Урок разработан
учителем
истории и обществознания
МБОУ СОШ №10
Ст. Новопокровской
Краснодарского края
Купиной Еленой Владимировной.
Тема урока: « Зарождение демократии в Афинах»
Цель урока:
1. Подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона.
2. Обеспечить усвоение понятий:
-«Демократия»,
-«Реформы»,
-«Народное собрание»,
-«Гражданин».
3. Продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста давать характеристику событиям и их участникам.
4.В игровой форме уяснить основы демократии современной России.
Оборудование:
1.Учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасина, Г.И.Годера.
2.Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, ч.2. Г.И.Годер.
3.Карта «Крито-Микенская Греция».
4.Интерактивная доска.
5.Кувшин и камни (белые и черные).
Ход урока:
1. Организационный момент.(1 минута)
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» (1 минута)
I. Проверка домашнего задания по теме: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».
Вспомните, как назывался параграф, который вы учили дома. Что нового вы узнали?
Работа с контурной картой на интерактивной доске «Аттика в древности» (2 минуты).
В это время работа с классом.
-Когда у греков появилась новая письменность? / в 8 веке до н.э. на основе финикийского алфавита/
-В чем преимущество греческого алфавита сравнительно с египетскими иероглифами? /состоял из 24 букв, впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки/
-В чем историческое значение греческого алфавита. /это позволило точно передавать при письме звуковую речь/.
Работа с карточкой на интерактивной доске.
В это время работа с классом. (2 минуты).
* Расскажите о жизни знати и демоса в Афинском государстве в 7в. до н. э..
/В 7 веке до н.э власть в Афинах принадлежа знати. Простой народ, т.е. демос, в управлении государством не участвовал. На холме, посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых людей девять правителей – архонтов, судил жителей Аттики. Знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни/.
* В чем проявлялось бедственное положение земледельцев Аттики?
/лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые люди обрабатывали маленькие и скалистые участки на склоне гор. В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень. Безземельный бедняк вновь делал долги, и таким образом превращался в раба/.
* Почему демос был недоволен засильем знати. Чего требовал демос? /Демос хотел самостоятельно управлять государством, требовал отменить долговое рабство и переделить землю/.
Анализ комментарий ответа по карточке 1 учащимся класса и выставление оценки.
Тест с интерактивной доской.(5 минут).
Проверка теста
II. Новый материал (20 минут).
План урока.
1.Демос восстаёт против знати.
2.Отмена долгового рабства.
3.Перемены в управлении Афинами.
4.Солон вынужден покинуть Афины.
(на интерактивной доске презентация по новой теме.
1,2 слайды.)
1.Демос восстает против знати.
-Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался:
право участвовать в управлении Афинами
требовал отменить долговое рабство
требовал передела земли.
Большинство народа в Аттике находилось в порабощении у немногих.
*Всевластие знати.
*Неравенство между бедными и богатыми
привело к восстанию демоса.
Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх.
Государство оказалось на краю гибели.
Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры.
Для того чтобы изменить опасную обстановку в стране, знать и демос в 594г. до н. э. сообща избрали архонтом СОЛОНА (слайд 3)
(Сообщение о Солоне заранее готовит учащийся).
-Солон начал осуществлять преобразования в стране.
На сегодняшнем уроке мы с вами должны выяснить:
КАКИЕ РЕФОРМЫ ОСУЩЕСТВИЛ СОЛОН В ДРЕВНИХ АФИНАХ.
Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы.
Они были записаны на деревянных досках и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.
2.Отмена долгового рабства.
Самостоятельная работа с учебником и простым карандашом на странице137-138. Учащиеся самостоятельно изучают реформы Солона (презентация на интерактивной доске слайд № 4).
Отменил долговые камни (рисунок в учебнике на странице 138 и выполнение задания в рабочей тетради стр.14 задание№19).
Человек сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство.
Отпустил на волю всех рабов должников.
3.Перемены в управлении Афинами.
-Солон много сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством (презентация слайд 4).
* Теперь, архонтом мог стать не только знатный человек – достаточно обладать богатством.
* Незнатные выходцы из демоса, разбогатевшие на морской торговле, владевшие кораблями, складами товаров, домами, участками земли и рабами, так же могли занять должность АРХОНТА.
* Для решения важнейших государственных дел стали созывать НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, в котором участвовали все СВОБОДНЫЕ АФИНЯНЕ (ГРАЖДАНЕ)
* Солон отменил самые жестокие законы Драконта.
* Учредил выборный суд.
Впервые в истории судьи должны были выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от знатности и богатств.
Даже БЕДНЯК мог стать судьей.
В Афинах ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.
Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном заседании.
Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели.
Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию.
Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из 2 камешков: (учитель демонстрирует кувшин и камни).
*черный — означал обвинение;
*белый – оправдан.
Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков.
Решение суда определялось по большинству подданных голосов.
Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.
(Закрепление по рабочей тетради стр.15 задание №20.)
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. «Реформы Солона». работа
проводится в виде игры на закрепление материала. Один учащийся выбирает правильные ответы и наносит на портрет Солона, а не правильные – уходят за портрет.
4. Солон вынужден покинуть Афины.
-/Высказывание Солона на доске, мультимедийная презентация слайд 5./
Самостоятельное чтение учебника стр.140. затем проводится ролевая игра. Класс делится на 2 группы. Одна группа – богатые жители Афин, а другая – бедные. Учащиеся самостоятельно делают вывод и объясняют, почему Солон вызвал недовольство богатых и бедных.
III. Закрепление нового материала:
Решение задачи на интерактивной доске:
«Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является:
Мать черная земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная».
*Объясните, о чем идет речь в данном отрывке.
*Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона?
*Какое значение имели эти изменения?
Работа с терминами на интерактивной доске. Слайд 2.
-«Демократия»,
-«Граждане»,
-«Народное собрание
Обобщение на интерактивной доске в виде игры на тему: «Характеристика государственного устройства современной России». Правило игры: Один учащийся выбирает правильные ответы и наносит на картинку, а не правильные – уходят за картину.
Выставление оценок.
IV. Домашнее задание: параграф 30, рабочая тетрадь страница 15, задание №21
6