Конспект занятия по истории русского языка для обучающихся 3-4 классов по теме: «Любовь и милосердие – великие христианские добродетели»

Муниципальное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования

для детей «Истоки» г. Волгограда







Конспект занятия

по истории русского языка

для обучающихся 3-4 кл.


«Любовь и милосердие – великие христианские добродетели»











подготовила

педагог дополнительного образования

высшей категории

Уварова Ирина Юрьевна











г. Волгоград


2014

Тип занятия: комбинированное.

Цель занятия: формирование духовно-нравственных ценностей ребёнка через приобщение его к церковнославянскому языку.

Форма занятия: творческая мастерская.

Задачи занятия:

    • Познакомить детей с понятием «добродетель», выявить духовный смысл и лексическое значение слов, называющих великие христианские добродетели «любовь», «милосердие» на материале церковнославянского языка.

      • Развить творческое мышление, культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас детей православными словесными образами.

  • Воспитать внимательное и бережное отношение к слову, интерес к истории родного языка, духовно богатую и деятельную личность.


Методическое обеспечение: икона «Спорительница хлебов», свв. муч. Веры, Надежды, Любви и Софии, поэтические произведения, аудиозапись церковных песнопений, церковнославянский алфавит (кириллица), ксерокопии, трафареты со словами, библейскими заповедями, рабочие тетради, макет дерева, листья осенние.


Ход занятия:


Приветствие (позитивный настрой на начало занятия)

— Здравствуйте, дети! Рада видеть ваши ясные глаза, милые лица!

Объявление темы, целей занятия

— Ребята, нашу встречу я хочу начать с прекрасных строчек (зажигаю свечу):


Я приберу свой уголок,

Зажгу лампадный огонёк,

Я душу приберу свою,

Христову славу воспою.

И для меня звезда взойдёт –

Мой Гость – Христос ко мне придёт!


— Кто знает, как называется особенное время, в котором пребывают сейчас все православные христиане? (Рождественский пост, время подготовки к встрече Рождества Христова).

— А как мы можем подготовить свою душу? Что можем успеть сделать за это время? (Очистить душу от грехов, навести в ней порядок, сделать как можно больше добрых дел).

— Сегодня на нашем занятии мы обратимся к великим христианским добродетелям. Любовь, Доброта и Милосердие помогут нам зажечь свечу в нашей душе, направить нас на путь служения Богу и людям. И в конце занятия мы должны вырастить с вами Древо Добрых дел. А поможет нам в этом наш родной церковнославянский язык, высокое, красивое славянское Слово.

Повторение изученного

— Но сначала мы должны вспомнить славянскую азбуку, любимые наши буковки. Кто сможет прочитать наизусть главную часть азбуки («говорящую»)? От азъ до твердо?

-Молодцы.

А какая буква славянской азбуки учит нас быть добрыми, наставляет нас на путь Добра? (Буква «Добро»). – А вспомните, что обозначает эта буква? (Это имя Божие, сам Бог). А какие ещё вы знаете имена Божие? (Слово, Красота, Любовь, Истина, Покой).

— Молодцы. От слова Добро произошло очень важное, красивое слово. Кто сможет прочитать его по-церковнославянски? Давайте запишем это красивое слово в тетради.

Основная часть

Беседа

— Посмотрите на слово «добродетель», как вы понимаете это слово? (От глагола «деяти добро», т.е. «делать добро», благое свойство человеческой души).

— Какие добродетели вы уже знаете и с каким праздником они связаны? (30 сентября- св. муч. Вера, Надежда, Любовь, София-Мудрость).

— Чему нас учат эти христианские добродетели? (Вера учит нас быть стойкими, сильными, крепкими в своей вере, Надежда учит уповать (надеяться) на Бога, Любовь учит жить в любви к Богу и ко всем людям, София учит нас собиранию, стяжанию премудрости Божией).

— А кто для нас есть Любовь? — Кто являет собой пример, образец истинной Любви? (У Бога и Пресвятой Богородицы, у святых мы учимся любить друг друга, прощать, заботиться, терпеть).


Знакомство и рассматривание иконы

Я хочу познакомить вас с необычным образом Божией Матери. Вглядитесь, рассмотрите повнимательнее икону и запомните этот образ.

— Что удивило?

— В чём особенность образа Богоматери? (Покрывает нас Небесным Покровом, видит нас, молится о нас на небесах).

— Как бы вы назвали икону?

Вывод педагога

Перед вами икона «Спорительница хлебов». Богородица предстаёт перед нами как Помощница людям в их трудах, добрых делах и заботах.

— А теперь вспомните главную заповедь, которая нас учит любить ближнего своего.

— А вот как эта заповедь звучит на церковнославянском языке:


Возлюбиши ближняго твоего, яко самъ себе.

— Как вы понимаете смысл этой заповеди? (Учит любить Другого, который рядом с тобой, как самого себя, сострадать чужому горю, как любит нас Бог…)

Запишите красиво и аккуратно по-церковнославянски эту заповедь и запомните её как главное правило жизни.

— А какие библейские изречения вы ещё знаете о Добре, о Любви к людям?

Не твори зла, и не постигнетъ тя зло.

— Уклонися от зла и сотвори благо.

— Другому пожелаеши, самъ получиши.

— Иже дает убогим, не оскудеет.

Молодцы.

— Как мы называем доброго человека, любящего ближнего своего, протягивающего ему руку помощи? (Милосердным). А как называется сама добродетель? Нарядные, узорные буквицы помогут нам написать это красивое слово. (Выходят дети с буквицами).

— Добродетель «милосердие». Запишите это слово по-церковнославянски, назовите все буквы в слове. Как вы понимаете это слово? — Что значит быть милосердным?

(«Милое сердце», проявление милости, заботы и внимания, участия своего в жизни ближнего своего…)

— Приведите случаи проявления милосердия из жизни. Что в ваших силах сделать для ближнего своего?

— Сейчас ребята в стихах поучат нас быть добрыми, заботливыми людьми.

(Дети проигрывают, инсценируют поэтические зарисовки ситуаций из жизни).

— Молодцы.

Вывод педагога

— Сердце наше должно учиться чувствовать, сопереживать беде, горю Другого, помогать ближнему, делиться своим. Если человек всё время думает о других, то о нём всё время думает Бог. Делая добро своему ближнему, мы становимся ближе к Господу.

Творческая работа

— А сейчас каждый из вас сможет помочь вырастить среди зимы живое Древо Добрых дел.

— На разноцветных листьях вы должны написать любое доброе дело, которое вы сделаете сегодня, завтра, всегда. И мир от этого станет светлее, добрее и прекраснее.

— А помогать в работе вам будет музыка, красивое детское песнопение «Берегите любовь».

— Кто готов украсить наше Дерево своими листочками – Добрыми делами?

— А теперь назовите каждый листик, чтобы Дерево наше стало живым.

— У нас выросло сегодня на занятии Дерево человеческих добродетелей, выполняя которые человек приближается к Богу, становится лучше и лучше.


Подведение итогов занятия

— А теперь откройте тайник своей души и назовите всё, что открыли нового, важного на занятии?

— О каких христианских добродетелях мы сегодня говорили?

— Какие евангельские изречения вы запомнили?

— Чем обогатилась ваша душа?

Дети высказываются. Педагог подводит итоги сказанного:

— Я хочу, чтобы вы хранили в душе христианские добродетели, пронесли их через всю свою жизнь. Любите друг друга! И тогда мир от нашей Любви будет прекраснее. И посмотрите вокруг: может быть, кому-то очень нужна ваша помощь?!


Список использованной литературы:


  1. Екимова Е.А. Православная азбука в стихах. Минск, 2007.

  2. Емельянов Г. Азбука для маленьких христиан. СПб., 2008.

  3. Макарова Е.В. Методические рекомендации преподавателю церковнославянского языка. М.: «Православная педагогика», 2003.

  4. Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. Ижица. СПб., 2002.

  5. Словарь церковнославянского языка / Сост. прот. А. Свирелин. – Киев. обл.: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2005.







Свежие документы:  Конспект урока по истории "Древний Рим"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: