Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №28
г. Муром Владимирской обл.
Обобщение опыта по теме:
«Музейная педагогика как основа социализации личности учащегося»
Автор – учитель истории и обществознания
Никитина Татьяна Васильевна
(высшая квалификационная категория)
2013 г.
Содержание
Тема опыта 3
Условия возникновения и становления опыта 3
Актуальность и перспективность опыта 6
Ведущая педагогическая идея 8
Теоретическая база опыта 9
Новизна опыта 13
Технология опыта 14
Результативность 22
Адресная направленность 27
Приложения 28
Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума.
Гердер
Тема опыта
Музейная педагогика как основа социализации личности учащегося.
Условия возникновения и становления опыта
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предметов «История» и «Обществознание» согласно новым требованиям ФГОС ставится задача духовного и гражданского становления личности. Одновременно делается акцент на усиление практической направленности обучения, развитие познавательной деятельности, способности адекватно понимать общественные вызовы в контексте современных мировых процессов. Но в силу сложившихся условий я, как практик, столкнулась с проблемой, что большой объем знаний, получаемых учеников на уроке, часто не носит мотивированный характер. Не получившие личностной окраски знания, становятся багажом, в котором ученик не видит практической пользы. Данная проблема заставила искать более эффективные методы работы, которые позволили бы соединить теорию и практику. С 2001 года в МБОУ СОШ № 28 была организованна группа «ПОИСК». Собрав неравнодушных ребят, мы начали строить свою работу на основе поисково-краеведческой деятельности. Экспедиции, встречи с интересными людьми, создание «Книги памяти о ветеранах В..О.В» и другие интересные формы работы позволили увлечь ребят, дать возможность формирования и проявления личностных компетенций. Группа «ПОИСК» бережно хранит память о истории нашей школы и микрорайона Казанка. В результате проделанной работы в 2007 году Советом Народных депутатов округа Муром школе присвоено имя Героя Советского Союза Б.Ф. Модина, в 2009 году — открыт Музей «По следам боевой славы», в 2013 году он получил статус Федерального. Именно музей как системо-образующий фактор стал моей опытно-экспериментальной площадкой для апробации идей музейной педагогики в рамках учебной и воспитательной работы. Знания, умения и навыки, полученные через систему музейной деятельности, становятся важной основой для настоящей и будущей социализации гражданина Российской Федерации. Практика показала, что данная технология позволяет решить сразу несколько задач:
Развитие личностных компетенций учащихся;
Интегрированность процесса образования и воспитания;
Профессиональная ориентация и гражданская идентичность.
Актуальность и перспективность опыта
Современное общество и государство ставит перед школой социальный заказ о подготовке современного молодого человека, способного активно участвовать в процессах, происходящих в российском обществе, противостоять вызовам современного мира, а также владеющего всеми методами познания, позволяющими формировать базовые нравственные и гражданские позиции. Глобализация мира приводит к унификации культуры, стиранию национальных особенностей. Это негативно сказывается на формирование патриотизма и гражданской ответственности. Не случайно именно эти проблемы были определены в Послании Президента В.В. Путина в 2011 году. Большое значение в данном вопросе отводиться проблеме преемственности поколений, позволяющей сохранить свою национальную самобытность, культуру и возможность мирного сосуществования многонационального российского народа.
Президентская (национальная) инициатива – «Наша новая школа» подчеркивает, что ключевая характеристика нового образования – не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
ФГОС, как инструмент построения открытого гражданского общества, ориентирует на такие качества как успешность (личностная, профессиональная, социальная), свобода и ответственность, конкурентоспособность. Особенно для такого гражданского общества и такого его гражданина актуальна правовая культура высокого уровня.
Реальная школа сейчас — социальный институт, который обременен теми же проблемами, что и общество, и государство (отсутствие государственной идеологии, национальной идеи, прагматическое мировоззрение, как наиболее успешное с точки зрения большинства). Часто высокие идеалы в понимании современников далеки от реалий жизни. Как не превратить учебно-воспитательный процесс в формализованное чтение, в слабо воспринимаемую очередную порцию «ненужной» информации, которой перегружены наши ученики?
В учебно-образовательном пространстве современной школы имеется ряд противоречий между:
имеющимися воспитательными возможностями образования и недостаточным их использованием;
признанием значимости проблем правового воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях и недостаточной разработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне в рамках музейного подхода;
готовностью старшеклассников к принятию правовых и нравственных ценностей и недостаточным осознанием их значимости со стороны педагогов.
Объективно, все перечисленные противоречия сводятся к противоречию между требованиями, предъявляемыми учащимся, и возможностями их выполнения.
Необходимо создать такие условия, в рамках которых решались бы указанные противоречия, условия эти возможно смоделировать в образовательной среде, которая в отличии от среды естественной поддается регулированию субъектов. Эти две среды составляют вместе единое пространство. Чем лучше законы устройства этого пространства осознаются человеком, тем более он готов к самореализации в обществе.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении, развивали исследовательские, рефлексивные, само оценочные умения и навыки. Компоненты музейно-педагогического процесса обладают внутренней взаимосвязью, обеспечивающей превращение культурного опыта в личные качества формируемого человека. Именно в условиях музейной среды возможно:
воспитание — формирование эстетического восприятия,
музейной культуры, художественного вкуса;
развитие — творческое совершенствование личности и
формирование ее ценностных ориентации;
образование (обучение) — формирование опыта общения
и навыков творческой деятельности.
В своей педагогической деятельности я стараюсь разрешать эти противоречия, обращаясь к возможностям музейной педагогики для создания условий успешной социализации учеников, ведь для обеспечения эффективности педагогического процесса необходимо параллельное и взаимно пересекающееся конструирование на основе активизации собственного опыта учителя и учащегося.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что педагогическая деятельность в музейной среде — синтез воспитания, развития и обучения, позволяет более эффективно решать поставленные перед педагогом задачи. Эффективно осуществлять передачу социального опыта и способности обучаемого поколения самостоятельно решать возникающие проблемы. Используемая технология дает возможно более точечно, взвешенно определять траекторию личностного развития каждого субъекта воспитательного процесса. Возможность выбора социального партнера, среды общения, личностная мотивация, разнообразие форм и методов приводит к удивительным результатам и позволяет отследить формирование нравственных категорий у учащихся, таких как патриотизм, гражданственность, толерантность.
Теоретическая база опыта
В последние годы в связи с общей демократизаций культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для России понятия «музейная педагогика».
Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980 — 90-е годы в российском музееведении «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект — культурно-образовательные аспекты коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в оформлении свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, музейная педагогика по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, по методу — с педагогикой и шире — с психологией. Подобно общей педагогике, музейная педагогика не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера музейная педагогика, как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин (например: «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление»). Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые аспекты.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии.
Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные исторические предпосылки.
По существу, отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX — начале XX веков. Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков, М.В.Новорусский, М.С.Страхов — основоположники данного направления. В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, стали особенно актуальными.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.
С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.
Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму — интересно не разрушать, а созидать.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике — неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:
1. Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
2. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
3. Музейная коммуникация – такая необходимая со организация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
— позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
— позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
— позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп.
При разработке инновационных проектов во внедрению программ воспитания школьников средствами музейной педагогики администрации учебных общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов встретились с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, даём модель музейной педагогики в составе дидактической системы школы.
Итак, в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:
цель,
задачи,
направления,
специальные требования,
формы и методы работы,
принципы,
музейные педагогические технологии.
По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её результативность.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Направления деятельности школьного музея:
— Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.
Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
— Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
1. Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
2. Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать; на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции.
— Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.
— Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
Формы и методы работы. Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.
Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:
Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
— каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
— учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
— посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
— следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
— отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
— итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа – музей». Музейные формы работы являются местом деятельности профессионального (в том числе экспертного) сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в проект профессионалов, способных выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом (и в этом смысле – его личным делом).
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность не проявляется сама по себе, а является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий в организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
— научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
— формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
— формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
— развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
— формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
— интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
— уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
— уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
— уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
— уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
— уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.
Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Приобщение ребенка к предметному миру культуры требует от педагога не только обширных знаний, но и владение методикой музейной педагогики.
В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.
Материал дети могут усвоить только в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.
Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Методы по преимущественному источнику получения знаний.
Словесные — формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
Наглядные — формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
Практические — формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Репродуктивные — формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.
Объяснительно-иллюстративные — формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;
Проблемно-поисковые — организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;
Исследовательские — формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Новизна опыта
Нововведения в содержательном аспекте опыта связанны с созданием системы уроков и внеурочных мероприятий на основе работы школьного музея. Применение основ музейной педагогике на практике позволило акцентировать внимание учащихся на развитие активной гражданской позиции, социальной активности, а в сочетание деятельностным подходом формировать в субъекте обучения готовность продуктивно само — организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленных целей. В рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Способы эффективного взаимодействия семьи и школы» данная технология позволила на практике создать условия для этого взаимодействия. Определены успешные формы и методы работы по данному направлению.
Технология опыта
В современных концепциях образования важнейшей педагогической целью признается развитие способности личности к творчеству, к самостоятельному осмыслению нестандартных ситуаций в своей личной жизни и профессиональной сфере. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Поэтому музей, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры, позволяет создать условия для социального партнёрства и успешной социализации личности;
В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе обучения и воспитания. Это ставит перед образованием новые задачи:
Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
Гармонизация развития творческой личности,
Формирование национальной идеологии,
Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
Исходя из современных требований обучения и воспитания мною поставлены следующие задачи:
научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с т очки зрения развития и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию сопереживанию;
создать условия для социального партнёрства и успешной социализации личности;
формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей
Процесс социализации личности предполагает создание условий для ее успешной реализации. Поэтому я выделила одно из ключевых направлений деятельности на основе работы школьного музея:
создание базы социального партнерства, включение в систему работы музея агентов первичной и вторичной социализации, цель которых оказание личностного влияния на формирование взглядов и представлений молодого поколения, позволяющих через разнообразие интерактивных форм и методов осуществлять успешную социализацию.
Согласно теории я выделила 2 уровня социализации.
1 уровень — уровень первичной социализации. В качестве агентов на этом уровне выступает семья и род.
Основными направлениями деятельности стало создание подпрограммы «Класс+», цель, которой создание условий для совместной поисково-исследовательской деятельности учащихся и их родителей в рамках деятельности школьного музея и классного коллектива 10 «Б» класса. В рамках этого проекта была реализована программа «Под крышей дома твоего», «Книга памяти», акция «Помним». ( Приложение 1)
2 уровень – уровень вторичной социализации включает в себя совместные проекты с общественными организациями по реализации общественно-полезной деятельности. (Приложение 2)
В ходе реализации данного проекта возникла идея создания школьного музея. В 2009 году в школе решением Совета народных депутатов о. Муром был открыт музей «По следам боевой славы». (Приложение 2)
Собраны и действуют экспозиции музея, которая включает 8 стационарных стендов:
Нам дорого имя твое. Стенд посвящен Герою Советского союза Б.Ф. Модину. Жизненный путь от рождения в д. Кольдино до операции «Огненная земля». Представлены фотоматериалы и личные вещи героя.
Микрорайон «Казанка». Рассказ об основателе нашего микрорайона Н.К. фон Мекке и формирование района в к.19 — н. 20 веков.
История нашей школы. Рассказ о организации и деятельности нашей школы с момента создания до сегодняшнего дня.
Войны священные страницы. Материал рассказывает о жителях микрорайона участвовавших в Великой Отечественной войне. Создана книга памяти, содержащая жизненный путь наших ветеранах.
Солдат войны не выбирает. На стенде, погибшие муромляне, выполнявших воинского долга в Афганистане, Чечне, горячих точках.
Своими видел я глазами. Стенд рассказывает о войне в Афганистане и ее особенностях. Быт афганского народа, деятельность ограниченного советского контингента легли в основу данного раздела. Солдатские и трудовые будни, радость побед и гибель друзей, рассказы очевидцев легли в основу рассказа экскурсоводов.
Герои среди нас. Биографии 12 ветеранов, участников горячих точек, пример для патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Афганское братство. Стенд рассказывает об афганцах, живущих в нашем городе. Формирование и создание в округе Муром организации ветеранов Афганистана и их деятельность на благо города. Активная жизненная позиция, помощь и поддержка городу, системе образования, людям, оказавшим в сложных жизненных ситуациях – вот основа деятельности ветеранов Афганистана.
Самыми интересными экспонатами считаем:
Бюст Б.Ф. Модина, сохранившийся с 70-х годов ХХ века;
Книги приказов по школе 1941-1945 годов;
Наконечник стрелы, датируемый 12-15 веком;
Коллекция марок;
Коллекция денежных купюр, советского периода;
Газета «Правда» от 9 мая 1945 года;
Газета «Пионерская правда» от 12 апреля 1961 года;
Фотоархив школы 1966 по 2012 год;
Фото из Афганистана, участников боевых действий;
Модели боевой техники периода В.О. войны, выполненные учениками школы,
Модели боевой техники периода войны в Афганистане, выполненные учениками школы;
Коллекция значков.
Актив музея — учителя и учащиеся строит свою работу на основе комплексно – целевой программы краеведческого воспитания, рассчитанной на 3 года. Основные задачи музея:
усиление внимания на изучение в школе истории, культуры, традиций, боевых и трудовых подвигов народов родного Отечества, родного края, города и школы;
популяризацию научно-практической, исследовательской, поисковой деятельности учащихся.
Школьный музей стал центром патриотического воспитания в школе.
Активно ведется поисково-исследовательская деятельность. Проведены экспедиции:
«На родину героя» (д. Кольдино)
«По местам боевой славы» п-ов Тамань, Краснодарский край
«Подвиг защитников Огненной земли» (город-герой Новороссийск)
«Памятные места Б.Ф. Модина» (д. Иваньково)
«Место дислокации вч 22234» (д. Нежиловка)
«Арабески Мурома»
Разработаны и реализованы проекты:
1. «Школа в годы В.О. войне»
2. «Директора школы»
3. «Первый доктор жд больницы»
4. «История формирования и развития вч 22234»
5. «Муромские арабески»
6. «Живет такой парень»
7. «История пионерской организации школы № 28»
8. «Учителя ветераны»
9. «История конкурса бального танца в с.ш. №28»
10. «История отряда барабанщиков»
11. «Под крышей дом твоего»
12. «Моя родословная»
13. «Книга Памяти» ветеранов микрорайона Казанка»
Широко используем информационно-коммуникационных технологий, созданы презентации :
« Б.Ф. Модин»
«Муромские арабески»
«Первый доктор на Казанке»
«Наша Школа»
«Прославленная трудом и славой» (история вч 22234)
«Книга Памяти»
На базе музея проводятся уроки и классные мероприятия, для учащихся школ и образовательных учреждений округа, создан и функционирует школьный отряд «Барабанщик», участник школьных, городских и окружных мероприятий.
Создана группа экскурсоводов и проводятся экскурсии по темам:
« Герой Советского Союза Б.Ф. Модин»;
«История Казанки»;
«Развитие нашей школы»; (Приложение № 3)
«Ветераны среди нас»;
«Герои локальных войн»;
«Афганское братство».
«Афганская война».
Музей осуществляет межструктурное взаимодействие внутри образовательного учреждения и связь музея с профессиональным сообществом вне образовательного учреждения:
музей стал центром краеведческой, гражданско-патриотической работы в школе, в рамках «Единого дня краеведения» проведены общешкольные мероприятия по темам:
А. Невский – герой земли Владимирской;
Герои Отечественной войны 1812 года;
Памятники Древнерусской культуры Владимирской земли.
Школьный музей взаимодействует с общественными организациями:
Совместно с КОСом №3, поздравление ветеранов войны и труда;
Сбор материалов о жителях микрорайона, участниках боевых действий;
Посещение и учеба в Муромском краеведческом музее.
Участие в историческом клубе реконструкции «Железные клены».
Вечера встреч с участниками локальных войн совместно с Муромским региональным обществом ветеранов и участников локальных войн «Боевое братство».
Осуществляется совместный проект со Свято-Троицким монастырем «Неразлученные» — спектакль о Петре и Февронии Муромских.
В музее реализуется национально-региональный компонент в рамках курса «История Отечества» – историческое краеведение.
В учебный курс по «Истории Отечества» включены темы:
Александр Невский – герой земли Владимирской;
Муром в годы В.О. войны;
Муромские князья в удельный период;
Зодчество Владимирского края;
Герои Советского Союза – жители Мурома;
Муром купеческий.
Наиболее интересные формы работы в рамках школьного музея:
Экспедиции группы «ПОИСК»;
Участие в научно-практических конференциях « Мое Отечество»;
Встречи с клубами исторической реконструкции;
Совместные проекты с Муромским историко- художественным музеем;
Работа интерактивного музея;
Совместные проекты с Свято-Троицким монастырем. (Приложение 4)
В ходе реализации данного проекта были определены наиболее эффективные технологии в учебной и воспитательной деятельности. Технология проблемно-деятельностного обучения в рамках музейной педагогике выявила:
Возможность проявления и оценки нравственных критериев развития личности, толерантности, гражданственности, способности к ведению «диалога культур»
Способность к коллективной и индивидуальной деятельности, возможность построения своей личностной категории развития
Создание ситуации успеха, позволяющие всем участникам образовательного и воспитательного процесса проявить сопереживание и сопричастность к общему делу.
Результативность.
Таким образом, исследуя новые подходы в учебной и вне учебной работе на основе деятельности школьного музея, мне удалось решить следующие взаимообусловленные проблемы:
Мотивация учащихся к познавательной деятельности на уроках и вне школьной практики
Повышение гражданской активности учащихся через участие в социальном проектировании
Создание системы социального партнерства для самореализации учащихся.
В ходе реализации проекта увеличилось количество учащихся охваченных данным видом деятельности. Возрос уровень проектных работ. Наша деятельность отмечена дипломами и грамотами на всероссийском, окружном и муниципальном уровне. Приложение № 5
Описанный опыт может быть адресован учителям истории, обществознания, руководителям школьного музея, организаторам внеклассной деятельности,
музейным работникам и всем тем, кто заинтересован в обучении и воспитании современного поколения.
Источники
Алексеева Е.В. Музей в школе: практикум, Москва, НП СТОиК, 2000г.
Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. – 2007.
Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.
Кареонов В.А., Фаизова В.К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: методическое пособие, Саратов, 2002г.
Нагибина А.В. Музей малочисленной школы, ж -л «Практика управления» №11, 2006 г.
Орешкина Т.Л. Героико-патриотическое воспитание в школе, Волгоград,2007 г
Следзевский И.В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 7. – С. 10-15.
Троицкий Ю.Л. «Дети пишут историю», ж -л «Преподавание истории в школе» №1, 1999г.
Ресурсы Internet.
https://www.abcvolga.ru/muz/kb/experts_m
Приложение №1
План работы
школьного музея « По следам боевой славы» МБОУ «СОШ №»28»
на 2012-2013 учебный год.
Главная цель школьного музея – развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, знаний истории и героических страниц боевого прошлого.
Задачи:
1. Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.
2. Развитие проектно — исследовательской деятельности на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами, семья.
3.Робота клуба « ПОИСК» по созданию интерактивного музея.
4. Организация экскурсий в музей города с целью дальнейшего развития школьного музея.
5. Организация работы с фондами музея (оформление книги учета)
6. Принять участие в районных, городских мероприятиях исторической и краеведческой направленности.
7. Организация встреч с ветеранами, участниками боевых действий.
Основные направления деятельности школьного музея:
Организационно-методическая работа:
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Организация работы Совета музея | в течение года |
2. | Организация работы творческой группы экскурсоводов музея | сентябрь-май |
3. | Организация работы с ветеранами, уточнение списка членов, обсуждение плана работы | сентябрь-октябрь |
4. | Утверждение и корректировка плана музея на год | сентябрь |
5. | Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею | сентябрь-октябрь |
6. | Подготовка к научно-исследовательской деятельности и разработка тем: « Арабески Мурома», «Книга Памяти 2», «Деятельность Н. фон Мекка», « Герои среди нас». | в течение года |
7. | Организация работы группы «ПОИСК» (с использованием компьютерной графики, презентаций, слайдов). | в течение года |
8. | Разработка плана мероприятий, посвященных году истории: «Этот День Победы»; «Война 1812 года»; « Декабристы и Муромский край» «Сталинградская битва» « Огненная земля» «Курская битва» | в течение года май декабрь январь февраль февраль февраль |
9. | Организация работы по дополнению экспозиций музея | сентябрь-май |
10. | Организация и планирование работы с фондами музея | сентябрь |
11. | Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной и средней школы) | сентябрь |
12. | Планирование работы по укреплению материально-технической базы музея. | сентябрь — май |
13. | Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие в работе музея по военно-историческому направлению | май |
14. | Разработка и составление плана работы музея на следующий год | май |
Экскурсионная работа:
Мероприятие | Сроки выполнения | |
1. | Обзорные и тематические экскурсии по музею. | в течение года |
2. | Коллекция. Стенд. Витрина (ознакомительная экскурсия). | ноябрь, март |
3. | Единый День краеведения. | декабрь |
4. | Участие в Факельном шествии. | май |
5. | Совместный проект с Муромским историко-художественным музеем. | январь |
6. | Проведение конкурса военной инсценированной песни среди учащихся 6-9 классов, посвященных дню Защитника Отечества | февраль |
7. | Экскурсии в музеи. | в течение года |
8. | Проведение на базе музея выставки детского творчества. | в течение года |
Фондовая работа:
Мероприятия | Сроки выполнения | |
1. | Работа с музейной документацией: — оформление книги первичного учета; — правильное оформление инвентарной книги; | в течение года |
2. | Составление справочной картотеки музея | в течение года |
3. | Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы. | в течение года |
4. | Работы по развитию экспозиции музея: — оформление стендов — выставки книг и творческих достижений учащихся | в течение года |
5. | Пополнение коллекций музея новыми экспонатами | в течение года |
Работа с ветеранами
Мероприятия | Сроки выполнения | |
1. | Организация встреч с ветеранами | в течение года |
2. | Уроки мужества. Встречи с ветеранами, посвященные Дням Воинской Славы: — Афганское братство. — День защитника Отечества — День Победы |
декабрь февраль май |
3. | Организация праздничного стола и поздравления ветеранов | в течение года |
4. | Праздничный концерт, посвященный Дню Победы для ветеранов, организованный силами учащихся школы. | май |
5. | Пополнение фондов музея новыми материалами, оформление экспозиций и презентаций. | в течение года |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
РАЗВИТИЯ МБОУ «СОШ №28»
(с 2010 до 2013 года)
Мероприятие | Время проведения | Ответственный | |
РАБОТА ПО ПОПОЛНЕНИЮ ЭКСПОЗИЦИЙ МУЗЕЯ | |||
1 | Пополнение коллекций школьного музея. | Постоянно | Руководитель музея, уч-ся, родители, учителя. |
2 | Пополнение экспозиции о Великой Отечественной войне. Создание экспозиции «ВОВ в фотодокументах» | К 9 Мая 2010 года | Руководитель музея, уч-ся, родители, учителя. |
3 | Сбор, обобщение и систематизация материалов об истории школы | постоянно | Руководитель музея, администрация школы, уч-ся, родители. |
4 | Сбор материалов о ветеранах ВОВ, над которыми шефствуют учащиеся школы. |
| Руководитель музея, уч-ся, родители, учителя. |
5 | Сбор материалов о ВОВ: «Мой род в ВОВ», сочинения и стихи, творческие работы учащихся школы. | В течение 2010-2013 уч. год | Руководитель музея, обучающиеся, родители. |
6 | Сбор материалов о выпускниках-военнослужащих. | постоянно | Руководитель музея, обучающиеся, родители. |
7 | Сбор материалов для проведения урочных и внеурочных мероприятий по изучению истории города. | постоянно | Руководитель музея, уч-ся, родители, учителя. |
8 | Оформление экспозиций музея | к 2010-2013 уч. году | Руководитель музея, уч-ся, родители, учителя. |
9 | Ремонт и оформление музейного зала | 2010-2013г |
|