Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории


КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»










Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории с учётом личностно – ориентированного подхода


















Цыганкова Надежда Семёновна

учитель истории

Бреусова Лариса Геннадьевна

учитель истории




г. Омск 2011 г.







В условиях современной школы основными источниками знаний являются учебник, исторические документы. Задача учителя, прежде всего, научить  ребят работать с текстом учебника, историческим документом, и от того, как учащиеся научатся с ними работать, будет зависеть,  найдут ли они самостоятельно, без помощи учителя необходимые знания. Научить учеников правильно работать с историческим источником  с первых уроков изучения предмета означает вооружить их умением добывать знания самостоятельно. Это особенно важно в условиях проведения зачетов, итоговой аттестации в формате ЕГЭ, поэтому данному виду деятельности придаётся большое значение.

В процессе обучения учащихся, мы используем различные формы, и методы работы с учебным пособием учим учеников, находить главную мысль в тексте, сравнивать изучаемые явления, делать выводы по одному или нескольким параграфам, составлять схемы, таблицы, хронологию событий, самостоятельно изучать отдельную тему учебника, составлять план по тексту учебника.

С целью активизации познавательной активности учащихся 10 класса, развитию их умения работать с историческими источниками разрабатываются индивидуальные задания. с учётом личностно – ориентированного подхода предлагается несколько вариантов вопросов и организуется их защита


Тема: Внешняя политика России во второй четверти XIX века


Индивидуальное задание: « Восточный вопрос. Крымская война 1853-1856гг.»

I уровень

  1. Прочитать текст учебников;

    • А.А.Левандовский «История России 18-19 вв.» стр.154-157, § 16

    • В.И.Зырянов, П.И.Буганов «История России17-19вв» § 63, документы, историческая карта.

  2. Найти ответы на вопросы;

  3. Защитить свою работу в письменной или устной форме (по выбору ученика).


  1. Вариант

«Восточный вопрос»

Вопросы:

  1. Что понималось под термином «Восточный вопрос»?

Ответ:

    • Упадок Османской империи и определение судьбы её провинций.

  1. Выпишите условия Адрианопольского мирного договора 1829г:

Ответ:

    • К России переходили острова в дельте Дуная и ряд территорий в Закавказье.

    • Греция получила автономию, затем стала независимой.

    • Влияние России на Балканах заметно возросло.

  1. Какую помощь оказала Россия Турции в египетском конфликте?

Ответ:

    • Военная и дипломатическая помощь

  1. Какие страны приняли участие в подписании Лондонской конвенции1841г? Назовите основные положения конвенции:

Ответ:

    • Подписали Лондонскую конвенцию Англия, Россия, Франция, Австрия, Пруссия, Турция, в соответствии с которой черноморские проливы объявлялись закрытыми в мирное время для военных судов всех держав.

Вывод:_________________________

Ответ:

Лондонской конвенции1841г знаменовала собой серьёзное дипломатическое поражение России, которое Николай I решил компенсировать новой войной с Турцией и окончательно решить Восточный вопрос.

II Вариант

Крымская война 1853-1856гг.

Вопросы:

      1. Что стало поводом к началу войны?

Ответ:

    • Спор между католиками и православными по поводу прав в святых палестинских землях, находившихся во владении Османской империи.

      1. Выпишите причины войны

Ответ:

    • Недовольство России Лондонской конвенцией.

    • Усиления России в Турции опасались Англия и Франция, имевшие там свои экономические интересы.

    • Турция рассчитывала нанести военное поражение России и подавить национально – освободительное движение народов Балканского полуострова.

      1. Кто был направлен Николаем I в Константинополь для дипломатического решения спора между православной и католической церквами в 1853г.?

Ответ:

    • А.С.Меншиков – посол России в Константинополе

      1. Была ли Россия готова к войне? Подтвердите свой ответ фактами.

Ответ:

    • Россия не была готова к войне:

— неразвитость путей сообщения в России не позволила быстро перебрасывать войска на театр военных действий;

— слабая подготовка солдат;

— казнокрадство в армии;

— техническая отсталость – парусный флот, гладкоствольное оружие;

— ркрутская система, не позволявшая быстро увеличить армию в военное время.

      1. Назовите этапы Крымской войны. С какими странами воевала Россия на каждом этапе?

Ответ:

    • I этап – октябрь 1853г. – апрель 1854г; противник – Турция.

    • II этап – апрель1854г. – февраль 1856г; противники – Турция, Франция, Англия, Сардинское королевств.

      1. Когда произошло Синопское сражение? Кто командовал русской эскадрой? Покажите на карте место сражения

Ответ:

    • 18 ноября 1853г. – Синопское сражение П.С.Нахимов

      1. Выпишите дату обороны Севастополя. Кто возглавлял оборону?

Ответ:

    • Октябрь 1854г. – август 1855г. В.А.Корнилов, П.С.Нахимов.

      1. Назовите имена известного писателя и хирурга – участников обороны Севастополя.

Ответ:

    • Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов.

      1. Какие элементы военного искусства были впервые применены русскими солдатами и матросами при обороне Севастополя?

Ответ:

    • Атака, отступление в рассыпном строю, рытьё окопов, постоянные вылазки в расположение вражеских войс.

      1. Выпишите год и условия Парижского мирного договора.

Ответ:

    • 18 марта 1856г.– Парижский мирный договор.

    • Условия:

а) Россия отдаёт Турции г. Карс в обмен на Крым и Севастополь;

б) Чёрное море объявляется нейтральным;

в) Россия теряет права защитницы балканских народов.

      1. Назовите причины поражения России в Крымской войне.

Ответ:

    • Отставание (России) от противника в экономическом и военном отношении:

а) парусный флот против парового;

б) гладкоствольное оружие против нарезного;

в) рекрутская система комплектование армии и всеобщая воинская повинность;

г) сохранение феодально – крепостнической системы.


Вывод:_________________________

Ответ:

Таким образом, в середине 19 века в военном и во внешнеполитическом отношении Парижский мирный договор отбрасывал Россию в 18 век, в доекатерининские времена, когда Россия не имела выхода к Черному морю)

Учащиеся, выполнив задание I уровня, приступают к выполнению задания следующего уровня с использованием дополнительной литературы.

II уровень


Работа учащихся (как правило, это 1 – 2 человека) с дополнительными источниками: ж. Родина, № 3-4, 1995 г. стр. 27-33

Вопросы:

  1. Так изменилось ли понимание Крымской войны в современной историографии или оно осталось на уровне «гнилости и бессилия»?

Ответ:

    • Историк А.Кухарук оценивает Крымскую войну как одну из «предмировых», сравнивая возможности России и противостоящей ей коалиции выделяет огромное отставание николаевской империи в экономическом и людском потенциалах. М.Шевченко считает, что в военно–промышленном отношении Россия не столь уж бледно выглядела. Современные историки стараются комплексно подойти к характеристике событий Крымской войны

  1. Синопскую победу логичнее назвать Синопским поражением? Так ли это?

Ответ:

    • А.Кухарук считает, что войну первой объявила Турция, а первым выстрелом явился Синоп. Синопскую победу России восприняли, как нарушение Николаем I обещания не бомбардировать и не уничтожать турецкие города.

  1. Почему Россия, оказалась в одиночестве против всей Европы?

«Е.В.Тарле писал, что англичане просто красиво переиграли Николая I».

Ответ:

    • Историки называют разные причины;

— поражение русской дипломатии,

— Англия и Франция стремились разрушить Венскую систему,

— введение международного режима черноморских проливов в 1841г.

— Россия теряет лидирующие позиции на Балканах.

  1. Могла ли Россия избежать поражения в войне?

Ответ:

    • После Синопа это ещё было возможно, но надо было идти на уступки Россия не могла выиграть войну, когда союзники высадились в Крыму.

Данная форма работы позволяет «погрузиться» учащихся в содержание темы, осмыслить её, почувствовать свою сопричастность к истории Отечества.

Умения и навыки самостоятельной деятельности успешно формируются с помощью модульной технологии и личностно – ориентированного подхода. Разрабатывается пакет заданий самостоятельной деятельности для учащихся 10 класса по модулю: «Реформы Петра I»

Самостоятельная работа по теме: «Реформы ПетраI»

Инструкция: 1 Прочитайте и выберите вариант задания

2 Прочитайте текст учебника

3. Найдите ответы в тексте учебника (смотреть указанные страницы)

4. Оформите запись в тетрадь

Литература: А.А.Левандовский «История России» §§ 2; 4, стр. 14-25; 32-41, документы, карта, дополнительная литература.

I вариант задания

I. Социальная сфера

Задание:

Заполните пропущенные слова. стр. 15-17; 31 – 32.

Военная реформа: — рекрутские …(наборы)

— ……(пожизненная) служба

1714г. — … ….( Указ о единонаследии), поместье = ……( вотчина)

1718 – 1722гг. — ……(подушная перепись) населения, подушная подать — ……(налог с души мужского пола)

Народные восстания стр. 31-32.

Причины: — рост налогов

— насильственное привлечение населения на дополнительные работы

— попытки ограничить казачью вольность, самоуправление

Хронология:

1706г -……(восстание в Астрахани)

1707-1708гг. — ……(восстание под предводительством К.А.Булавина)


II Экономическая сфера.

Основные направления экономической реформы стр.17-19. карта

Задания:

1. Заполните таблицу «Отличия российской мануфактуры и западноевропейской»


Вопросы

Западноевропейская

Российская

1

пути создания

? (частный)

государственный

2

использование труда

наёмных рабочих

? (подневольных крестьян)

3

работа на_________

рынок

? (на государственный заказ)

4

? ( условия деятельности)

? (свободная конкуренция)

?(бдительный надзор чиновников)

2. Найдите на карте и запишите в тетрадь новые промышленные районы в первой пол. 18в.

(Северо – Западный, Урал)

3 Сформулируйте и запишите в тетрадь значение понятий: меркантилизм ( политика накопление денег внутри государства), протекционизм. (политика покровительства отечественного производства)


III Политическая сфера. Основные направления политической реформы стр. 19-22.

Задания:

1. Нарисуйте в тетрадь схему государственного устройства в России при Петре I, заполните пропущенные слова, найдите и исправьте ошибки.

Император 1720г (1)


Сенат 1710г(1)

Коллегии Синод

1717-1721гг


(Коммерц) (Юстиц) (Вотчинная)


2.Что означает бюрократизация государственного строя?

верх. Ответ: Назначение всех представителей системы управления при полном

(указы) ? ? (отчёты) подчинении высшим.

низ

4.Заполните пропуски: 1708-1710гг.- (Губернская реформа) Губерния . ………(провинция)

………………..(уезд)

Запись в тетрадь: 1722г. – Табель о рангах (личная выслуга)


IV Духовная сфера.


«Культурная революция» в России начала 18в. стр.32-40 п. 1; 2; 3: 5,


Задание: Составить и записать в тетрадь развёрнутый план по теме: «Культурная революция» в России нач.18в.


1. Новшества в быту

а) Бритьё бород. Введение парика

б) Европейская одежда

в) 1700г. – переход на новое летоисчисление образец (записать в тетрадь)

г) Новые формы общения

* ассамблея – собрание-бал с участием женщин

Алгоритм выполнения сложного плана

  1. Внимательно прочитайте текст

  2. Разделите его на смысловые части

  3. Кратко озаглавьте каждую часть

  4. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль

  5. Проверьте не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы

  6. Помните, что план должен охватывать основное содержание темы

  7. Используйте исторические и обществоведческие термины.


II вариант задания. Заполнить таблицу «Реформы Петра I» стр. 23 учебника


Данная форма работы учащихся побуждает интерес к предмету, активизирует их деятельность, способствует развитию критического мышления

Самостоятельная работа с историческими документами является исследовательской деятельностью учеников. В результате такой деятельности ребята осмысленно воспринимают учебный материал, приобретается умение вступать в дискуссию, что актуально при подготовке учеников к ЕГЭ Документы разной сложности предлагаются ребятам и организуется работа по следующему плану.

Алгоритм рабаты с историческими документами

1. Назовите вид документа (законодательный акт, международный договор, историческое сочинение, мемуары и т.д.)

2. Кто автор документа? Каково его социальное положение?

3. Назовите основные положения документа.

4. Каково отношения автора к описываемым событиям? Чем объясняется такое отношение?

5. Согласны ли вы с мнением автора?

Считаю, какая бы педагогическая технология при формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся ни применялась, необходимо верить в своего ученика, в его успех. Начиная урок словами «Я хороший учении — я всё могу!», становиться увереннее и наравне с учителем делается равноправным субъектом познавательной деятельности, .так начинается педагогика сотрудничества, которая необходима для достижения количественных и качественных показателей в обучении и развитии личности









Литература:

А.А.Левандовский История России §§ 2; 4

Журнал. Родина, № 3-4, 1995 г., стр. 27-33

А.Г.Важенин. Конспекты уроков для учителя истории. История России XIX века Издательство ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001г.







Свежие документы:  Методическая разработка урока истории в 5-м классе по теме "Победа греков над персами в Марафонской битве"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: