Конспект урока по истории «Война, изменившая карту Европы» 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №54



















Разработка урока истории.

Класс: 8.

Тема:

«Война, изменившая карту Европы»













Автор: Кутепова Таьяна Алексеевна,

учитель истории МАОУ СОШ №54,

I квалификационной категории,

стаж работы 14 лет







Томск 2013

Тема: Война, изменившая карту Европы.

Оборудование урока: Учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800 – 1913 гг. – М.: Просвещение, 2010, проектор, компьютер, раздаточный материал (таблица, выдержки документов), слайд – презентация, историческая карта «Франко-прусская война» (слайд).

Цель урока: 1. Рассмотреть причины, ход, результаты Франко-прусской войны, причины поражения Франции. 2. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника, историческими источниками, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи. 3. Продолжить работу с исторической картой.

План урока: 1.Исторический диктант (повторение и контроль пройденного материала). 2. Причины войны (работа с документами) 3. Ход войны (работа с текстом учебника, заполнение учащимися таблицы). 4. Окончание и значение войны.

Ход урока:

  1. Исторический диктант. Учащимся предлагается соотнести явления, факты, имена со страной, в которой они происходили.

1) Конституция 1814 года

2) Главная проблема – объединение страны

3) Законодательный корпус

4) Династия Бурбонов

5) Франкфуртское национальное собрание

6) «3 славных дня»

7) Король-буржуа

8) Отрицательное отношение к конституции

9) Президент республики, принявший титул императора

10) Глава правительства с прозвищем «Железный»

11) Император Вильгельм I

12) Император этой страны мечтал укрепить свой авторитет, за счет быстрой победы в войне

Учащиеся оформляют ответы на листочках, подписывая порядковый номер вопроса напротив названия страны.

Образец правильного ответа:



Франция: 1 3 4 6 7 9

Германия: 2 5 8 10 11 (слайд 2)

Учащиеся осуществляют самопроверку исторического диктанта, сверяясь с изображением на слайде. Критерии оценивания: отметка 5 – отсутствие ошибок, отметка 4 – наличие 1 или 2 ошибок, отметка 3 – наличие 3 – 4 ошибок, отметка 2 – более 4 ошибок.

Учитель формулирует тему урока. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель урока. Возможен следующий вариант работы: из предложенных учителем вариантов (слайд 4 ), учащимся нужно выбрать подходящий для данной темы. (1. Узнать об особенностях экономического и политического развития Германии. 2. Узнать о причинах и последствиях замедления темпов промышленного развития Франции. 3. Рассмотреть причины, ход, результаты Франко-прусской войны. Верный ответ – 3).

  1. Причины войны.

Учащимся раздается текст исторического источника. Задание: Прочитать текст и найти фразы, которые помогут определить причины войны.

Отто фон Бисмарк: «Я был твердо уверен, что на пути к нашему дальнейшему национальному развитию, как экстенсивному, так и интенсивному – по ту сторону Майна, неизбежно придется вести войну с Францией. И что в нашей внешней и внутренней политике мы ни при каких условиях не должны упускать из виду этой возможности. Я был убежден… что единая Германия – лишь вопрос времени и что Северо-Германский союз только первый этап на пути к его разрешению, но что вместе с тем не стоит слишком рано вводить в надлежащие рамки враждебное отношение Франции… Я не сомневался, что германо-французскую войну придется вести до того, как осуществиться построение единенной Германии»

Австрийский дипломат Витцум: «… Нет ничего более омерзительного и вместе с тем, поучительного, чем зрелище, которое за шесть месяцев представляет Франция… Если император Наполеон отвечает или воображает, что отвечает за порядок на улице, то невозможно строить себе иллюзию на счет беспорядка, царящего в умах… Он окружил себя министрами, не пользующимися ни его доверием, ни доверием нации… Как выйти из этого хаоса, который грозит проглотить вместе с властью Наполеона III основы монархического порядка в Европе. Сколько бы мы не искали выхода, есть только одно средство – война»

Наполеон III: « Военная мощь Франции достигла необходимого развития, ее военные ресурсы находятся на высоком уровне, соответствующем ее мировому предназначению… наше вооружение усовершенствовано, наши арсеналы и склады полны, наши резервы обучены…» 1

После обсуждения результатов работы, учащимся предлагается сравнить их варианты с готовым текстом на слайде (слайд 7). «1. Наполеон III стремился победоносной войной с Пруссией спасти режим. 2. Вильгельм I и Бисмарк хотели завершить объединение Германии, которому препятствовала Франция и покончить с ее лидерством в Европе. 3. Стремление Германии захватить Эльзас и Лотарингию.»

Работа с исторической картой (слйд 8).Показать на карте территорию Франции, Пруссии, спорные территории (Эльзас и Лотарингию).

О поводе к войне, рассказывает учитель. В 1870 году возник спор между Бисмарком и Наполеоном из-за испанской короны. Прусский король добился от своего родственника отказа от короны, но Наполеон настаивал на письменном обещании. Бисмарк дал ложное сообщение в газеты, что король повернулся спиной к французскому послу. Французами это было воспринято как оскорбление, в результате Франция объявила войну Пруссии.

Знакомство с портретами лидеров воюющих стран (слайд 9 — 10).

  1. Ход войны.

Работа с хронологической таблицей. Задание: Заполнить пропуски в таблице, пользуясь текстом учебника на стр. 139 – 140(слайд 11)

Дата

Событие


Франция объявила войну Пруссии

1 сентября 1870 г.



Наполеон III сдался в плен

4 сентября 1870 г.



Временное правительство Франции подписало перемирие с Пруссией

18 сентября 1871




Обсуждение результатов, сравнение с образцом (слайд 12)

Дата

Событие

19 июля 1870 г.

Франция объявила войну Пруссии

1 сентября 1870 г.

Франция проиграла сражение при Седане

2 сентября 1870 г.

Наполеон III сдался в плен

4 сентября 1870 г.

Провозглашение республики во Франции

Январь 1870 г.

Временное правительство Франции подписало перемирие с Пруссией

18 сентября 1871

Провозглашение Германской империи

Обсуждение вооружения и формы солдат времен Франко-прусской войны (слайд13 – 14)

  1. Итоги и значение войны.

Чтение текста мирного договора на стр. 45. Обсуждение условий мирного договора.

О значении Франко-прусской войны рассказывает учитель. (слайд 15). 1)Завершилось объединение германских государств. Появилась Германская империя. 2) Возникла проблема Эльзаса и Лотарингии. 3) Появилась идея реванша. 4) Существует мнение, что Франко – Прусская война один из источников конфликтов, приведших к Первой мировой войне.

Итоговый вопрос урока.

Почему Франко-прусскую войну, называют «изменившей карту Европы»? Примерный ответ учащихся: «В результате войны появилось новое сильное государство – Германская империя, территория Франции уменьшилась»

Закрепление.

Кроссворд – наоборот. Учащимся предлагается заполненный кроссворд, к которому нужно придумать вопросы, связанные с темой урока.

  1. Наполеон

  2. Бисмарк

  3. Эльзас

  4. Испания

  5. Седан

  6. Пруссия

Домашнее задание.

Прочитать параграф 18. Сделать подробный план пункта «Парижская коммуна» (стр.140 – 144).

Список литературы:

1.Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1800 – 1913: 8-й кл.: к учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1800 – 1913. 8 класс». – М.: Экзамен, 2006.

2. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история. 1800 – 1913. 8 класс». – М.: Просвещение, 2012



Свежие документы:  Урок истории в 10 классе "Правление Ярослава Мудрого"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: