме. — Замечательно эту битву описал в своей поэме «Полтава» А.С.Пушкин. Отрывок из этой поэмы сейчас нам прочитает… ( ученик читает наизусть) — А сейчас посмотрите отрывок из старого художественного фильма «Петр I». — Чем же закончился кровавый бой? Найдите на стр. 121 во 2 абзаце ответ на этот вопрос. — Как думаете, ребята, почему в этот раз (если сравнивать с разгромом русской армии под Нарвой) русские одержали сокрушительную победу? Учитель делает вывод: Слайд: Причины победы русской армии.
Слайд: Значение Полтавской битвы.
Сейчас этот день отмечается у нас в стране как День воинской славы России — Слайд. А на Украине в г. Полтава сохранились памятники героям Полтавской битвы: Слайды | Обозначают на контурных картах Полтаву.
Знакомятся с планом урока.
Слушают учителя.
Один ученик читает вслух, остальные следят, потом пытаются объяснить своими словами.
Один ученик читает, остальные следят.
Записывают дату в тетради.
Рассматривают схему и слушают учителя. Ученик читает наизусть отрывок из поэмы. Смотрят отрывок из фильма. Учащиеся читают про себя и отвечают .
Учащиеся высказываются.
Слушают учителя. |
Первичное закрепление нового материала | — Чтобы узнать, внимательны ли вы были сегодня на уроке, я предлагаю вам работу на карточках: заполнить пропуски в предложениях. Решающее сражение произошло под г._________ когда) __________ .. Русские солдаты вырыли _______, построили земляные укрепления_______. 4. На помощь пришли полки (кого) д___________. Сражение продолжалось _____ часа. Шведы_________. Карл XII ________ . | Работают на карточ- ках. Проверяют. |
Подведение итогов | Объявление оценок за работу. | Слушают коммента- рии учителя. |
Домашнее задание | Сообщение домашнего задания: прочитать стр.
| Записывают домаш- нее задание. |
Индивидуальное задание | Сильным ученикам написать сочинение от имени воинов армии Петра I. | Записывают домаш- нее задание. |