Методическая разработка урока истории в 5-м классе по теме «Победа греков над персами в Марафонской битве»
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с героической борьбой греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве;
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся таких качеств характера как мужество и стойкость, на примере греческих воинов;
Развивающая: развить умение правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду; способствовать развитию познавательного интереса.
Новые знания: географическое расположение города Марафон; участники битвы; основные действия противоборствующих сторон в Марафонском сражении.
Опорные знания: первые Олимпийские игры; спортивные состязания в древности; имена легендарных атлетов.
Форма обучения: комбинированный урок.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование урока: презентация, интерактивная доска, карта «Греко-персидские войны»; картосхема «Бой с Марафона в 490 году до нашей эры».
Ход урока
Работа учеников | |
1. Орг. момент. 2.Актуализация опорных знание по теме: «Олимпийские игры в древности»: а) Составьте рассказ от имени зрителя, попавшего на Олимпийские игры б) р.т. № 30, 31 в) Рассказать о современном Олимпийском движении. Ребята, были ли в истории Древней Греции события, которые прославили греков на весь мир? (Олимпийские игры, поэмы Гомера, демократическое устройство Афин) Один никому не известный грек по имени Герострат тоже желал прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошёл на преступление и в 356 г. до н.э. поджёг знаменитый храм Артемиды в г. Эфесе, который сгорел дотла. Вот такой след в истории оставил этот человек, оставив о себе дурную славу. Сегодня мы познакомимся с событием в истории, которое тоже принесло грекам славу, но это была совсем другая слава. Изучая новую тему, подумайте, какую славу приобрели греки, одержав победу в Марафонском сражении. Одними из важнейших войн в Древней Греции были Греко-персидские войны. 3.Давайте с вами вспомним,что мы знаем о Персидской державе?
Тема урока: “ Победа греков над персами в Марафонской битве”. В начале V века до н.э. владыка огромной персидской державы могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе новые страны. В города Эллады пребывали персидские послы. Они нагло заявляли: “Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды”. Жители многих полисов считали безнадёжным сопротивляться персам и покорились Дарию. Лишь в двух крупнейших городах Афинах и Спарте – поступили иначе. Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: “ Там на дне вы найдёте достаточно и земли и воды!” Царь Дарий отправил военный флот для покорения Эллады. 1). Обозначьте направление завоевательного похода Дария I на карте карандашом. Гонец принес страшную весть: « В Марафонской бухте показались персы, вооружайтесь!» Все способные встали в строй.
2). Какой характер носила война со стороны персов? 3). Со стороны греков?
6). Сравните вооружение греческого и персидского воинов. Сравнительный анализ. Греческие воины вооружены разнообразней и лучше. Плечом к плечу выстраивались греки, готовясь идти в бой. Строй назывался фаланга. Фаланга– боевой строй сомкнутой линии пехоты в Древней Греции. 7). Какими качествами должны были обладать афинские воины? 8). Прочитайте «Клятву афинских юношей» в учебнике на стр. 164 .Что они ценили больше всего? 9). Работа с историческими документами, ответы на вопросы Летом 490 г. до н.э. гонец из прибрежного селения принёс в Афины страшную весть: “В Марафонской бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!” Все способные сражаться встали в строй. На должность стратега (военачальника) Народное собрание избрало Мильтиада, хорошо знавшего военные приёмы персов. 200тыс. пешее войско двинулось навстречу врагу. За помощью послали в Спарту. На второй день пути афинской скороход прибежал в Лаконию. “Не дайте поработить древнейший в Элладе город! — обратился он к спартанцам. Те обещали помочь, но позже, т.к. у них был старинный обычай до полнолуния не выступать в поход. Остальные греки тоже не помогли. Лишь пограничный с Аттикой город Платеи отважился на борьбу и прислал отряд воинов. От Марафона до Афин около 40 км. Когда греческое войско достигло холмов, окружающих Марафонскую бухту, стали видны обширный лагерь и вытащенные на берег корабли. Временами слышалось ржание коней и звуки речи чужеземцев. Персов было намного больше. Мильтиад преградил путь врагам в Афины, но спуститься на равнину, удобную для персов, поостерёгся. День шёл за днём. Наконец, персидский военачальник решился на опасный шаг. Ночью часть персидского войска, включая конницу, была посажена на корабли. План был прост: обогнуть Аттику и ворваться в Афины. Другая часть войска осталась на равнине.
Узнав об этом, Мильтиад отважился на сражение. В ожесточённой схватке эллины обратили персов в бегство и погнали их к морю. 7 кораблей захватили греки. На остальных персы взяли курс на Афины, но греки оказались там раньше. Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь Физминутка. Учитель называет понятия из военной истории Греции и других стран. Если понятие относится к истории Греции, то учащиеся встают и хлопают в ладоши, если нет – то остаются сидеть. Гоплит фараон таран фаланга колесница стратег Победа афинян при Марафоне имела огромное морально- политическое значение. Она показала превосходство греческой военной организации, силу небольших греческих полисов. Прославленная персидская армия, к тому же располагавшая почти двойным перевесом в силах, была на голову разбита гражданским ополчением. Персидскому царю стало ясно, что завоевание Эллады потребует мобилизации огромных средств, большого напряжения всех сил Персидского государства, военно – политическому престижу которого нанесен сильный удар.
Между тем, в Аттику после полнолуния прибыли 2 тыс. спартанцев. Они видели, как бежали персы с Марафона.Что изменилось бы в истории греков, если бы Марафонское сражение было проиграно? Закрепим знания в форме игры. Она состоит из 3 этапов. Угадай, КТО Я. Я читаю слова, а вы постарайтесь определить, кому они могли бы принадлежать. « Я — ВЕЛИКИЙ ВЛАДЫКА, ПОВЕЛИТЕЛЬ, ЦАРЬ ЦАРЕЙ, ВЛАДЫКА ВСЕХ ЛЮДЕЙ ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА» Дарий I
«Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве» Афинский воин
Гатрест нафалаг пилгот Стратег — греческий военачальник Фаланга – строй греческих воинов Гоплит – тяжеловооруженный пехотинец О каком городе идет речь? Жители этого города бросили персидских послов в колодец со словами: «Там вы найдете достаточно земли и воды!» Спарта Место сражения греков с персами в 490 г. до н. э. Марафонская бухта Город, который защитили греки, одержав победу в Марафонской бухте. Афины Решение познавательной задачи Каждый человек, так или иначе, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет еле заметные следы, а кто-то может прославиться на века. Какую славу приобрели греки, одержав победу в Марафонском сражении? Греки были большими патриотами, какими были и ваши прадедушки, отстояв нашу Родину и защитив мир от фашизма 65 лет назад. И вы станете такими же защитниками нашего Отечества, будете любить нашу родину Россию. Как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский: «Для полного счастья человеку необходимо иметь славное Отечество». Пусть над нашим Отечеством светит солнце, будет мир на нашей земле. Ребята, что на уроке было главным? А что было интересным? Что вы научились делать? .Домашнее задание ( дифференцированное ) :
| 1.Называют отсутствующих
2.Ответы обучающихся
3.самостоятельная работа в тетради 1-2 человека 4.Вспоминают олимпийских чемпионов ( Хоркина, Плющенко,Граф,т.д) 5. Когда состоялись первые игры-1986г., последние игры состоялись в 392 г.до н.э.,в 394 г.до н.э. Римскй император Феодосий 1 отменил их, как проявление язычества.
6. Работа с картой учебника стр. 162 и в рабочей тетради стр.16-17- заполнение контурной карты
7. Ответы учащихся 8 “Работа по собиранию новых терминов”. 9. Закрепление. 10. В рабочей тетради стр. 24-25 (раздача листов) — зад. №1.
Работа с картой учебника стр. 162 и в рабочей тетради стр.16-17- заполнение контурной карты
“Работа по собиранию новых терминов”.
Сравнительный анализ Сообщение учащегося Запишите определение в тетрадь.
Работа с картой учебника стр. 162 и в рабочей тетради стр.16-17- заполнение контурной карты Ответы обучающихся Работа с историческими документами
Работа с терминами
Ответы учащихся
Работа у доски |