Образование славянских государств, 6 класс

Центр детского творчества «Ново-Переделкино»




Конспект урока по истории России

в 6 классе




«Образование славянских государств»











подготовила

методист

Игнатова Ирина Ивановна























Москва 2013

Образование славянских государств.

План изучения нового материала

1. Истоки истории славян.

2. Великая Моравия и судьбы славянской культуры.

3. Болгарское государство.

4. Чехия.

5. Польша.

Понятия и термины: миссионер, глаголица, кирил­лица.

Основные даты

681 г. — образование Болгарского царства.

863 г. — создание славянской письменности.

Имена: Ростислав, Симеон, Василий II Болгаробойца, Кирилл и Мефодий, Мешко I, Болеслав I Храбрый.

Метапредметные и предметные учебные дей­ствия

Характеризовать занятия, образ жизни славянских пле­мён, опираясь на текст и иллюстрации учебника. Составлять развёрнутый план темы занятия. Рассказывать об образовании славянских государств, опираясь на содержание развёрнутого плана. Систематизировать материал об образовании славян­ских государств в форме таблицы. Объяснять значение деятельности Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры.

Приёмы, формы организации познавательной деятельности на уроке

В начале занятия уместно провести проверку изученно­го материала по заданиям рабочей тетради и вопросам к § 5—6, которые можно дополнить: «Объясните, поче­му в отличие от Западной Римской империи Византий­ская смогла устоять под ударами варваров. Какова была власть императора в Византии? Как понять слова импе­ратора Юстиниана о том, что в империи должна быть одна власть, один закон и одна вера? Какие цели пресле­довал Юстиниан, отправляя войска в Италию, Северную Африку и Испанию? Назовите два самых ярких деяния императора Юстиниана. Объясните ваш выбор. Какие достижения византийской культуры вы считаете глав­ными?»

План изучения темы соответствует логике построения темы занятия. Сначала обучающиеся знакомятся с местоположе­нием славянских племён, их расселением и разделением на три ветви. Далее кратко даётся характеристика заня­тий, и образа жизни славян. Основная часть материала знакомит обучающихся с образованием славянских государств.

Занятие целесообразно организовать как урок объяс­нения нового материала. Материал пособия изложен логично и доступно, что даёт возможность педагогу орга­низовать самостоятельную работу детей с его тек­стом. Одним из вариантов организации самостоятельной работы может стать составление обучающимися раз­вёрнутого плана темы занятия. Предлагаем детям вспом­нить: «Какие народы вторгались на территорию Византии после смерти Юстиниана? На какие народы византийская культура оказала наиболее сильное влияние?» Отметив тесное взаимодействие славянских народов и Византий­ской империи, формулируем тему и содержание задания для самостоятельной работы.

Приступая к выполнению задания, педагогу не следует переоценивать умения детей составлять само­стоятельно сложный план. Формирование умения синте­за содержания текста достаточно сложная и длительная работа. Поэтому целесообразно данную работу выполнить при непосредственном сопровождении преподавателя.

Свежие документы:  Открытый классный час «Богатыри земли русской»

Объяснив цель этой работы (выделить главное, чтобы пересказать в определённом порядке), преподаватель на практи­ке показывает приёмы составления развёрнутого плана на примере темы «Расселение славян», опираясь на уме­ния учеников, приобретённые в 5 классе: деление содержания текста раздела на законченные смысловые части; выделение в каждой из них существенной (главной) час­ти; отработка названия каждой части (подпунктов пла­на). Предупреждая типичные ошибки обучающихся, разъ­ясняем им требования к развёрнутому плану: подпункты должны охватывать всё основное содержание пункта пла­на; в подзаголовках не должны повторяться одни и те же мысли. Далее учебный текст первого раздела читается по абзацам. В результате работы дети убеждают­ся, что один подпункт плана может отражать содержание иногда одного абзаца, а иногда и двух.

Примерный развёрнутый план с подпунктами разделов пара­графа:

I. Истоки истории славян.

1. Где жили предки славян?

2. Происхождение названия «славяне».

3. Расселение славян.

4. Три ветви славян: западные, восточные, южные.

5. Занятия и образ жизни славян.

6. Религиозные и политические условия возникновения сла­вянских государств.

II. Великая Моравия и судьбы славянской культуры.

1. Союз Моравии с Византией.

2. Создание Кириллом и Мефодием славянского алфавита.

3. Распространение славянской письменности в Болгарии, Сер­бии, Хорватии и на Руси.

4. Распад Великой Моравии в конце IX в.

III. Болгарское царство.

1. Завоевание кочевниками-болгарами славян на Дунае.

2. Образование Первого Болгарского царства.

3. Принятие христианства Болгарией от Византии.

4. Князь Симеон — «царь болгар и греков».

5. Натиск византийского императора Василия II Болгаробой-цы на Болгарию.

6. Подчинение Болгарии Византийской империей в начале XI в.

IV. Чехия.

1. Возникновение Чешского государства.

2. Крещение чешского князя и дружины по римскому об­ряду.

3. Чехия в составе Священной Римской империи.

V. Польша.

1. Образование Польского государства.

2. Князь Мешко I и принятие христианства в его римском варианте.

3. Польское королевство при Болеславе I Храбром.

4. Католицизм и латинская письменность в Чехии, Польше, Моравии, Хорватии.

5. Православие и кириллица в Болгарии, Сербии и на Руси.

На всех этапах составления развёрнутого плана необ­ходимо исправлять и предупреждать типичные ошибки обучающихся: повторы и перекрещивания названий под­пунктов развёрнутого плана, потерю некоторых из них.

Порядок действий при выполнении нового приёма закрепля­ется в памятке «Учись составлять развёрнутый план»:

1. Внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержа­ние. Разбейте текст на законченные части (пункты).

2. Придумайте название каждому пункту по ведущей мысли и обозначьте его римской цифрой.

Свежие документы:  Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе на тему "Золотая Хохлома"

3. Выделите в каждом пункте несколько положений, уточняю­щих и раскрывающих содержание пункта (подпункты). Обозначьте подпункты арабскими цифрами.

4. Проверьте правильность своей работы: раскрывает ли план содержание темы, выявляет ли причины исторических событий, можно ли с его помощью рассказать о событиях, сделать какие-либо выводы.

В процессе обсуждения результатов работы детей необходимо привлечь их внимание к ответу на вопрос: «В чём заключаются черты сходства и различия в образо­вании славянских государств и государств Западной Евро­пы?» Общей чертой образования государств может быть названо влияние принятия христианства на государствен­ное развитие страны. Однако крещение могло оказать­ся мощным орудием в руках как двух империй (Визан­тия, Священная Римская империя), стремившихся допол­нить своё церковное главенство над славянскими странами политическим влиянием или даже прямым подчинением, так и славянских стран, отстаивавших свою свободу.

Обобщение содержания темы занятия проводится в процес­се обсуждения ответов обучающихся на вопрос: «Что приобрела страна, её правитель и народ в результате при­нятия христианства?»

Оба варианта проведения занятия предполагают актив­ное обращение к карте «Болгария и Великая Моравия в VIIIX вв.». Обсуждая факты истории Вели­кой Моравии и Болгарии, следует не только проследить по карте их границы, но и задать детям вопрос: «Как их географическое положение влияло на отношения с более сильными и развитыми соседями?»

Возможно, педагог сочтёт необходимым в рамках дан­ной темы более подробно раскрыть процесс образования Древнерусского государства. Кроме того, данный подход оправдан тем, что формирует зону ближайшего развития обучающихся. Ниже помещены некоторые дополнительные материалы для рассказа преподаваеля или подготовки сообще­ний детьми.

«Повесть временных лет» так рассказывает о начале Древнерусского государства. В середине IX в. славян­ские и угро-финские племена севера Руси изгнали за море варягов, которым они платили дань. И тут между ними началась вражда, род восстал на род. Решили они искать себе князя, чтобы правил и судил по правде. Направи­ли послов к одному из варяжских племён и в 862 г. призвали править ими князя Рюрика с братьями Сине-усом и Трувором. Братья Рюрика вскоре умерли. Сам Рюрик стал князем в древнем русском городе Новгороде. В 879 г. он умер, и новым князем стал его родственник Олег, потому что сын Рюрика Игорь был ещё совсем мал.

Потомки Рюрика — Рюриковичи — правили нашей страной почти семь с половиной столетий. Древнерус­ское государство возникло у восточнославянских племён в IX в. Двумя центрами, откуда началось государство, были Киев на юге и Новгородская земля на севере.

Свежие документы:  Урок для 7 класса по теме: "Социальный портрет молодёжи"

В Киеве также начало складываться государство во главе с киевскими князьями. Среди них «Повесть вре­менных лет» называет Аскольда и Дира — дружинни­ков Рюрика. В 882 г. князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захва­тывал города, облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.

Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бор­тами кораблей, а сам назвался купцом, направляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Аскольда и Дира похоронили в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше вре­мя известно. Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»

Учебно-методическая литература

Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории Средних веков: пособие для учителя: 6 кл. / Б. Е. Андюсев.— М., 2001.

Арасланова О. В. Универсальные поурочные разработ­ки по истории Средних веков: 6 кл. / О. В. Арасланова, К. А. Соловьёв. — М., 2008.

Ведюшкин В. А. История Средних веков: поурочные рекомен­дации: 6 кл. / В. А. Ведюшкин, И. В. Ведюшкина.—М., 2008.

Ведюшкин В. А. История Средних веков: методические реко­мендации: 6 кл. / В. А. Ведюшкин.—М., 2004.

Девятайкина Н. И. История Средних веков: 6 кл. / Н. И. Девятайкина.— М., 2008.



7


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: