Панкеева Людмила Анатольевна.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» города Курска.
Учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе.
Тема: «Германия в 30-е годы. Становление диктатуры».
Эпиграф:
« Все для государства,
ничего против государства,
никого вне государства».
Б. Муссолини.
Цель:
решить проблему: почему униженная и ослабленная Версальскими решениями страна сумела к концу 30-х годов вновь создать сильное экономически и политически государство. Погрузиться в эпоху, атмосферу страны того времени, используя возможности обучающихся, изучающих немецкий язык. Если такой возможности нет, возможно погружение в эпоху с помощью ТСО ( записи на немецком языке).
Задачи:
Образовательные:
выяснить особенности развития Германии в 30-е годы XX века, раскрыть причины становления тоталитарного режима в Германии, показать на примерах, что далеко не все немцы стали фашистами, а оказывали сопротивление тоталитарному режиму.
Развивающие:
формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её развернуто и доказательно; формирование умения аргументировано высказывать свою точку зрения, вести дискуссию.
Воспитательные:
Уважение к истории прошлого.
Оборудование:
Карта « Германия» на немецком языке, « Западная Европа после I Мировой войны», портреты лидеров ННСАП, антифашистов: Э. Тельмана, Э. Буша.
ПЛАН УРОКА.
1.Вводная беседа и постановка проблемы.
2.Экономическое и политическое положение Германии в конце 20-х- начале 3.Приход власти фашистов и установление тоталитарной диктатуры.
4.Особенности германского тоталитаризма в экономике политике, социальной сфере.
5. Антифашистское движение.
I. Вводная беседа:
— Сравните 20-е и 30-е века истории развития европейских стран и США.
-Какие возможные пути развития для стран мира в 30-е годы вам известны?
-Каковы последствия Первой мировой войны для Германии?
Погружение в эпоху, ответ на этот вопрос на немецком языке у карты Германии. Звучит синхронный перевод.(2 ученика работают).
-Объявление темы, особенностей интегрированного урока .
Постановка проблемы:
Работая на уроке, отобрать факты, показывающие, каким путем и почему ослабленная после Первой мировой войны Германия сумела к концу 30-х годов « возродиться» в единое сильное государство. Согласны ли вы с эпиграфом сегодняшнего урока?
II. Задание:
а) Проанализируйте экономическое положение Германии в период кризиса 1929-1933 года.
Заслушиваются:
Сообщения обучающегося « О чем писали немецкие газеты того времени»;
Отрывок из стихотворения Э. Вайнерта « Песня о сокращении»;
Дополнение учителя о падении производства на 58% ,9 млн. безработных.
Какой же вывод можно сделать об экономическом положении Германии в 1929-1933-х годах и его влиянии на политическую жизнь страны? ( вывод формулируют обучающиеся)
Беседа:
Какая форма правления существовала в это время в Германии?
Каковы причины усиливающегося недовольства Веймарской республикой?
В чем выразился раскол в обществе?
Сделайте прогноз, какие силы в этих условиях смогут победить?
III. Вопрос:
— Какие отличительные черты партии и её фюрера позволили прийти к власти в 1933 году?
-Сообщения о фашистской партии, о Гитлере.
Записи в тетрадях после беседы по этому вопросу:
Национализм, расизм, создание образа врага, культ насилия, принцип фюрерства и военизированная дисциплина в партии, историческое аналогии: есть ли подобные партии в современном мире?
Выборы 1933 год
Задание: как и почему фашистской партии удалось прийти к власти?
Ответьте на этот вопрос, прослушав сообщения:
1)Атмосфера выборов – из книги « История тайных германских служб»;
2)О поддержке фашистов крупными промышленниками- отрывки из произведений А. Зегерс, Т. Драйзера.;
3)Отрывок из романа Л. Фейхтвангера « Семья Опперман».
Таким образом, какая по форме система управления страной сложилась в этих условиях?
В каких, кроме Германии, в 30-е годы складывалась подобная система?
( ответы на вопросы, проведение исторических параллелей.)
Закрепление понятия « тоталитаризм».
Самостоятельная работа с текстом учебника — по группам.
Задание:
Определите и выпишите в тетрадь признаки тоталитаризма, характерные для Германии:
-в экономике;
-в политике;
-в социальной сфере.
Выводы по проблеме:
Свертывание и окончательное уничтожение демократических основ государства, чрезвычайные, диктаторские методы управления;
Уничтожение рыночных отношений, свободы предпринимательства, диктат государства ;
Свертывание социальных программ, «внеэкономическое принуждение»;
Разжигание национализма, расизма, духа « насилия».
Вывод: в Германии – тоталитарная диктатура. Эпиграф урока полностью соответствует этой эпохе.
-Как немецкое население восприняло эти перемены в обществе?
-Можно ли всех немцев считать фашистами?
-Какой ценой Германия сулила стать сильным государством в 30-е годы?
а) сообщение учителя о массовой базе фашизма(крестьяне, ремесленники, ветераны войны, безработные, промышленники).
Вопрос: почему в этой среде, поддерживающих нацистов, нет рабочих, интеллигенции?
б) сообщение об Э. Тельмане (исторический портрет);
в) на фоне «Песни единого фронта» в исполнении Э. Буша звучит стихотворение К. Симонова « Немец».
г) перекличка на немецком языке представителей интеллигенции, покинувших в 30-е годы фашистскую Германию: Марлен Дитрих, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Анна Зегерс и другие с указанием их заслуг перед страной и мировой культурой.
Вывод по уроку — ответ на поставленные проблемы — делают обучающиеся.
Обобщение учителя:
Установление в Германии тоталитарной диктатуры в 30-е годы — событие неоднозначное. Внешне это помогло стране выйти из экономического кризиса, политической нестабильности, укрепить внешнеполитическое положение.
Но все это было сделано слишком большой ценой — национальной трагедией многих немцев, не принявших насилие, диктат, милитаризм, и демагогию фашистских правителей.
Подведение итогов урока:
Оценки ставятся и по истории и по немецкому языку.
Домашнее задание : п.13-14
Список информации:
1.Соловьев К. А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран(XX— начало XXI века): 9 класс — М.: ВАКО,2007.
2.Сороко-Цюпа О. С. Новейшая история зарубежных стран,XX— начало XXI века. — М.: Просвещение,2008.
3. А. Зегерс, отрывки из романа « Мертвые остаются молодыми».
4.Т. Драйзер « Америку стоит спасать».
5. Л. Фейхтвангер « Семья Опперман».
6. Газеты « Новая жизнь», « Барабан» на немецком языке.
7. Интернациональные вечера на немецком языке : пособие для учителей сред. шк. / Л. Д. Аграновская. « Интернациональные вечера»
8.« История тайных германских служб»
9.« История отношений России и Германии».
10.« Новейшая история в художественно — исторических образах»