Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа №2
Целинского района Ростовской области
Конспект урока по истории в 6 классе
«Борьба русского народа с иноземными захватчиками»
Подготовила:
учитель истории
Мышкина Наталья Александровна
Методическое руководство к уроку
Тема: «Борьба русского народа с иноземными захватчиками»
Цель: создать условия для творческого изучения материала по данной теме
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию у учащихся представлений о борьбе русского народа с иноземными захватчиками; отработать навыки работы с учебником и документами;
Развивающая: продолжить формирование и развитие умений и навыков работы с историческими картами; способствовать формированию образа исторической личности, развитию воображения, расширению кругозора через осуществление межпредметных связей; развить навыки использования информационных технологий;
Воспитательная: способствовать формированию чувства гражданского долга и патриотизма, познавательной активности и интереса к изучаемому предмету, проявлению адекватной самооценки
Прогнозируемые результаты:
Знать:
Важнейшие события и даты;
Выдающихся деятелей
Уметь:
Показывать на карте территории, где происходили важные исторические события;
Высказывать собственные суждения;
Определять причины и следствия важнейших исторических событий
Материалы и оборудование: учебник; карты атласа; настенная карта: «Борьба нашего народа с западными завоевателями» ; картосхемы сражений; ПК, мультимедийный проектор, смарт – доска, мультимедийная презентация урока
Используемые технологии: интеграция технологий: алгоритмической, проблемно – поисковой, компьютерной, игровой и уровневой дифференциации
Методы работы: методы проблемного обучения (частично – поисковые, исследовательские), методы организации учебно – познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно – поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы стимулирования и мотивации (познавательные задания), методы контроля и самоконтроля (устный контроль, фронтальный опрос, письменный контроль), методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Виды контроля:
Диагностический (выявляется уровень знаний на момент изучения темы)
Текущий (проверка эффективности обученности на разных этапах урока)
Формы деятельности на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная
Презентация предназначена для изучения курса истории: «История России», раздела: «Политическая раздробленность на Руси». Демонстрируемая информация представлена доступным фактическим материалом. Содержит план учебной деятельности, методические рекомендации. Данное электронное иллюстративное приложение к уроку поможет раскрыть учителю содержание темы, обозначить проблемы и пути их решения
Конспект урока
Деятельность учащихся | |
– Вот и прозвенел звонок, Начинается урок, Повернитесь все назад, Гости там у нас сидят. Мило улыбнитесь, обратно повернитесь И тихонечко садитесь -А для того, чтобы между нами возникло полное взаимопонимание и доверие, предлагаю посмотреть друг на друга и улыбнуться. Протяните ко мне свои ладошки и почувствуйте мое тепло. Почувствовали? Замечательно.
— Итак, работаем!
— Прозвенел опять звонок, Пригласил нас на урок И начинаем мы опять По истории Отечества шагать. А чтобы все понятным стало, Потрудиться нам надо немало.
— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с событиями, произошедшими на северо – западных границах Руси, вторжением на русскую землю немецких и шведских рыцарей. Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси – Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе? Вот те вопросы, ответы на которые нам и предстоит сегодня выяснить. Вы все заранее были разделены на группы, каждая группа определилась с выбором капитана, который в специальном листе опроса будет фиксировать все ваши достижения, на основании которых в конце занятия вы будете оценены. У вас у каждого рабочий лист, в котором вы будете помечать и записывать основные моменты урока. И первое, что я предлагаю вам сделать – запишите тему занятия |
— записывают тему |
2. Организация учебно – познавательной деятельности на основном этапе урока .- Замок откроется тогда, Когда составишь ты слова. Попробуй быстро разгадать, Чтобы точный ответ дать! — Рассмотрите зашифрованные слова и постарайтесь их раскодировать.: ЗЕЛМЯ БОАГСТВАТ ВСЛАТЬ ВРЕА – Что обозначают эти слова? — Правильно. — Со времён образования Киевской Руси русским воинам много раз приходилось защищать свои земли, свой народ, богатство, веру. — А теперь минутка эрудита. Кто быстрее ответит на вопросы:
— Кто пытался захватить русские земли? – В каком веке половцы вторглись на русские земли? — С какой целью половцы совершали набеги на русскую землю?
— Все правильно! Вы молодцы! |
— Расшифровывают слова — Это причины войн.
— Половцы, шведы. — В XI веке. — Жгли и грабили русские поселения, уводили в плен всех, кто мог работать.
|
3. Основной этап. Наступил 13 век. С северо – запада пришли на Русь шведы. Они хотели поработить русский народ и обратить его в свою веру. Но, нашелся человек, который собрал дружину и повел ее на врага. Это был ни кто иной – А русский князь – Александр Ярославович или Александр Невский. Великий князь Киевский в 1249-1252 г.г. Великий князь Владимирский в 1252-1263 г.г. Со дня этого события прошло 770 лет. — Ребята, а сейчас я предлагаю Вам посетить картинную галерею, где мы узнаем, как художник Корин изобразил Александра Невского. В роли экскурсовода выступит ( Максим М). — Ваша задача: внимательно рассмотреть картину, выслушать экскурсовода и выполнить задание в рабочем листе — выбрать, какие из перечисленных черт личности присущи Александру Ярославовичу — Давайте посмотрим, что у вас получилось
— Какие ещё черты личности Александра Невского вы можете добавить в наш список?
— Хорошо, молодцы все! -Я надеюсь, капитаны не забывают о своей миссии и все фиксируют в листах опроса.
— Ребятки, а сейчас мы с вами поработаем в группах. У вас на столах тексты описательного характера. Ваша задача – подготовить сообщения с последующим выступлением.1 и 2 группы – Невская битва 1240 год, 3 и 4 группы – Ледовое побоище. Итак, приступили все к работе. (звучит музыка С. Прокофьева «Люди русские») — Итак, готовы? Давайте постараемся рассказать и проследить ход событий одного и другого сражений, используя анимационные схемы. — Молодцы, ребята! У вас все получилось. — Внимание на экран (показ видеофрагмента)
— Предлагаю поиграть. Игра называется «Рыбалка». Выудив рыбку с заданием, отвечаете. -Ребята, а сейчас, садитесь поудобнее, слушаем меня. Напряженье улетело |
— слушают сообщение и выполняют задание в рабочем листе
—Мужественный, решительный, открытый, дальновидный, талантливый, опытный, мудры. —целеустремлённый, строгий, сдержанный, богатырь-защитник.
— готовят выступления
— учащиеся презентуют материал каждой группы
Просматривают видеофрагмент.
|
4. Закрепление. — А сейчас откройте учебники и найдите ответы на вопросы. Обращаю внимание, что у каждой группы свой вопрос. Ответы зафиксируйте в рабочих листах. — Проверяем: 1 группа — С кем воевали русские воины? 2 группа — Как строилось войско рыцарей?
3 группа — Почему Александр Невский дал бой на льду озера?
4 группа — Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя? |
— с немцами (крестоносцами) — в виде острого клина или «свиньи» — хорошо понимал, что преимущество на его стороне -русская конница окружила крестоносцев |
5. Контроль знаний. — Ребята, я предлагаю Вам проверить, как вы усвоили тему сегодняшнего занятия и выполнить тестовые задания в ваших рабочих листах. — Взаимопроверка |
— взаимопроверка |
6. Обобщение и систематизация. — Обобщая и систематизируя рассмотренный материал, я хочу добавить, что после победы на Чудском озере Папа Римский решил не силой оружия, а убеждением заставить новгородские земли встать под власть католической церкви. Папа прислал послов к Александру Невскому с предложением добровольно подчинить русскую церковь Риму. Но Александр Невский отказался. Хотелось бы услышать ваше мнение о том, как этот поступок характеризует Александра Невского?
— А сейчас небольшой экспресс – опрос. Внимание на слайд!
— Вы знаете, мне поистине очень приятно, что среди вас растут настоящие патриоты, ребята, которые любят свою Родину! И сегодняшний урок я закончу словами известного итальянского философа Л. Бенапа: «Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека» |
— Как истинного патриота своей Родины — отвечают на вопросы |
7. Итог урока. — Я приглашаю к доске наших капитанов для выставления оценок наиболее активным членам их групп А пока капитаны работают, небольшой «итог – опрос» — что на уроке было главным? — что было интересным? — что сегодня наиболее понравилось? — что не понравилось?
— Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Мне было очень приятно работать с вами. Напоследок, я попрошу вас просигнализировать свое настроение. У вас на столах облака – синее – начало урока, сиреневое – конец урока; прикрепите к ним «Мордашку»: Красная – хорошее настроение Желтое – среднее настроение Синяя – плохое настроение
— Спасибо Вам большое за плодотворную работу! Всего доброго! |
—отвечают на вопросы
— сигнализируют настроение |
Лист опроса (контроля)
Ф.И. учащихся группы | ||||||
|
|
|
|
|
| |
Расшифровка слов |
|
|
|
|
|
|
Минутка эрудита |
|
|
|
|
|
|
Определение черт личности, присущих Александру Невскому |
|
|
|
|
|
|
Работа в группах с сообщением и с последующим выступлением |
|
|
|
|
|
|
Игра «Рыбалка» |
|
|
|
|
|
|
Работа с учебником и ответы на вопросы |
|
|
|
|
|
|
Выполнение тестовых заданий |
|
|
|
|
|
|
Подведение итога урока |
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
А. А Данилов «История России» Просвещение. 2006.
Л. П Борзова «Игры на уроке истории» Валдос.2005.
Диск по истории России с древнейших времен до к. XVII в.