Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 70
Липецкой области г. Липецк
От первобытности к цивилизации
Подготовила
учитель истории и обществознания
Гиллер Елена Александровна
Липецк 2013 г.
От первобытности к цивилизации.
Сформировать у учащихся представления о процессе возникновения неравенства. Уметь: – определять значение первобытной эпохи в истории человечества; – описывать условия перехода от первобытности к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда Проложить работу с исторической терминологией | |
|
|
Термины: | Знать, вождь, неравенство, соседская община. |
|
|
Оборудование: | Тетрадь, учебник, карточки, тесты, меловая схема. |
ХОД УРОКА
Орг.момент домашнее задание параграф 5 № 3 (стр. 34)
Опрос домашнего задания
А) Текущий контроль знаний и умений:
Вставьте пропущенное слово:
Уменье из глины посуду создать,
Из дерева выстругать ловко весло,
Полотнище ткани, хоть грубо, соткать –
Занятия эти зовём ремеслом
Жили и трудились они вместе
Разделив добычу и не зная мести,
Проходили так за годом год,
Объединение это мы назовём род
Объединились для больших работ, —
Охотиться, пни корчевать и в землю бросать семя.
Когда мы видим род плюс род
То в сумме получается племя
План изучения нового материала
Начало обработки металлов
Появление обмена и денег
Общинники и знать
Что такое цивилизация
Примерно 6.5 – 7 тыс. лет назад люди заметили, что некоторые камни при обработке не раскалываются под ударами на части, а изменяют свою форму. Попадая же в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Со времен они поняли, что красные куски – это не просто камень, это – металл. Они использовали это открытие.
Работа с текстом учебника стр. 30 – 31. основной вывод по прочитанному:
Появление нового сплава – бронзы. И наступает новая эпоха в истории человечества – бронзовый век.
Появление ИЗЛИШКОВ, что стало еще одной из предпосылок для появления НЕРАВЕНСТВА
НЕРАВЕНСТВО – деление в обществе на богатых и бедных.
Работа с текстом учебника стр. 31 – 32, основные выводы:
Появление обмена
Появление денег
Появление торговли
Появление новых слоев, как следствие усложнение человеческих отношений
Постепенно из родов отделялись большие семьи и осваивали новые территории, но они по-прежнему нуждались в совместной работе. Поэтому люди объединялись в общины. Возникали посёлки, где жили не родственники, а соседи общинники.
Работа с учебником стр. 32 (читать 2 абзаца до «…..искусных ремесленников»)
СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА – община, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями
Далее работа с учебником стр. 32 (прочесть 2 последних абзаца)
ВОЖДЬ – глава племени, руководитель военных действий племени.
Работа с учебником стр. 33, знакомство с текстом по вариантам, читают и делают основные выводы:
Неравномерность развития;
Появление городов и государств;
Появление письменности;
На смену первобытности пришла цивилизация.
Закрепление
Производящее хозяйство | ||
|
|
|
|
|
|
Скотоводство | Земледелие | Ремесло |
|
|
|
Появление излишков | ||
|
|
|
Обмен | Торговля, Деньгам | Возникновение неравенства |
|
|
|
Усложнение первобытного общества | ||
|
|
|
Ремесленники | Скотоводы | Земледельцы |
|
|
|
Вожди, Знать |
| Торговцы (купцы) |
Список использованной литературы:
Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал, 1995. № 4, с. 122 – 127.
Культурология. XX век. Словарь. – СПб.: Университетская книга, 2002
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2004.
Михайловский Ф.А. «История Древнего мира» Москва «русское слово» 2011 г.