Конспект урока по теме «Германия в 30-е годы. Становление диктатуры»

Панкеева Людмила Анатольевна.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» города Курска.

Учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе.













































Тема: «Германия в 30-е годы. Становление диктатуры».

Эпиграф:

« Все для государства,

ничего против государства,

никого вне государства».

Б. Муссолини.

Цель:

решить проблему: почему униженная и ослабленная Версальскими решениями страна сумела к концу 30-х годов вновь создать сильное экономически и политически государство. Погрузиться в эпоху, атмосферу страны того времени, используя возможности обучающихся, изучающих немецкий язык. Если такой возможности нет, возможно погружение в эпоху с помощью ТСО ( записи на немецком языке).

Задачи:

Образовательные:

выяснить особенности развития Германии в 30-е годы XX века, раскрыть причины становления тоталитарного режима в Германии, показать на примерах, что далеко не все немцы стали фашистами, а оказывали сопротивление тоталитарному режиму.

Развивающие:

формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её развернуто и доказательно; формирование умения аргументировано высказывать свою точку зрения, вести дискуссию.

Воспитательные:

Уважение к истории прошлого.

Оборудование:

Карта « Германия» на немецком языке, « Западная Европа после I Мировой войны», портреты лидеров ННСАП, антифашистов: Э. Тельмана, Э. Буша.

ПЛАН УРОКА.

1.Вводная беседа и постановка проблемы.

2.Экономическое и политическое положение Германии в конце 20-х- начале 3.Приход власти фашистов и установление тоталитарной диктатуры.

4.Особенности германского тоталитаризма в экономике политике, социальной сфере.

5. Антифашистское движение.

I. Вводная беседа:

— Сравните 20-е и 30-е века истории развития европейских стран и США.

-Какие возможные пути развития для стран мира в 30-е годы вам известны?

-Каковы последствия Первой мировой войны для Германии?

Погружение в эпоху, ответ на этот вопрос на немецком языке у карты Германии. Звучит синхронный перевод.(2 ученика работают).

-Объявление темы, особенностей интегрированного урока .

Постановка проблемы:

Работая на уроке, отобрать факты, показывающие, каким путем и почему ослабленная после Первой мировой войны Германия сумела к концу 30-х годов « возродиться» в единое сильное государство. Согласны ли вы с эпиграфом сегодняшнего урока?

II. Задание:

а) Проанализируйте экономическое положение Германии в период кризиса 1929-1933 года.

Заслушиваются:

Сообщения обучающегося « О чем писали немецкие газеты того времени»;

Отрывок из стихотворения Э. Вайнерта « Песня о сокращении»;

Дополнение учителя о падении производства на 58% ,9 млн. безработных.

Свежие документы:  Урок истории в 8 классе "Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России"

Какой же вывод можно сделать об экономическом положении Германии в 1929-1933-х годах и его влиянии на политическую жизнь страны? ( вывод формулируют обучающиеся)

Беседа:

  1. Какая форма правления существовала в это время в Германии?

  2. Каковы причины усиливающегося недовольства Веймарской республикой?

  3. В чем выразился раскол в обществе?

  4. Сделайте прогноз, какие силы в этих условиях смогут победить?

III. Вопрос:

— Какие отличительные черты партии и её фюрера позволили прийти к власти в 1933 году?

-Сообщения о фашистской партии, о Гитлере.

Записи в тетрадях после беседы по этому вопросу:

Национализм, расизм, создание образа врага, культ насилия, принцип фюрерства и военизированная дисциплина в партии, историческое аналогии: есть ли подобные партии в современном мире?

Выборы 1933 год

Задание: как и почему фашистской партии удалось прийти к власти?

Ответьте на этот вопрос, прослушав сообщения:

1)Атмосфера выборов – из книги « История тайных германских служб»;

2)О поддержке фашистов крупными промышленниками- отрывки из произведений А. Зегерс, Т. Драйзера.;

3)Отрывок из романа Л. Фейхтвангера « Семья Опперман».

Таким образом, какая по форме система управления страной сложилась в этих условиях?

В каких, кроме Германии, в 30-е годы складывалась подобная система?

( ответы на вопросы, проведение исторических параллелей.)

Закрепление понятия « тоталитаризм».

Самостоятельная работа с текстом учебника — по группам.

Задание:

Определите и выпишите в тетрадь признаки тоталитаризма, характерные для Германии:

-в экономике;

-в политике;

-в социальной сфере.

Выводы по проблеме:

  1. Свертывание и окончательное уничтожение демократических основ государства, чрезвычайные, диктаторские методы управления;

  2. Уничтожение рыночных отношений, свободы предпринимательства, диктат государства ;

  3. Свертывание социальных программ, «внеэкономическое принуждение»;

  4. Разжигание национализма, расизма, духа « насилия».

Вывод: в Германии – тоталитарная диктатура. Эпиграф урока полностью соответствует этой эпохе.

-Как немецкое население восприняло эти перемены в обществе?

-Можно ли всех немцев считать фашистами?

-Какой ценой Германия сулила стать сильным государством в 30-е годы?

а) сообщение учителя о массовой базе фашизма(крестьяне, ремесленники, ветераны войны, безработные, промышленники).

Вопрос: почему в этой среде, поддерживающих нацистов, нет рабочих, интеллигенции?

б) сообщение об Э. Тельмане (исторический портрет);

в) на фоне «Песни единого фронта» в исполнении Э. Буша звучит стихотворение К. Симонова « Немец».

г) перекличка на немецком языке представителей интеллигенции, покинувших в 30-е годы фашистскую Германию: Марлен Дитрих, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Анна Зегерс и другие с указанием их заслуг перед страной и мировой культурой.

Вывод по уроку — ответ на поставленные проблемы — делают обучающиеся.

Обобщение учителя:

Установление в Германии тоталитарной диктатуры в 30-е годы — событие неоднозначное. Внешне это помогло стране выйти из экономического кризиса, политической нестабильности, укрепить внешнеполитическое положение.

Но все это было сделано слишком большой ценой — национальной трагедией многих немцев, не принявших насилие, диктат, милитаризм, и демагогию фашистских правителей.

Подведение итогов урока:

Оценки ставятся и по истории и по немецкому языку.

Домашнее задание : п.13-14

































Список информации:

1.Соловьев К. А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран(XX— начало XXI века): 9 класс — М.: ВАКО,2007.

2.Сороко-Цюпа О. С. Новейшая история зарубежных стран,XX— начало XXI века. — М.: Просвещение,2008.

3. А. Зегерс, отрывки из романа « Мертвые остаются молодыми».

4.Т. Драйзер « Америку стоит спасать».

5. Л. Фейхтвангер « Семья Опперман».

6. Газеты « Новая жизнь», « Барабан» на немецком языке.

7. Интернациональные вечера на немецком языке : пособие для учителей сред. шк. / Л. Д. Аграновская. « Интернациональные вечера»

8.« История тайных германских служб»

9.« История отношений России и Германии».

10.« Новейшая история в художественно — исторических образах»

















Свежие документы:  Урок на тему "Детство опалённое войной"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: