Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Конспект урока по предмету
«История России»
в 8 классе
«Отечественная война 1812 года»
г.Троицк
2015 год
«Отечественная война 1812 года»
Цель: формирование представления об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.
Задачи:
Сформировать у учащихся представления о причинах войны, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы России в войне.
Закрепить знания об основных событиях Отечественной войны 1812 года на первом этапе.
Определить значение народного, партизанского движения в ходе Отечественной войны 1812 года.
Развивать у учащихся творческие способности, умение анализировать исторические события.
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа путем воздействия исторических образов на личности учащихся уважение к истории России.
Раскрыть значение Бородинского сражения.
Развивать умения составлять характеристику войн на основе плана — памятки, сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию, навыки работы с картой, с документами, с Интернет-ресурсами, речевые умения.
Тип урока: комбинированный урок изучения и закрепления нового материала с использованием компьютерных технологий.
Оборудование: Карта: «Отечественная война 1812года»; стенд: «Недаром помнит вся Россия…», мультимедийный проектор, учебник История России – 8 класс.
Опережающее задание: группе учащихся найти материал по Отечественной войне 1812 года и составить презентацию; подготовить рассказ о партизанском движении.
Межпредметные связи: всеобщая история, литература.
Основные понятия: флеши, редут, инфантерия, адъютант, ополчение, фураж, Бородинская битва, Тарутинский маневр, партизан, «Великая армия».
Основные даты и события:
1812 год: 12 июня — вторжение наполеоновской армии в Россию,
22 июля — соединение русских армий в Смоленске,
4-6 августа — Смоленское сражение,
8 августа — назначение Кутузова главнокомандующим,
24 августа — Шевардинский бой, 26 августа — Бородинское сражение,
1 сентября – Военный совет в Филях,
2 сентября – оставление Москвы французам,
2-6 сентября – Тарутинский маневр.
Выдающиеся личности: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай – де – Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Д. Д. Давыдов, А. С. Фигнер. А. Н. Сеславин и др.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода (1801-1825гг.).
II. Проверка домашнего задания.
— Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Направления внешней политики Александра I.)
— Сейчас мы выясним, каковы наши достижения по данной теме.
Экспресс-опрос по следующим вопросам:
Каковы цели и основные направления внешней политики Александра I?
Что такое «восточный вопрос»? Какое значение имел он для России?
Каковы итоги внешней политики Александра I на восточном направлении?
Каковы причины военных неудач России в кампаниях 1805-1807г.?
Каково содержание Тильзитского мира?
Был ли выгоден Тильзитский мир России?
Какие противоречия возникли между Россией и Францией после заключения Тильзитского договора?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о них. Услышав их, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. Об одном из таких событии мы сегодня и будем говорить.
Начать урок я хочу с отрывка из одного известного стихотворения:
— Скажи-ка, дядя,
Ведь недаром Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят ещё какие,
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
Вопрос: -Какому историческому событию посвящены эти строки?
-Кто написал его?
-Кто сможет озвучить тему нашего сегодняшнего урока? (Отечественная война 1812 года)
-Как вы думаете, а каковы цели нашего занятия?
IV. Актуализация знаний.
-Для начала давайте вспомним, как складывались отношения между Францией и Россией? (- Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. По мирному договору с Францией 1807 года Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года).
— Как вы помните, Наполеону подчинялась практически вся Европа. Планы по завоеванию мира у него, конечно же были поистине огромными. «Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её»
-Проблемное задание: Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?
V. Изучение нового материала.
— Давайте сначала определения причины, цели и характер войны 1812 года.
— Для определения причин войны поработаем с документами (распечатки на каждой парте).
1812 г. июня 10. — Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.
Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия по-клялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англией). Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
В нашей императорской квартире в Вилковишках, 22 июня 1812 г.
Наполеон.
Задание: прочитайте внимательно приказ Наполеона при переходе армии через Неман и выдержки из высказываний Наполеона. Выясните, каковы причины войны с Россией, по словам Наполеона?
Вопросы для анализа документа:
Как Наполеон определяет причины вторжения в Россию?
Для выяснения причин и целей войны для России проведём работу с приказом Александра I, изданным на второй день войны.
Вопросы для анализа документа:
Какие способы, в отношениях с Францией использовала Россия?
Какова была цель России в войне с Францией?
Какова причина войны со стороны России?
Исходя из причин и целей, определите характер войны.
Почему война стала называться Отечественной?
Какие войны, из истории нашей страны, имеют аналогичное название?
Как вы думаете, действительно ли в развязывании войны виноват только Наполеон? Можно ли, всю ответственность возложить только на него?
Причины Отечественной войны
Противоречия между Францией и Россией.
Агрессивная внешняя политика Франции.
Стремление Наполеона к мировому господству.
Цели Франции в войне:
Превращение России в зависимую от Франции страну.
Отторжение от России части её территории.
Завоевание Индии с помощью России, чтобы ослабить Англию.
Характер войны:
Для России Отечественная, защита свободы и независимости своей родины.
Для Франции захватническая и грабительская.
Соотношение сил
Число солдат | Национальность армии | |
Россия
| 210 тысяч человек
| русские
|
Франция | 420 – 600 тысяч человек | французы и другие европейские народы |
Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, хорошо обучена, но она была ненадежна, т. к. состояла наполовину из покоренных народов, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы, из-за сохранения рекрутской повинности большинство мужчин не было обучено военному делу.
Ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? (Победа французов.)
Однако события, как вам известно, из уроков всеобщей истории, литературы, кинофильмов, развернулись по-иному.
Утром 11 июня перед переходом через реку Немон, Наполеон лично приехал проверить подготовку его войска к реке, возвращаясь в лагерь его лошадь, встала на дыбы, он упал, солдаты Французской армии приняли это как дурной знак. Приближенные к Наполеону советовали отступить от вторжения на территорию Российской империи, но Наполеон сказал: «Это всего лишь заяц».
В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны. Ночью 11 июня 1812 года французские инженеры возвели 3 моста через реку Неман, по 1-му мосту переходила пехота, по 2-му мосту – конница, по 3-му мосту – артиллерия.
Наполеон надеялся на поддержку таких стран как: Швеция, Австрия, Пруссия, Турция.
Однако 24 марта 1812 года Россия со Швецией подписали мирный договор.
Австрия и Пруссия, оккупированные Францией были союзниками Наполеона, но Александр I добился от них обещаний не вести активных военных действий в случае Французко-Русской войны.
Турция с 1806 года вела военные действия против Российской империи. 1812 года за месяц до вторжения Франции Россия с Турцией заключили Бухарестский мир.
Дипломатическая изоляция Российской империи не состоялась.
На момент вторжения Наполеона Русские войска были разбросаны, часть русский войск была в Бессарабии, Финляндии, на Кавказе где Персия готовилась к войне, На западе было только около 220 тыс. человек, против почти 600 солдат Французской армии.
12 июня 1812 года императора Александра I не было вблизи реки Немон, он был на балу, когда ему сообщили известие о вторжении Наполеона, он приказал эту новость держать в тайне. Только Поздним вечером Александр I начал давать распоряжения по ведению военных действий.
Вечером 13.06.1812 года Александр I отправил министра полиции Балашова Александра Дмитриевича к Наполеону с письмом, он предлагал вернуться к реке Немон и начать вести переговоры. Но Наполеон ответил: «Мечь вынут из ножн. Война будет».
Французская армия шла на Москву.
Задание: Обратите внимание на названия населенных пунктов, где происходили наиболее важные сражения.
Беседа с классом на основе анализа карты в атласах.
— Как были расположены русские войска в начале войны?
Военный министр М. Б. Барклай де Толли базировался вдоль реки Неман.
П. И. Багратион базировалась в Белоруссии.
А. П. Тормасов прикрывала Киев.
Сообщения учеников о командующих армиями (опережающее задание).
Барклай-де-Толли.
Багратион Петр Иванович.
Tормасов Александр Петрович.
С первых дней война носила всенародный, отечественный характер. В городах шло формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии. В 16 губерниях Российской империи образовались ополченческие отряды. Только в Петербурге в ряды ополчения вступило 13 тыс. человек. По всей России шел сбор материальных ценностей для армии. Сумма пожертвований превысила доходную часть ежегодного бюджета страны.
Народный характер войны проявился в действиях крестьян. Они не только оказывали помощь русской армии продовольствием, но и сами боролись с противником. Крестьяне решительно отказывались продавать продовольствие и фураж французам, а при приближении неприятеля жгли избы, амбары с убранным хлебом, угоняли скот, а сами уходили в леса. Еще до Бородинского сражения Наполеон терял ежедневно по нескольку сотен солдат, которые гибли от рук партизан — крестьян.
Беседа с классом.
— Что вам известно о планах военных действий французов? (Наполеон, используя свое численное превосходство, планировал разбить в приграничных сражениях русские армии поодиночке и заставить Александра I просить о мире, закончить войну в короткие сроки.)
— Какая тактика ведения войны была выбрана русскими? (По предложению Барклая-де-Толли было решено не вступать с французами в крупные сражения в условиях превосходства их в силах, отступать в целях соединения армий, не оставляя врагу провиант и фураж.)
— Используя карту атласа, назовите населенные пункты, вблизи которых происходили наиболее значимые сражения. (Салтановка, Клястицы, Красный, Полоцк.)
— Где и когда произошло соединение русских армий? (22 июля, в районе Смоленска.)
— Каково, по вашему мнению, значение Смоленского сражения для французов? (Наполеон понес большие потери, 6 дней он провел в тяжелых раздумьях о дальнейших планах и ждал ответа от Александра I на свое предложение о мире, не дождавшись ответа, принял решение о наступлении на Москву.)
— Почему после Смоленска был смещен главнокомандующий русской армией Барклай-де-Толли? (Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, принял решение об отступлении в целях сохранения армии. Его тактика вызвала резкое недовольство в армии и в обществе. За Смоленском русские до самой Москвы не имели больше укрепленных пунктов).
— При каких обстоятельствах и когда главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов? (Для прекращения разногласий между П.И.Багратионом, обвинявшим Барклая-де-Толли в измене, и по требованию общества Александр I 8 августа назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.)
Сообщение о М.И. Кутузове (опережающее задание).
— Какую реакцию вызвало в прибытие Кутузова в армию?
— Какой план действий был принят Кутузовым?
Подведение итогов учителем.
Таким образом, мы завершили характеристику хода военных действий с момента вторжения наполеоновской армии в Россию от переправы через реку Неман до генерального сражения у Бородино.
— Рассмотрению «Бородинское сражение». Вам хорошо известно, что это сражение, являясь одним из самых героических событий российской истории, истории российского оружия, вызывало и вызывает к себе интерес, восхищение, чувство гордости, и в тоже время с ним связано существование спорных вопросов.
Беседа с классом.
— У какой деревни произошло сражение перед Бородинской битвой? Каково его значение?
— Сколько атак по подсчетам историков предприняли французы на Багратионовы флеши? Назовите места наиболее ожесточенных действий.
— Что помешало Наполеону начать общую атаку после захвата Багратионовых флешей?
— До или после Бородинского сражения французы вступили в Москву?
— Как объяснял Кутузов свое решение об оставлении Москвы французам?
— По картам атласа определите, направление движения русских войск после оставления Москвы французам. Что такое Тарутинский маневр?
Учебная дискуссия.
— Как вы считаете, Бородино — это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения?
(Ученики высказывают свое мнение.)
Подведение итогов учителем.
— Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием. «Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой», — писал позже Наполеон. Ценой огромных потерь французы потеснили русские войска, но решающего успеха не получили. Потери: у русских — 44 тыс., у французов — 58 тыс., т. е. более 40% всего личного состава. В Бородинском сражении между французами и русскими существовал уже примерный численный паритет, чем и можно объяснить, что ни одна из сторон в этом сражении не добилась решающих результатов. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, «в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми». По мнению академика Е.В.Тарле, исследователя наполеоновской эпохи, «моральная победа была на стороне русских, т.к. французам не удалось прорвать их оборону. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось победой все-таки больше русской, чем французской».
VI. Подведение итогов урока.
— Сегодня мы познакомились с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до Тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам. Мы выяснили, что на данном этапе войны инициатива принадлежала армии Наполеона, имевшей превосходство в силах. Бородинское сражение с военной точки зрения не выявило победителя, но была ослаблена наступательная активность французской армии, предопределено ее поражение в этой несправедливой, захватнической войне. Сражение вызвало огромный патриотический подъем в России, укрепило веру в возможность победы над врагом.
— Чем мы занимались сегодня на уроке?
— Сумели ли мы достичь поставленных целей? Что нового, интересного вы получили на уроке? (Рефлексия.)
VII. Домашнее задание.
Составить хронологическую цепочку событий Отечественная война 1812года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам.
Читать §4, ответы на вопросы после параграфа.
Использованная литература:
1. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. Учебник 8 класс.
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Поурочные разработки по истории России XIX века. 8 класс.
4. Е. В. Тайкова. Инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры. История 5 – 11 классы. Издательство «Учитель».
5. Е.В. Тарле. 1812 год. Избранные произведения. М., «Пресса»,1994.
6. В.А. Кошелева, А.В. Чернова, А.В. Ершова. Наполеон I в России. Творческое агентство «Созвездие», 1993.
7. В. Соловьев. История России для детей и взрослых. «Белый город», М., 2003.
Интернет-ресурсы:
https://www.mes.ru/works st/1812/main.html. Авторский сайт о войне 1812 года, содержит богатый иллюстративный материал, имеет музыкальное оформление.
https://www.ovsen.com/user/svntr/2.shtml. На сайте рассказывается о стратегии войны Наполеона и тактике обороны русских войск.
https://www.idel.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html. Эта Интернет — страница посвящена Бородинскому сражению.
https://ru.wikipedia.org/
https://www.studentu.ru
https://zvezda.org.ru/ https://www.youtube.com/watch
https://www.1812panorama.ru