Смоленских Елена Васильевна, Курганская область, Каргапольский район, с.Журавлево, МКОУ «Журавлевская СОШ», учитель истории, 5 класс
Предмет: история Древнего мира
Тема. Вторая война Рима с Карфагеном
Тип урока: освоения новых знаний с применением технологии проблемного обучения
Цель урока: сформировать представление о причине и характере второй войны с Карфагеном
Задачи:
предметные: сформировать представления об основных событиях Пунических войн, в результате которых Рим стал крупнейшей державой, господствующей в Средиземном море;
личностные: способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на материале истории обороны Карфагена;
метапредметные: формировать умение выявлять причинно-следственные связи
Оборудование: диски «История древнего мира.»5 класс, издательство «Просвещение»,схемы, Карта «Рост Римского государства в 3 в. до н. э.- 2 век до н.э.»
Ход урока
1. Организационный момент
— Тема сегодняшнего урока «Вторая война Рима с Карфагеном». Мы выясним причины, характер войны, познакомимся с главными персонажами тех событий. А также закрепим знания о Римской республике: выборы консулов, роль Сената, армия римлян.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Завоевание Римом Италии»
— В каком году установлена республика в Риме? (509 г до н.э.)
— Кто такие патриции и плебеи?
— Сколько лет понадобилось для того, чтобы плебеи стали полноправными гражданами Рима? (200)
— Составим схему «Выборы консулов в Риме» и определим их роль.
— Какую роль играл Сенат? ( ведал казной, разрабатывал план ведения войны, вел переговоры с другими государствами)
— Расскажите о римском войске. ( легионеры, вооружение)
https://www.xliby.ru/istorija/istorija_rima_s_illyustracijami/p47.php
https://mir-i-istoriya.ucoz.ru/index/vneshnij_vid_rimskogo_legionera/0-62
Задание: Государство выше родства- об этом помнили все. С ужасом и восхищением рассказывали, как Брут старший, изгнавший из Рима царей и ставший первым консулом, открыл заговор в пользу изгнанного царя, а среди участников заговора были собственные сыновья Брута. Заговорщиков засекли до смерти розгами, а мертвые тела обезглавили. Народ толпился вокруг, но никто не смотрел на истязуемых, все смотрели на неподвижное лицо Брута.
— За что казнил своих сыновей? Римляне с детства слышали это предание. Какие качества должны были воспитать в юношах эти предания?
—Самое ценное — уметь выполнять свой долг при любых обстоятельствах. Слепо повиноваться — считалось доблестью. Эти предания призваны были воспитывать не только мужество и верность долгу, но и жестокость. Римляне проявляли жестокость по отношению своих сограждан.»
Решение задачи:
Римский историк Тит Ливий пишет: «Грозила война… а внутри самого государства шли раздоры, та как плебеи пылали ненавистью к патрициям, главным образом из-за тех, кто шел в кабалу за долги»
— Почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебеями и патрициями?
— Какую борьбу в Греции можно сравнить с борьбой патрициев и плебеев в Риме?
3. Изучение новой темы
— После завоевания территории Италии у римлян остался только один соперник в борьбе за господство на западной части Средиземного моря. – город Карфаген. Найдем на карте.
— Расположен на севере Африки. Карфаген основан некогда финикийцами. Римляне называли жителей пунами (выставить табличку на доску).
Поэтому войны между Римом и Карфагеном получили название Пунических (табличка).
— По ходу моего рассказа заполняем табличку.
Битва | Основные моменты | Итог | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Первая война произошла в 264 году до н.э. Причина: господство над Сицилией. Она шла долго – за это время римляне освоили корабельное дело (диск «История древнего мира» урок «Вторая война Рима с Карфагеном»)
https://muzlit.com/hudojestvennaya_entsiklopediya/page/rostralnaya_kolonna.3065
Сообщение ученика:
«Начав первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей. Вскоре они поняли, что без военного флота им не победить. Тогда застучали топоры на верфях Италии. А на берегу установили скамьи с веслами, На них посадили будущих гребцов, из которых мало кто умел грести. Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать весла. Ровно через год флот был спущен на воду. На носах кораблей установили «Вороны» — перекидные мостики с крючьями на концах.
Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю. Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей. Вперед ринулась римская пехота, одержавшая победу. В Риме в честь победы воздвигли колонну, украшенную рострами – носами захваченных кораблей.»
Итог: Сицилия в руках Рима, Карфаген выплачивает огромные деньги.
Физминутка
-Карфаген в тяжелом положении отдал о.Сардиния и о. Корсика. Карфагенский полководец Гамилькар Барка мечтал отомстить Риму за поражение. Он пошел войной на Испанию (карта), которая богата золотом и другими полезными ископаемыми. Гамилькар собирает большую армию, но выступить не успевает, погибает в сражении с местными племенами. Вскоре во главе войска встает его сын – Ганнибал. https://m.slovari.yandex.ua/article.xml?book=bse&title=%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%BB%20%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0
Сообщение ученика:
«Ганнибал одинаково терпеливо переносил жару и холод, меру еды и питья определял природной потребностью, а не удовольствием, выбирал время для бодрствования и сна, не отличая дня от ночи. Многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал на земле, среди воинов, стоявших на посту и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение.»
— Его армия насчитывала 80 тыс. пехотинцев, 10 тыс. всадников, 40 боевых слонов. В детстве отец заставил дать клятву «быть врагом Рима». Ганнибал вознамерился отомстить Риму сполна.
— Зимой в 218 году до н.э. пересекает Альпы. Откройте учебники стр.217. Посмотрите, отчего воины Ганнибала могли прийти в ужас? (Учащиеся зачитывают с. 217)
— От чего? (горы, покрытые ледниками,снег, 15 суток вверх, по узким скользким тропинкам вниз, вьючные животные падали)
— Оказавшись в долине реки По, объявил галлам, что он против них не воюет. Галлы ненавидели римлян, дали продовольствие, лошадей и вступили в войско Ганнибала.
Сенат римский был в шоке. Приказал консулам остановить Ганнибала. Однако Ганнибал разгромил консульские войска.
Дорога на Рим открыта. Но город хорошо укреплен. Ганнибал двинулся на юг страны, чтобы поднять на борьбу народы.
Просмотр ролика ( Диск «История древнего мира»)
(Более подробно учащиеся читают на странице о битве при каннах 218-219.) Самостоятельная работа
— Весь Рим оплакивал погибших, 70 тыс.
— Война становится затяжной. Молодой римский полководец Сципион выдвинул смелый план. Римская армия захватила Испанию, высадилась в Африке, недалеко от Карфагена. Ганнибал вынужден покинуть Италию. Рассмотрим битву при Заме в 202 году до н.э.
— Битва проиграна. Карфаген лишился владений за пределами Африки., обязался выплатить большую сумму денег, военный флот, боевых слонов. Рим – хозяин в Средиземноморье.
4. Закрепление.
— Обратимся к составленным таблицам.
— Выполним тесты.
1. Назовите, с каким государством воевал Рим в Западном Средиземноморье?
а) Египет
б) Индия
в) Мидия
г) Карфаген
2. Укажите, в каком году произошла битва при Каннах?
а) в 201 г. до н.э.
б) в 216 г. до н.э.
в) в 218 г. до н.э.
г) в 202 г. до н.э.
3. Чем закончилась война Рима с Карфагеном?
А) Рим лишился владений в Сицилии и Южной Италии;
Б) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки;
В) Рим стал хозяином во всем Средиземноморье.
4.Войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими, потому что:
а) Карфагеняне называли римлян пунами;
б) Войско римлян возглавил полководец из рода пунов;
в) Римляне и карфагеняне называли жителей Сицилии пунами;
г) Римляне называли карфагенян пунами.
Взаимопроверка
5. Рефлексия
— Подведем итоги. Оценки на уроке …
— Начните ответы со слов …»Я сегодня узнал на уроке ….»
— Дом.задание :параграф 47. Дополнительное задание – составить синквейн к слову Ганнибал.
Литература:
1. Арасланова О.А., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО 2007.
2. Вигасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира. М.: Просвещение 2010.
3. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1984
Интернет-ресурсы:
1. Интернет библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.xliby.ru/
2. Мир и история [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mir-i-istoriya.ucoz.ru/
3. Муз Лит [Электронный ресурс] Режим доступа: https://muzlit.com/
4. Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: https://m.slovari.yandex/