КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории с учётом личностно – ориентированного подхода
Цыганкова Надежда Семёновна
учитель истории
Бреусова Лариса Геннадьевна
учитель истории
г. Омск 2011 г.
В условиях современной школы основными источниками знаний являются учебник, исторические документы. Задача учителя, прежде всего, научить ребят работать с текстом учебника, историческим документом, и от того, как учащиеся научатся с ними работать, будет зависеть, найдут ли они самостоятельно, без помощи учителя необходимые знания. Научить учеников правильно работать с историческим источником с первых уроков изучения предмета означает вооружить их умением добывать знания самостоятельно. Это особенно важно в условиях проведения зачетов, итоговой аттестации в формате ЕГЭ, поэтому данному виду деятельности придаётся большое значение.
В процессе обучения учащихся, мы используем различные формы, и методы работы с учебным пособием учим учеников, находить главную мысль в тексте, сравнивать изучаемые явления, делать выводы по одному или нескольким параграфам, составлять схемы, таблицы, хронологию событий, самостоятельно изучать отдельную тему учебника, составлять план по тексту учебника.
С целью активизации познавательной активности учащихся 10 класса, развитию их умения работать с историческими источниками разрабатываются индивидуальные задания. с учётом личностно – ориентированного подхода предлагается несколько вариантов вопросов и организуется их защита
Тема: Внешняя политика России во второй четверти XIX века
Индивидуальное задание: « Восточный вопрос. Крымская война 1853-1856гг.»
I уровень
Прочитать текст учебников;
А.А.Левандовский «История России 18-19 вв.» стр.154-157, § 16
В.И.Зырянов, П.И.Буганов «История России17-19вв» § 63, документы, историческая карта.
Найти ответы на вопросы;
Защитить свою работу в письменной или устной форме (по выбору ученика).
Вариант
«Восточный вопрос»
Вопросы:
Что понималось под термином «Восточный вопрос»?
Ответ:
Упадок Османской империи и определение судьбы её провинций.
Выпишите условия Адрианопольского мирного договора 1829г:
Ответ:
К России переходили острова в дельте Дуная и ряд территорий в Закавказье.
Греция получила автономию, затем стала независимой.
Влияние России на Балканах заметно возросло.
Какую помощь оказала Россия Турции в египетском конфликте?
Ответ:
Военная и дипломатическая помощь
Какие страны приняли участие в подписании Лондонской конвенции1841г? Назовите основные положения конвенции:
Ответ:
Подписали Лондонскую конвенцию Англия, Россия, Франция, Австрия, Пруссия, Турция, в соответствии с которой черноморские проливы объявлялись закрытыми в мирное время для военных судов всех держав.
Вывод:_________________________
Ответ:
Лондонской конвенции1841г знаменовала собой серьёзное дипломатическое поражение России, которое Николай I решил компенсировать новой войной с Турцией и окончательно решить Восточный вопрос.
II Вариант
Крымская война 1853-1856гг.
Вопросы:
Что стало поводом к началу войны?
Ответ:
Спор между католиками и православными по поводу прав в святых палестинских землях, находившихся во владении Османской империи.
Выпишите причины войны
Ответ:
Недовольство России Лондонской конвенцией.
Усиления России в Турции опасались Англия и Франция, имевшие там свои экономические интересы.
Турция рассчитывала нанести военное поражение России и подавить национально – освободительное движение народов Балканского полуострова.
Кто был направлен Николаем I в Константинополь для дипломатического решения спора между православной и католической церквами в 1853г.?
Ответ:
А.С.Меншиков – посол России в Константинополе
Была ли Россия готова к войне? Подтвердите свой ответ фактами.
Ответ:
Россия не была готова к войне:
— неразвитость путей сообщения в России не позволила быстро перебрасывать войска на театр военных действий;
— слабая подготовка солдат;
— казнокрадство в армии;
— техническая отсталость – парусный флот, гладкоствольное оружие;
— ркрутская система, не позволявшая быстро увеличить армию в военное время.
Назовите этапы Крымской войны. С какими странами воевала Россия на каждом этапе?
Ответ:
I этап – октябрь 1853г. – апрель 1854г; противник – Турция.
II этап – апрель1854г. – февраль 1856г; противники – Турция, Франция, Англия, Сардинское королевств.
Когда произошло Синопское сражение? Кто командовал русской эскадрой? Покажите на карте место сражения
Ответ:
18 ноября 1853г. – Синопское сражение П.С.Нахимов
Выпишите дату обороны Севастополя. Кто возглавлял оборону?
Ответ:
Октябрь 1854г. – август 1855г. В.А.Корнилов, П.С.Нахимов.
Назовите имена известного писателя и хирурга – участников обороны Севастополя.
Ответ:
Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов.
Какие элементы военного искусства были впервые применены русскими солдатами и матросами при обороне Севастополя?
Ответ:
Атака, отступление в рассыпном строю, рытьё окопов, постоянные вылазки в расположение вражеских войс.
Выпишите год и условия Парижского мирного договора.
Ответ:
18 марта 1856г.– Парижский мирный договор.
Условия:
а) Россия отдаёт Турции г. Карс в обмен на Крым и Севастополь;
б) Чёрное море объявляется нейтральным;
в) Россия теряет права защитницы балканских народов.
Назовите причины поражения России в Крымской войне.
Ответ:
Отставание (России) от противника в экономическом и военном отношении:
а) парусный флот против парового;
б) гладкоствольное оружие против нарезного;
в) рекрутская система комплектование армии и всеобщая воинская повинность;
г) сохранение феодально – крепостнической системы.
Вывод:_________________________
Ответ:
Таким образом, в середине 19 века в военном и во внешнеполитическом отношении Парижский мирный договор отбрасывал Россию в 18 век, в доекатерининские времена, когда Россия не имела выхода к Черному морю)
Учащиеся, выполнив задание I уровня, приступают к выполнению задания следующего уровня с использованием дополнительной литературы.
II уровень
Работа учащихся (как правило, это 1 – 2 человека) с дополнительными источниками: ж. Родина, № 3-4, 1995 г. стр. 27-33
Вопросы:
Так изменилось ли понимание Крымской войны в современной историографии или оно осталось на уровне «гнилости и бессилия»?
Ответ:
Историк А.Кухарук оценивает Крымскую войну как одну из «предмировых», сравнивая возможности России и противостоящей ей коалиции выделяет огромное отставание николаевской империи в экономическом и людском потенциалах. М.Шевченко считает, что в военно–промышленном отношении Россия не столь уж бледно выглядела. Современные историки стараются комплексно подойти к характеристике событий Крымской войны
Синопскую победу логичнее назвать Синопским поражением? Так ли это?
Ответ:
А.Кухарук считает, что войну первой объявила Турция, а первым выстрелом явился Синоп. Синопскую победу России восприняли, как нарушение Николаем I обещания не бомбардировать и не уничтожать турецкие города.
Почему Россия, оказалась в одиночестве против всей Европы?
«Е.В.Тарле писал, что англичане просто красиво переиграли Николая I».
Ответ:
Историки называют разные причины;
— поражение русской дипломатии,
— Англия и Франция стремились разрушить Венскую систему,
— введение международного режима черноморских проливов в 1841г.
— Россия теряет лидирующие позиции на Балканах.
Могла ли Россия избежать поражения в войне?
Ответ:
После Синопа это ещё было возможно, но надо было идти на уступки Россия не могла выиграть войну, когда союзники высадились в Крыму.
Данная форма работы позволяет «погрузиться» учащихся в содержание темы, осмыслить её, почувствовать свою сопричастность к истории Отечества.
Умения и навыки самостоятельной деятельности успешно формируются с помощью модульной технологии и личностно – ориентированного подхода. Разрабатывается пакет заданий самостоятельной деятельности для учащихся 10 класса по модулю: «Реформы Петра I»
Самостоятельная работа по теме: «Реформы ПетраI»
Инструкция: 1 Прочитайте и выберите вариант задания
2 Прочитайте текст учебника
3. Найдите ответы в тексте учебника (смотреть указанные страницы)
4. Оформите запись в тетрадь
Литература: А.А.Левандовский «История России» §§ 2; 4, стр. 14-25; 32-41, документы, карта, дополнительная литература.
I вариант задания
I. Социальная сфера
Задание:
Заполните пропущенные слова. стр. 15-17; 31 – 32.
Военная реформа: — рекрутские …(наборы)
— ……(пожизненная) служба
1714г. — … ….( Указ о единонаследии), поместье = ……( вотчина)
1718 – 1722гг. — ……(подушная перепись) населения, подушная подать — ……(налог с души мужского пола)
Народные восстания стр. 31-32.
Причины: — рост налогов
— насильственное привлечение населения на дополнительные работы
— попытки ограничить казачью вольность, самоуправление
Хронология:
1706г -……(восстание в Астрахани)
1707-1708гг. — ……(восстание под предводительством К.А.Булавина)
II Экономическая сфера.
Основные направления экономической реформы стр.17-19. карта
Задания:
1. Заполните таблицу «Отличия российской мануфактуры и западноевропейской»
Вопросы | Западноевропейская | Российская | |
1 | пути создания | ? (частный) | государственный |
2 | использование труда | наёмных рабочих | ? (подневольных крестьян) |
3 | работа на_________ | рынок | ? (на государственный заказ) |
4 | ? ( условия деятельности) | ? (свободная конкуренция) | ?(бдительный надзор чиновников) |
2. Найдите на карте и запишите в тетрадь новые промышленные районы в первой пол. 18в.
(Северо – Западный, Урал)
3 Сформулируйте и запишите в тетрадь значение понятий: меркантилизм ( политика накопление денег внутри государства), протекционизм. (политика покровительства отечественного производства)
III Политическая сфера. Основные направления политической реформы стр. 19-22.
Задания:
1. Нарисуйте в тетрадь схему государственного устройства в России при Петре I, заполните пропущенные слова, найдите и исправьте ошибки.
Император 1720г (1)
Сенат 1710г(1)
Коллегии Синод
1717-1721гг
(Коммерц) (Юстиц) (Вотчинная)
2.Что означает бюрократизация государственного строя?
верх. Ответ: Назначение всех представителей системы управления при полном
(указы) ? ? (отчёты) подчинении высшим.
низ
4.Заполните пропуски: 1708-1710гг.- (Губернская реформа) Губерния . ………(провинция)
………………..(уезд)
Запись в тетрадь: 1722г. – Табель о рангах (личная выслуга)
IV Духовная сфера.
«Культурная революция» в России начала 18в. стр.32-40 п. 1; 2; 3: 5,
Задание: Составить и записать в тетрадь развёрнутый план по теме: «Культурная революция» в России нач.18в.
1. Новшества в быту
а) Бритьё бород. Введение парика
б) Европейская одежда
в) 1700г. – переход на новое летоисчисление образец (записать в тетрадь)
г) Новые формы общения
* ассамблея – собрание-бал с участием женщин
Алгоритм выполнения сложного плана
Внимательно прочитайте текст
Разделите его на смысловые части
Кратко озаглавьте каждую часть
В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль
Проверьте не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы
Помните, что план должен охватывать основное содержание темы
Используйте исторические и обществоведческие термины.
II вариант задания. Заполнить таблицу «Реформы Петра I» стр. 23 учебника
Данная форма работы учащихся побуждает интерес к предмету, активизирует их деятельность, способствует развитию критического мышления
Самостоятельная работа с историческими документами является исследовательской деятельностью учеников. В результате такой деятельности ребята осмысленно воспринимают учебный материал, приобретается умение вступать в дискуссию, что актуально при подготовке учеников к ЕГЭ Документы разной сложности предлагаются ребятам и организуется работа по следующему плану.
Алгоритм рабаты с историческими документами
1. Назовите вид документа (законодательный акт, международный договор, историческое сочинение, мемуары и т.д.)
2. Кто автор документа? Каково его социальное положение?
3. Назовите основные положения документа.
4. Каково отношения автора к описываемым событиям? Чем объясняется такое отношение?
5. Согласны ли вы с мнением автора?
Считаю, какая бы педагогическая технология при формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся ни применялась, необходимо верить в своего ученика, в его успех. Начиная урок словами «Я хороший учении — я всё могу!», становиться увереннее и наравне с учителем делается равноправным субъектом познавательной деятельности, .так начинается педагогика сотрудничества, которая необходима для достижения количественных и качественных показателей в обучении и развитии личности
Литература:
А.А.Левандовский История России §§ 2; 4
Журнал. Родина, № 3-4, 1995 г., стр. 27-33
А.Г.Важенин. Конспекты уроков для учителя истории. История России XIX века Издательство ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001г.