Спиридонова Анна Валерьевна, учитель истории и обществознания
Урок истории для 7 класса по теме
«Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.»
(по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной)
Цели урока:
1. сформировать представления о личности Александра I, о внутренней политике, о причинах назначения «Негласного комитета», о характере первых преобразований в стране.
2. развивать умение работать с текстом в учебнике, выбирать главное.
3. воспитывать интерес к прошлому родной страны
Ход урока
I Организационный момент
II Краткая характеристика курса «История России. XIX век» (слайд № 2-6 )
III Переход к изучению новой темы и целеполагание.
— Мы кратко рассмотрели характеристику Российской империи к концу XVIII века. Все стороны экономической, политической, общественной жизни страны требовали преобразований. Многое тут зависело от намерений центральной власти, прежде всего императора. В первый год XIX века на российский престол вступил новый император – сын Павла I Александр I (1801 – 1825 гг.).
— Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
— Действительно, мы познакомимся с личностью нового императора, его внутренней политикой в первые годы правления (1801-1806 г), о том, каков характер преобразований, предпринятых Александром I, а также о причинах назначения «Негласного комитета». Запишем дату и тему урока «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.».
IV Изучение новой темы
План урока (слайд № 7)
Александр I
Негласный комитет
Начало преобразований
Самостоятельная работа учащихся с п. 1 параграфа 1 в учебнике.
— Расскажите о том, как формировалась личность императора Александра I.
Примерный ответ учащихся:
( слайд 8) В первый год XIX в. на российский престол вступил новый император — сын Павла I Александр I. Он родился в 1777 г. и был любимым внуком Екатерины II. Александр воспитывался при дворе бабки и разрывался между ней и своими родителями. В нем формировались лицемерие, скрытность, критическое отношение и к Екатерине, и к отцу.
( слайд 9) Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей, швейцарский политик Ф. С. Лагарп, приверженец идей либерализма. Он пытался внести эти идеи в сознание Александра. Среди них было отрицательное отношение к крепостничеству. В области политического устройства государства важнейшим требованием либералов являлось введение конституции.
Конституционное правление означает прежде всего управление страной на основе законов, участие выборных учреждений (парламента) в принятии этих законов, предоставление населению гражданских свобод и т. д.
В то же время частое пребывание Александра при дворе его отца в Гатчине превратило его в любителя парадов и маневров. После воцарения Павла I Александр был вынужден поддерживать мероприятия отца по укреплению самодержавной власти. Однако заложенные Лагарпом либеральные идеи не покидали его.
— Какой была судьба Павла I и какое участие принимает Александр I в заговоре против отца?
Примерный ответ учащихся:
(слайд 10) Недовольство широких слоев дворянства, особенно его верхов, политикой Павла I привело к возникновению заговора против императора. Участие Александра в заговоре против отца во многом объяснялось попытками Павла лишить его права на наследование престола. Однако смерти отца царевич искренне не желал.
— Какое направление политики выбирает Александр I?
Примерный ответ учащихся:
В результате дворцового переворота 11 марта 1801 г. и цареубийства Александр в возрасте 24 лет стал российским императором.
В манифесте о восшествии на престол Александр обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой». Однако новый царь полагал, что необходимо проведение коренных реформ с целью обновления страны.
Работа с понятиями: амнистия, либерализм, манёвр, манифест.
Рассказ учителя о Негласном комитете и начале преобразований
(слайд 11) Для осуществления реформ молодому императору необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками-реформаторами стали сверстники молодого царя, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Среди них были граф П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей. Вместе с Александром они составили так называемый Негласный комитет, на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.
При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования:
1) объявлена амнистия 12 тыс. человек, пострадавшим при Павле I;
2) вновь открыты границы, разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары.
(слайд 12) При царе был создан совещательный Непременный (т. е. постоянный по своему составу) совет из 12 человек, в обязанности которого входили разработка и обсуждение важнейших законопроектов. Заседания Негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 г.
Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия. С этим, казалось, был согласен и сам царь. Но вначале решено было провести реформы в области управления страной.
Начало преобразований (слайды 13 – 17):
(слайд 13) Еще 2 апреля 1801 г. Александр издал пять важных указов.
1) Один из них восстанавливал в полном объеме Жалованную грамоту дворянству, другой — Жалованную грамоту городам.
2) Третий и четвертый касались «свободы пропуска российских произведений за границу» и улучшения содержания заключенных.
3) Последний, пятый передавал рассмотрение всех судебных дел в Сенат. Вскоре были прекращены пожалования дворянам государственных крестьян, а в газетах запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли. В конце первого года своего царствования Александр предоставил право мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли.
( слайд 14)
— В сентябре 1802 г. началась реформа высших органов государственной власти. Сенат был превращен в высший судебный орган. Его задачей стал также контроль над деятельностью местных властей. Одновременно главными органами государственного управления вместо коллегий стали 8 министерств:
( слайд 15)
1) военное,
2) морское,
3) иностранных дел,
4) юстиции,
5) внутренних дел,
6) финансов,
7) народного просвещения,
8) коммерции.
— Для обсуждения общих вопросов управления страной был учрежден Комитет министров. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, а Строганов — его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Новосильцев, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем).
— В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для низших слоев населения. Значительную автономию (независимость от властей) получили университеты, число которых увеличилось.
( слайд 16 — 17) Одним из самых важных решений Александра стал указ от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Однако его практическое значение было незначительно. За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5% от общего числа крепостных) смогли таким образом купить себе свободу: большинство помещиков не помышляли о «раздаче своей собственности».
Работа с документами
V Проверочный тест по изученной теме (взаимная проверка: ответы на слайде 18)
VI Подведение итогов.
Рефлексия (слайд 19):
Узнал (-а) | Хочу узнать | |
|
|
|
VII Сдать тесты и листы рефлексии.
(слайд 20) Домашнее задание: параграф 1, вопросы и задания устно; индивидуальное сообщение о Михаиле Илларионовиче Кутузове.