Конспект урока по истории «Виновен – отвечай» 7 класс

Учитель истории и обществознания Грызлова Ольга Анатольевна


Конспект урока по обществознанию. 7кл.

Тема: Виновен – отвечай.


Цель: Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершённые преступления.


Задачи: Познакомить учащихся с понятием «законопослушное поведение» и подвести их к пониманию, что это нормальное, привычное поведение большинства людей, продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к закону, понимание, что закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.


Оборудование: карточки – задания с дополнительным материалом.


Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (закон, преступление, наказание, воспитательно-трудовая колония, законопослушный человек, общественный порядок, справедливость, противозаконное поведение, проступок, мораль, табу, принцип талиона, грабёж, кража, ущерб, Гражданский кодекс РФ, несовершеннолетние, подстрекатель, соучастник, штраф), домашнее задание.


Ход урока 1.


  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.


  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что такое дисциплина».


  1. Подготовка устного развёрнутого ответа по карточкам.


КАРТОЧКА № 1


  1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развёрнутый ответ на него:

— Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?


  1. Для этого подумайте и поразмыслите:

— Почему люди соблюдают дисциплину?

— Как общество контролирует поведение человека?

— Что такое внешняя дисциплина?

— Приведите примеры проявления внешней дисциплины.

— На чём основана внешняя дисциплина?

— Почему человек предъявляет требования к самому себе?

— Кто контролирует выполнение этих требований?

— Чем внутренняя дисциплина отличается от внешней?

— Как происходит формирование самодисциплины?


  1. Сделайте вывод.



КАРТОЧКА №2


1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развёрнутый ответ на него:

— Как связаны между собой дисциплина, воля и самовоспитание?


2. Для этого подумайте и поразмыслите:

— Почему самовоспитание невозможно без внутренней дисциплины?

— В чём трудность постоянного самовоспитания?

— Что помогает человеку преодолевать слабость и дурные привычки?

— Чего может добиться человек, обладающий высокой внутренней дисциплиной?

— Что вы знаете о деятельности Антона Семёновича Макаренко?

— Почему посмотреть на результаты его деятельности приезжали люди со всех частей света?

— Пытались ли вы заниматься самовоспитанием?

— Кто из людей, литературных героев, героев кинофильмов добился, по вашему мнению, наибольших успехов благодаря огромной воле и внутренней дисциплине?


3. Сделайте вывод.



2. Работа с классом. Фронтальный опрос.

— Какие виды специальной дисциплины вы знаете? (Военная, трудовая, технологическая, школьная.)


— Какие крупные аварии произошли по причине несоблюдения трудовой или технологической дисциплины человеком? (Например, авария на Чернобыльской АЭС, авария на химическом заводе в индийском городе Бхопале.)


— Правильно ли будет говорить о человеческом факторе этих аварий? Можно ли избежать таких причин? (Человеческий фактор присутствует в большинстве случаев техногенных аварий. Избежать полностью этого не удаётся, так как нет производства абсолютно без участия человека. Можно говорить о снижении риска этого фактора.)


— Что мешает способному ученику хорошо учиться? (Отсутствие силы воли и самоконтроля.)


— Когда применяется выражение «железная воля»? (В ситуациях, когда человек после неудач смог собраться и довести начатое дело до конца.)


  1. Устный развёрнутый ответ учащихся по карточкам №1 и №2, отзывы одноклассников.


  1. Изучение новой темы и беседа с элементами диспута.


План:

  1. Знать закон смолоду.


  1. Законопослушный человек.


Задача для учащихся: выяснить, почему знать закон нужно смолоду; почему законопослушный человек вызывает уважение.


  1. Работа в группах.


Каждая группа получает карточку – задание и дополнительную литературу либо работает только по учебнику.


Задания для групп: нужно ли знание закона несовершеннолетним? Почему обществу нужны законопослушные граждане? Приведите аргументы за и против.


Условия работы групп:

а) знакомство с карточкой – заданием и источниками;

б) работа группы с литературой – 7 мин.;

в) подготовка к выступлению -5 мин.;

г) выступление групп -3-7 мин.



КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ для группы 1


Внимательно изучите § 6 (с.65 учебника) (распределите между собой работу над материалом).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Почему несовершеннолетние совершают преступления?».

Объясните следующие понятия: закон, преступление, наказание, Уголовный кодекс.




КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ для группы 2


Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

  • § 6 (с.65 учебника);

  • Дополнительный материал.

Подготовьте небольшое выступление «Что общего в причинах преступлений воспитанников ВТК?».




Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам. (15 лет, осуждён на 3,5 года).

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Всё продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили…

Советую всем никуда не лезть. Все когда – нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждёт…




КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ для группы 3


Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

  • § 6 (с.65 учебника);

  • дополнительный материал.

Подготовьте небольшое выступление «Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными?».



Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам. (15 лет, осуждён на 3 года).

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал… Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь всё сам. И вообще всё делаешь сам.




КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ для группы 4



Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

  • § 6 (с.65 учебника);

  • дополнительный материал.

Подготовьте небольшое выступление «Какие выводы сделал Алексей из своего печального опыта?».



Из обращения воспитанника Жигулёвской ВТК Алексея Ш. к сверстникам. (15 лет, осужден на 4 года).

Когда идёшь воровать, думаешь – не попадёшься. С кем ни разговаривал здесь – все так думали. И ещё знаешь, что сразу не засудят – малолетка. И точно — по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы всё понял. По второй «ходке» уже за всё сразу 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто в первый раз проскочил мимо зоны. Всё равно здесь будете.




  1. Выступление групп и обсуждение поставленных вопросов.


Выводы:

    1. Причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются: незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера.

    2. Незнание законов и чувство безнаказанности оттого, что не попались на совершении первых преступлений или не были привлечены к ответственности в силу своего возраста.

    3. Дураками Георгий считает тех, кто соглашается пойти на преступление в надежде, что им за это ничего не будет. Умные, по его мнению, это те, кто подстрекал их на совершение преступления и остался безнаказанным.

    4. Алексей считает, что те, кто смог избежать попадания в ВТК после первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им всё равно не избежать.

    5. Знание закона необходимо несовершеннолетним, так как оно поможет им избежать неприятностей во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Законопослушное поведение предполагает активную, полезную для общества деятельность. Руками законопослушных граждан создаются основные богатства нашей страны.




  1. Закрепление изученного на уроке.


1. Ответы на вопросы:


— Что такое закон?

— Что такое преступление?

— Почему за совершённое преступление человек обязательно должен понести наказание?

— Почему законопослушные люди составляют основную часть нашего общества?

— Почему общество нуждается в законопослушных гражданах?



2. Решение теста «Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей?»


Подумайте над ситуациями и выберите свой вариант оценки различных поступков. Постарайтесь раньше времени не заглядывать в ответы. Иначе никогда не узнаете о себе правду. Итак:


  1. Шофер на государственной автомашине всю ночь перевозил мебель в новую квартиру. Как можно оценить его действия?


    • поступил неправильно – 1;

    • все так делают – 3;

    • поступил неправильно – 5.


  1. 14 – летняя Р. в городском автобусе похитила у пассажира

кошелёк с суммой денег, которых хватило бы на покупку трёх буханок хлеба. Следователь выяснил, что это была её пятая кража. Но возбуждать уголовное дело против Р. не стал. Он посчитал совершённое ею деяние не опасным для общества. Как вы оцениваете решение следователя?


  • решение неправильное – 1;

  • нельзя судить за три буханки -3;

  • решение правильное.


  1. Девятиклассник Н. в нетрезвом состоянии пытался без билета попасть на дискотеку. Дежурный остановил его. Тогда Н. начал его оскорблять и угрожать ножом. В милиции он клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что «когда мальчик трезвый, он муху не обидит». Милиция поверила, протокол составлять не стали.


а) вы считаете, что :

  • работники милиции поступили неправильно – 1;

  • надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы Н. не пил -3;

  • работники милиции поступили правильно – 5.


б) правильно ли повели себя учителя?

  • неправильно -1;

  • человеку нужно помогать в трудную минуту -3;

  • правильно – 5.



  1. В туалете одной из школ города девятиклассник подошёл к семикласснику и посоветовал завтра принести ему пачку сигарет. А тот недолго думая позвонил в милицию.


а) вы считаете, что:

  • девятиклассник обязан отвечать за вымогательство – 1;

  • зря связался из-за пачки сигарет – 3;

  • ничего особенного он не совершил – 5.


б) вы считаете действия семиклассника:

  • правильными – 1;

  • нужно было уладить всё без милиции – 3;

  • неправильными.


Если вы набрали от 6 до 10 баллов, то вы в состоянии правильно оценивать свои и чужие поступки. У вас есть представление о моральных и юридических нормах. Но обратите внимание, например , на ситуацию № 1. Там сказано «на новую квартиру». Представьте, что водитель воспользовался служебной автомашиной, чтобы бескорыстно помочь переехать престарелому инвалиду. Надеемся, что вы не одобрили бы и этих незаконных действий шофера, но при их оценке учли бы обстоятельства.


Если вы набрали от 11 до 23 баллов, то вам есть над чем задуматься. Вы привыкли оценивать поступки других не по правилам «можно – нельзя», «разрешено – запрещено», а по принципам «хочу – не хочу», «нравится – не нравится». Когда с вами поступают не так, как хотелось бы, вы не спрашиваете себя, справедливо ли это. Для вас в первую очередь имеет значение, что страдают ваши собственные интересы. Помните, что однажды вам захочется любой ценой удовлетворить своё «хочу». Цена может оказаться слишком высокой.


Если вы набрали от 24 до 30 баллов, то дело плохо. У вас серьёзно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а правоохранительные органы (милиция, прокуратура, суд) только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живее честно, а ловчит, обходит закон, старается жить за чужой счёт. Это означает, что и вы можете двигаться по жизни той же дорогой, постепенно запутываясь в собственных проступках и правонарушениях, привыкая к общению с милицией и судами, постепенно утрачивая человеческие качества. Вам срочно нужно взять себя в руки и начать менять своё отношение к жизни. Она у вас одна!




  1. Подведение итогов урока.


— Почему знать закон нужно смолоду?

— Почему законопослушный человек вызывает уважение?

VI. Рефлексия.


Домашнее задание.


  1. Прочитать § 5 (с. 64 – 66 учебника).


  1. Подготовить устный ответ на вопросы:


— Почему закон надо знать смолоду?


— Кого можно считать законопослушным человеком?


  1. Выполнить в тетради задания 1, 2 и 3 на с. 74 учебника.



Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Discover Britain: England"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: