Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«гимназия №2»
города Нелидово Тверской области
Конспект урока по истории
в 5 классе
« Космос олимпийских богов»
подготовила
учитель истории и обществознания
Белова Вера Ивановна
г. Нелидово
2015
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: урок новых знаний.
Метод: комбинированный.
Модель обучения: базовая (5 класс – 2 часа в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основе ФГОС основного общего образования, программы по истории авторов Д. Д. Данилова, А. В. Кузнецова, Д. В. Лисейцева.
Тема урока: КОСМОС ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
Изучение учащимися отличительных особенностей древнегреческой религии через создание целостной картины мира из различных фактов, понятий и явлений.
Линия 3. Историческое мышление
Выявление на примере древнегреческой мифологии вариантов причин и следствий формирования религиозных представлений древних эллинов.
Объяснение причин возникновения сомнений древних греков в справедливости законов олимпийских богов.
Обязательный минимум содержания: отличительные особенности древнегреческой религии ( основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
Оборудование:
— ПК;
— мультимедийный проектор;
— мультимедийная презентация к уроку.
Этапы урока:
I. Организационный этап.
II. Преемственность исторического учебного материала: взаимосвязь пройденного материала с новыми знаниями.
III. Создание проблемной ситуации и формулирование основной проблемы урока.
IV. Актуализация знаний и планирование деятельности.
V. Поиск решения проблемы и открытие нового знания.
VI. Выражение решения проблемы.
VII. Применение знаний и рефлексия деятельности.
VIII. Информация о домашнем задании, его комментирование.
ХОД УРОКА
I.Организационный этап . (1 минута)
Цель этапа: Мотивация, подготовка, активизация учащихся для результативной учебной деятельности.
Деятельность учителя: Проводить инструктаж и настраивать детей на работу.
Деятельность учащихся: Выполнять указания и рекомендации учителя.
Вид УУД: Коммуникативные и личностные УУД.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(действие учителя): Здравствуйте, дети! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся, чтоб у нас с вами было хорошее настроение. Я думаю, что мы все вместе дружно и активно поработаем на этом уроке. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Ребята , сегодня мы должны продолжить своё историческое увлекательное путешествие по Древней Элладе. Так мы ещё с вами называем Древнюю Грецию. И как всегда нас в путешествии будут сопровождать наши друзья : АНТОШКА (ученик 5 – го класса) и учёный — ИСТОЧНИКОВЕД.
II. Преемственность исторического учебного материала: взаимосвязь пройденного материала с новыми знаниями. ( 4 минуты)
Цель этапа: Взаимосвязь предыдущей темы «Новые города Эллады» и следующей темы «Космос олимпийских богов»; переход к изучению новой темы при соблюдении преемственности учебного материала.
Деятельность учителя: Организовать повторение пройденного материала по теме «Новые города Эллады»; объяснить на основе известного примера историческое понятие «полис»; создать благоприятные условия для целостного, системного представления учащихся об особенностях и характеристике древнегреческого полиса.
Деятельность учащихся: Проанализировать тематическую схему «Древнегреческий полис»; самостоятельно сделать выводы на основе комментированного анализа схемы; высказывать вслух свою мысль, идею, точку зрения; развивать устную речь с учётом учебной ситуации; оценивать самостоятельно данные исторические понятия, явления, факты.
Вид УУД: Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(действие учителя): Вместе с ними мы уже прибыли в древнегреческий полис, к примеру, в Афинский полис.
Учитель показывает детям на карте историческое место, где находятся Афины.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ
(действие учителя): Дети, а давайте вспомним с вами, что означает понятие «полис»?
ОТВЕТ УЧЕНИКА
(действие ученика): Полис в переводе с греческого означает «город».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(действие учителя): Ребята, вы правильно ответили на мой вопрос. Но я хочу ещё дополнить ваш ответ и сказать, что полисы были одновременно и городами, и небольшими самостоятельными государствами. Для того, чтобы дать обобщающую характеристику древнегреческому полису, рассмотрим и прокомментируем с вами тематическую схему «Древнегреческий полис» на с. 137 учебника.
ОТВЕТ УЧЕНИКА
(действие ученика): Характеристика схемы: Царь полиса – один человек, коренной гражданин государства мог быть избран военным вождём, верховным жрецом и судьёй. Также и Народное Собрание, бывшее главным органом управления и жизнедеятельности полиса через голосование, как вы уже знаете, могло назначить на эти важные общественные должности отдельных свободных граждан. В Народное Собрание входили граждане, аристократы, демос (в переводе с греческого «народ»). Только свободные коренные жители древнегреческого полиса имели право избираться на эти должности. Переселенцы были негражданами полиса, потому что они переселились на новое место жительства из соседней области. Они не имели никаких прав и не участвовали в деятельности Народного Собрания. Рабы- были совершенно бесправными существами и являлись полной собственностью знати, аристократов.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ
(действие учителя): Следовательно, находясь в гостях у граждан древнегреческого полиса и изучив схему Афинского государства , мы сделали вывод о том, что древнегреческий полис представлял собой город – государство с определёнными особенностями управления, с соответствующими правами и обязанностями населения. Жители полиса уважали и почитали ценности , о которых ещё писал в своих известных научных трактатах (сочинениях) великий мыслитель, учёный, философ Древней Эллады АРИСТОТЕЛЬ.
(Учитель перечисляет важные ценности древнегреческого общества.)
Это такие ценности, как:
интеллектуальное развитие;
физическое совершенство;
духовное богатство;
свобода, равенство;
достоинство личности.
Таким образом, дети, мы с вами имеем теперь целостное системное представление о том, каким был древнегреческий полис.
III. Создание проблемной ситуации и формулирование основной проблемы урока. ( 5 минут)
Цель этапа: Формулирование основной проблемы урока: Почему древние греки не только почитали своих богов, но и спорили с ними? Фиксация новых учебных задач; «погружение» в основную проблему урока
Деятельность учителя: Организовать работу учащихся по выполнению и решению основной проблемы урока; направить учебную познавательную деятельность обучающихся на осуществление личной возможности излагать собственные версии, суждения, мнения, предположения.
Деятельность учащихся: Сравнивать свои формулировки основной проблемы урока с образцом, предложенным и представленным учителем на доске; анализировать основную проблему урока; отвечать на вопросы учителя; давать исторический аналитический комментарий; находить нужную информацию по данной теме в учебнике; записать и повторить важные, значимые понятия темы; принимать участие на основе ролевого диалога в проблемно- познавательной дискуссии ; общаться, сотрудничать, взаимодействовать с учителем с целью решения основной проблемы урока; соотносить свои способы решения учебных задач, основной проблемы урока с моделью, предложенной учителем; оценивать историческое значение данных событий, фактов, явлений.
Вид УУД: Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(действие учителя) : После посещения полиса мы отправляемся в новое путешествие по просторам удивительной, незабываемой Древней Эллады. Я думаю, вы не забыли, что вместе с нами всегда «странствуют» Антошка и учёный — ИСТОЧНИКОВЕД. Я хочу, чтобы вы, ребята, вспомнили такое интересное слово – «ВСЕЛЕННАЯ». Если вы забыли или не знаете это слово, я вам подскажу и помогу.
Учитель записывает данное понятие на доске.
ОТВЕТ УЧЕНИКА
(действие ученика): ВСЕЛЕННАЯ – это вся система мироздания, весь мир, вся земля.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(действие учителя) : Понятие «ВСЕЛЕННАЯ» имеет прямое отношение к следующей теме нашего заочного путешествия. Дети, посмотрите на название данной темы , записанной на доске. Наша тема – «КОСМОС ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ».
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ
(действие учителя) : Какое слово в названии темы символизирует ВСЕЛЕННУЮ ? Какие у вас будут версии?
ОТВЕТ УЧЕНИКА
(действие ученика) : В названии нашей темы это слово «космос».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(действие учителя) : Дети, запишите тему и вопросы темы данного урока – путешествия в тетради.
Учащиеся записывают тему в рабочую тетрадь по истории.
Вопросы темы: 1. От хаоса – к олимпийскому спокойствию.
2. От Олимпа до Тартара.
3. Развенчание мифа.
Учитель записывает на доске опорные понятия урока: Космос, Хаос, Тартар, Олимп.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(действие учителя): Обратите внимание на то, что в названии и вопросах темы есть даже слова греческого происхождения. Попробуйте сами найти эти слова. Если вам будет трудно в поиске, я , конечно, вам помогу.
ОТВЕТ УЧЕНИКА
(действие ученика): Словами греческого происхождения являются слова: Космос, Хаос, Тартар, Олимп.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(действие учителя): Давайте сейчас запишем в тетради данные тематические понятия.
Космос – Вселенная.
Хаос ( два значения) – беспорядок, неразбериха; зияющая бездна, наполненная мраком и туманом, из которой произошло всё сущее ( существующее).
Тартар – подземное, загробное царство.
Олимп – гора в Греции, обитель, жилище богов.
Учитель показывает на исторической карте гору ОЛИМП.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя): Ребята, все эти понятия пригодятся нам в познавательном процессе знакомства с религией древних греков; вам нужно научиться объяснять отличительные особенности древнегреческой религии, объединяя различные исторические факты, явления, понятия в целостную картину мира. Изучая учебный текст, вы определите, какую роль в жизни древних эллинов играли религиозные представления об олимпийских богах. Анализируя поступки древнегреческих богов, вы сможете научиться самостоятельно оценивать, почему богам, так же как и людям, были присущи положительные и отрицательные качества; почему древние греки иногда сомневались в справедливости божественных законов. Исходя из данных суждений, мы должны вместе сформулировать основную проблему урока и обменяться мнениями; высказать свою точку зрения по нашей тематике. Для этого нам нужно пригласить на дискуссию АНТОНА и учёного ИСТОЧНИКОВЕДА, сопровождающих нас в заочном путешествии по Древней Элладе. Они постоянно обмениваются интересными мнениями о том, как проходит путешествие, беседуя друг с другом, и с нами, конечно. Итак, озвучим их диалог для того, чтобы понять, о чём идёт речь и каким образом это связано с нашей темой.
Учащиеся изучают и комментируют диалог между Антоном, Источниковедом (с .140 учебника).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя) : Дети, какой вывод можно сделать из данного диалога, в котором Источниковед поведал Антону знаменитую легенду о Прометее, сильном и гордом титане. Зевс, бог богов, покарал своей властью Прометея. Какой будет основная проблема урока ?
Ученики предлагают свои исторические версии и сверяют их с образцом, написанным учителем на доске.
ОТВЕТ УЧЕНИКА
( действие ученика): ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА : ПОЧЕМУ ГРЕКИ НЕ ТОЛЬКО ПОЧИТАЛИ СВОИХ БОГОВ , НО И СПОРИЛИ С НИМИ?
IV. Актуализация знаний и планирование деятельности. ( 3 минуты)
Цель этапа: Разработка плана действий для решения основной проблемы урока .
Деятельность учителя: Планировать деятельность учащихся по осуществлению плана действий с целью решения основной проблемы урока; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; создать для каждого ученика благоприятную ситуацию успеха в зоне его ближайшего развития; организовать фронтальную работу учащихся
Деятельность учащихся: Правильно ориентироваться в учебнике ; самостоятельно делать выводы; формулировать собственное мнение и аргументировать его; перерабатывать и преобразовывать заданную информацию на основе комментированного чтения для объяснения исторических понятий ; передавать содержание учебного материала в сжатом виде; слушать наставления, пояснительные комментарии учителя, касающиеся поиска эффективных форм взаимодействия для решения основной проблемы урока.
Вид УУД: Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД .
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя): А теперь, ребята, для того, чтобы мы с вами решили основную проблему урока, мы должны использовать такую форму поиска решения проблемы, как комментированное чтение. Кстати, в учебнике есть понятия, нам с вами уже знакомые и поэтому мы сейчас их повторим. Данные понятия помогут нам в успешном обсуждении учебного текста. Это слова: РЕЛИГИЯ и МИФЫ ( понятия указаны на доске).
ОТВЕТ УЧЕНИКА
( действие ученика): Религия – вера в богов и духов. Мифы – рассказы, сказания, легенды о богах и титанах ( людях огромной богатырской силы).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя): Чтобы нам быстрее найти решение основной проблемы урока и чтобы нам было легче ориентироваться в том, как складывались религиозные представления, ценности древних греков, я вам предлагаю следующий план действий. Вы запишите, пожалуйста, его в тетради. Нам надо узнать:
Мифы о происхождении мира и богов.
Мифы об отношениях богов и людей.
Мораль греческого полиса.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ
( действие учителя): А как вы думаете, зачем нам необходим такой план действий?
ОТВЕТ УЧЕНИКА
( действие ученика): Я предполагаю, что данный план действий нам нужен, потому что мы обязаны знать историю Древней Эллады. Ведь она была родоначальницей многих всемирных традиций, праздников, церемоний и ритуалов, крылатых выражений. Знание этой темы поможет расширить вам ваш общеобразовательный кругозор.
V. Поиск решения проблемы и открытие нового знания. ( 15 минут)
Цель этапа: Проведение коллективного совместного учебного исследования; поиск эффективных способов действия с целью формирования новых понятий; выполнение самостоятельных учебных заданий для усвоения нового знания; включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов темы.
Деятельность учителя: Организовать самостоятельную исследовательскую познавательную работу с учащимися по изучению новой темы; оказать им помощь в поиске форм и способов решения учебных задач для применения на уроке УУД : обеспечить соответствующий контроль за выполнением учебных заданий обучающимися.
Деяте льность учащихся: Определить план выполнения учебных заданий на уроке; выполнить различные учебные задания; использовать при выполнении заданий справочную литературу, ИКТ; оформлять свои мысли, суждения, версии, идеи в устной и письменной речи; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов, сведений , понятий.
Вид УУД: Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД .
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ
( действие учителя): Кстати, дети, мы уже говорили ранее о том, что центральное понятие в названии темы «Космос» греческого происхождения и представляет не что иное, как Вселенную. В вашем учебнике на с. 142 указано ещё одно значение этого понятия. Найдите, пожалуйста, данное значение в учебном тексте и прочитайте.
ОТВЕТ УЧЕНИКА
( действие ученика): По-гречески понятие «Космос» ещё означает «порядок, украшение».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): Я напоминаю всем, что первый вопрос нашей темы: От хаоса – к олимпийскому спокойствию. Именно он посвящён о происхождении богов и мира. Давайте проведём учебное исследование текста, поработаем с иллюстративным материалом, изображающим древнегреческих богов.
Учащиеся комментируют, анализируют учебный познавательный текст, объясняют смысловое значение иллюстраций, отражающих изучаемую тему.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): Ребята, я думаю, что вы убедились в том, что древнегреческая мифология считает, что самыми могущественными богами – братьями были ЗЕВС, ПОСЕЙДОН, АИД. Безусловно, главным из них был Великий Зевс – бог богов, бог-громовержец, бог спорта и огня. Также необходимо подчеркнуть, что Статуя Зевса Олимпийского была воздвигнута выдающимся греческим скульптором ФИДИЕМ. А сейчас мы с вами, путешествуя, «взойдём» на гору Олимп и найдём знаменитых богов на Картине Мира, представляющей «Космос древних эллинов». Для того, чтобы у вас сложилось яркое впечатление о важном значении богов Древней Эллады, я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент презентации «Олимпийские боги». И позвольте мне ещё в качестве доказательства привлечь из книги «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна интересный отрывок, отражающий древнегреческую мифологию , рассказывающую о жизни олимпийских богов, живущих в золотых чертогах на горе Олимп.
Учитель зачитывает фрагмент из книги «Легенды и мифы Древней Греции» российского писателя Н. А. Куна.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): Наш второй вопрос темы звучит так: От Олимпа до Тартара. Здесь мы познакомимся и с героями, которые находятся среди людей, согласно древнегреческой мифологии. Кого из этих героев вы можете назвать? На с.143 в учебном тексте можно найти ответ на мой вопрос.
ОТВЕТ УЧЕНИКА
( действие ученика): Это известный богатырь, титан – ГЕРАКЛ. Боги даровали ему бессмертие , и он стал Богом силы, могущества, крепости человеческого тела и духа.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ
( действие учителя): Дети, а что же происходило с обычными людьми, когда они умирая, попадали в ТАРТАР? Давайте прокомментируем по тексту учебника, как путём они туда попадали ( с.144).
Учащиеся на основе комментированного чтения делают самостоятельные выводы о значении Тартара – подземного царства бога Аида, брата Зевса.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ
( действие учителя): Исходя из содержания МИФОЛОГИИ, рассматривающей отношения богов и людей, необходимо сделать вывод о том, что боги во многом стали похожи на людей, т. к. им были присущи и отрицательные, и положительные качества. А это значит, что боги, как и люди, творили добро и зло, несмотря на то, что они обладали сверхъестественными силами, даром бессмертия и умением творить чудеса.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): Наш третий вопрос : Развенчание мифа. Он посвящён представлениям древних греков о том, почему не для всех людей были справедливыми законы богов. Ведь, изменяя свои религиозные представления, эллины изменяли и свои моральные заповеди, т. е. правила, по которым они жили. Вот почему они спорили с богами. Мудрецы Древней Эллады приходили к выводу, что всем должны править разум и наука, а не ложь, предательство и страдания.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ
( действие учителя): Какой же важный вывод, ребята, можно сделать из того, что я вам сказала об отношениях богов и людей?
ОТВЕТ УЧЕНИКА
( действие ученика): Моё мнение таково: различные события, явления, происходящие в их жизни, греки связывали с действиями и волей богов.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ
( действие учителя): А что символизирует понятие « ЛОГОС»? Как оно переводится с греческого? Посмотрим, что об этом написано в учебнике.
ОТВЕТ УЧЕНИКА
( действие ученика): ЛОГОС означает по-гречески: Закон, слово, правило, учение (с. 145).
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): Издревле в Элладе учёные Пифагор, Демокрит, Демосфен, Аристотель полагали, что люди обязаны подчиняться ЛОГОСУ, повелевающему каждому греку поступать честно. Такова была мораль древнегреческого полиса, свидетельствующая следующее: люди могли быть несогласны с богами и могли им не подчиняться.
VI. Выражение решения проблемы. ( 5 минут)
Цель этапа: Определение полученного результата в процессе открытия нового знания.
Деятельность учителя: Сформировать умение учащихся осознанно понимать и правильно осмысливать значение решения основной проблемы урока.
Деяте льность учащихся: Самостоятельно делать выводы; высказывать суждения, мнения; излагать точки зрения, версии для составления основного обобщения по данной тематике.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): Итак, мы с вами приблизились к концу нашего заочного путешествия на Олимп. И я хочу спросить вас, что нового вы узнали, решая основную проблему урочной дискуссии:
ПОЧЕМУ ГРЕКИ НЕ ТОЛЬКО ПОЧИТАЛИ СВОИХ БОГОВ, НО И СПОРИЛИ С НИМИ?
ОТВЕТ УЧЕНИКА
( действие ученика): Мы узнали, почему греки считали, что боги не всегда к ним справедливы; каковы были религиозные представления древних эллинов; каково содержание древнегреческой мифологии; почему греки в действиях богов отражали свою собственную жизнь.
VII. Применение знаний и рефлексия деятельности. (10 минут)
Цель этапа: Значение открытия нового знания и оценка полученного результата; подведение итогов проделанной совместной работы на уроке.
Деятельность учителя: Закрепить умения и навыки обучающихся по применению учебных знаний в образовательном процессе.
Деятельность учащихся: Осознать то, что узнали, чему научились; использовать приёмы самопроверки и взаимопроверки заданий ; сделать самоанализ и самооценку своих действий; делиться собственными впечатлениями об уроке: что удивило и понравилось, что вызвало сомнение, непонимание.
Вид УУД: Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД .
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): А зачем вам необходимо знание древнегреческой мифологии по данной тематике?
ОТВЕТ УЧЕНИКА
( действие ученика): Мы должны иметь хорошие, глубокие, исчерпывающие знания по предмету для того, чтобы стать успешными, компетентными в изучении разных наук. Ведь они нам пригодятся в жизни , чтобы развивать свои умения и навыки.
ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): Подводя итог нашему общению на уроке, хочу подчеркнуть, что древнегреческая мифология оказала огромное влияние на общее развитие культуры всех европейских народов и государств. Она стала неотъемлемой частью современного общественно-культурного достояния и вошла в сокровищницу мировой цивилизации. Об этом основополагающем понятии вы уже имеете полное системное представление.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ
( действие учителя) : Дети, вы обратили внимание, что в обобщении данной темы есть известное для вас понятие. Назовите это основополагающее понятие. ОТВЕТ УЧЕНИКА (действие ученика) : Это понятие –ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Мы его усвоили при изучении тем, посвящённых истории Египта, Месопотамии, Ассирии, Вавилона.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ
( действие учителя): Пожалуйста, какие вы можете предложить варианты определений понятия «цивилизация»?
Учащиеся предлагают различные варианты определений понятия «цивилизация».
ОТВЕТ УЧЕНИКА (действие ученика): Цивилизация – это один из этапов развития общества, существование которого невозможно без городов, письменности, политики, искусства, экономики и других исторических явлений.
ОТВЕТ УЧЕНИКА (действие ученика): Цивилизация – это высший период развития человеческого общества. Для того, чтобы достичь апогея в своём развитии, жители античного государства должны были научиться возделывать поля, приручать животных, создавать предметы и вещи материальной культуры, строить города. Также цивилизация была невозможна без возникновения письменности и установления общественных правил и норм морали.
ОТВЕТ УЧЕНИКА (действие ученика): Можно понимать слово «цивилизация» и как конкретное общество со своей самобытной культурой. Например, это древнеегипетская, шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская, индийская, китайская цивилизации , сыгравшие огромное значение в истории человечества.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): Ребята, я дополню ваши интересные ответы небольшим комментарием. Действительно, чтобы понять, что такое цивилизация, нужно обратить внимание на важную связь культурных традиций, по которым живёт тот или иной народ. Если же народ всецело подчиняется исключительно чужому культурному влиянию и отказывается от своих индивидуальных особенностей, то он прекращает полностью собственное существование как самостоятельная цивилизация.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): А теперь для закрепления знания новой темы, я вам предлагаю тестовые задания, задания на правильное соотнесение тематических определений и понятий, на знание особенностей древнегреческих олимпийских богов.
Учащиеся выполняют задания с целью закрепления знаний, умений, навыков по изученной новой теме, работая самостоятельно и в парах.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
( действие учителя ): Большое спасибо всем участникам сегодняшней дискуссии на заданную тему. На следующем уроке самые лучшие ответы будут отмечены хорошими и отличными оценками. Я благодарю вас , ребята, за активную работу на уроке.
VIII. Информация о домашнем задании, его комментирование. (2минуты)
Цель этапа: Представление и комментирование домашнего задания.
Деятельность учителя: Объяснить обучающимся , как правильно надо выполнять домашнее задание.
Деятельность учащихся: записать домашнее задание и составить алгоритм его выполнения.
Вид УУД: Коммуникативные, регулятивные УУД .
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
( действие учителя ): Запишите домашнее задание в дневники: прочитать и изучить пар.22; ответить устно на вопросы параграфа. Наш урок окончен.
Список использованной литературы
1. Арсланова О. В. , Соловьёв К. А. Универсальные поурочные разработки по истории древнего мира: 5 класс ФГОС. – М: ВАКО. 2011.
2. Данилов Д. Д. , Кузнецов А. В. , Кузнецова С. С. Всеобщая история. История древнего мира 5 класс. – М: Баласс. 2012.
3. Д. Д. Данилов Д. Д. , Кузнецов А. В. , Кузнецова С. С. Методические рекомендации для учителя. – М: Баласс, 2012.
4. Контрольно — измерительные материалы. История древнего мира 5 класс. / сост. К. В. Волкова. – М: ВАКО, 2011.
6. Цветкова Г. А. Тематический контроль по истории древнего мира. – М: Экзамен. 2013.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http//www.pish.ru — сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе».
2. www. krugosvet . ru – энциклопедия «Кругосвет».
17