Открытый урок по истории «Эшелон идет к Победе»
Цели урока:
Познакомить учащихся с трагическими событиями начала войны и подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны
Дать характеристику начальному периоду Великой Отечественной войны
Дать возможность учащимся продемонстрировать свою эрудицию
Создание мотивации к изучению новой темы;
Выработка навыка работы с историческими документами, умений анализировать, делать выводы
Способствовать развитию умения общения в познавательном поиске
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ
Форма урока: комбинированный
Методы: исследовательский.
Проблема: Чем были вызваны неудачи Красной армии на начальном этапе войны?
Основные понятия: Блицкриг, Блокада Ленинграда, «Дорога жизни», Операция «Тайфун»,
План «Барбаросса»
Основные даты: 22 июня 1941 год, 5 декабря 1942 год.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, документы, карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг», билеты, таблички, плакаты.
План изучения новой темы:
1. Состояние Красной Армии на начало войны:
— Силы и планы сторон.
— Неудачи Красной армии.
2.Битва за Москву.
3. Героическая оборона Ленинграда
4. Мои соотечественники о начальном этапе войны.
Организационный момент.
На фоне музыки «Путь-дорожка фронтовая» входят в класс учащиеся. На входе их встречает учитель и раздает билеты, сообщая, что они рассаживаются согласно номерам на их билетах.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Майя Владимировна Саенко! Прежде чем начать наш урок мне хотелось бы обратиться к вам со словами о поддержке, потому что я сейчас нахожусь в той ситуации, как ученик на экзамене, и надеюсь на поддержку вашу. Мы с вами в равных условиях вы ученики, а я ученица.
Вы расселись каждый в свой вагон согласно купленным билетам, в каждом вагоне и в каждом коллективе всегда находиться такой человек, который берет все на себе вы знаете нам тоже такой нужен для того чтобы руководил и докладывал. Предлагаю выбрать вам такого человека! Не можете, тогда, обратите внимание на свои билетики. У кого на билетике нарисована звездочка тот и будет сегодняшним старшим вагона — докладчиком.
Учитель. Ребята, вам страшно ночью ходить по селу?
Учитель. Представьте, что вы идете по ночному селу с мамой, от этого ваша тревога нарастает или уменьшается?
Учитель. А почему страх не уменьшается, когда идешь с мамой?
Учитель. У каждого человека есть мама, она дала ему жизнь, связала одного маленького человека с человеческим родом. Любить маму – это значит уже любить не только ее, а весь род человеческий. Человек взошедший на эту вершину любви, победит.
(слайд «Родина-мать зовет»)
А теперь посмотрите на этот плакат и прочтите слова, написанные на нем. Оказывается, что Родина – это тоже мать; это мать, которая в час опасности может быть выше всех матерей. В 1941 году защищать свою Родину-мать встали миллионы юношей и девушек, сыновей и дочерей. ( песня «Священная война»)
А сейчас предлагаю всем вместе отправиться в путешествие на эшелоне времени, который вернется в прошлое в 1941 год, начальный период Великой Отечественной войны. А что мы знаем о нем?
(слайд звезды)
Ребята посмотрите на экран и скажите, что известно вам о Великой Отечественной войне.
(ответы)
Я и предполагала, что не даты, фамилии и события будут вам известны. А чтобы узнать их придется как вашим дедам и прадедам пройти этот путь – начало войны.
У вас на столе лежат документы и планы ответа к документам. Внимательно прочитайте их подготовьте Доклад в штаб согласно плану ответа.
(работа в группах)
Хочу сказать вам ребята, что в пути к нам прикрепили еще один вагон, а в нем наша с нашей многоуважаемая комиссия. И им тоже есть боевое задание.
(слайд)
Перед вами три документа. Что бы вы могли рассказать о них, какие исторические факты поведал вам источник? Запишите, пожалуйста, их на бумаге.
(жюри и команды работают, а учитель помогает им).
А сейчас мы слушаем Доклады бойцов. 1 эшелон на связи.
В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?
(слушают доклад и оценивают)
На связи Докладчик 2 эшелона.
Как происходило контрнаступление Красной Армии под Москвой? Каковы его итоги?
(слушают доклад и оценивают)
Докладчик 3 эшелона.
Героическая оборона Сталинграда. Каковы его итоги?
(слушают доклад и оценивают)
Молодцы новобранцы вы справились с заданием! Но прежде, чем заслушать докладчиков 4 эшелона. Я предлагаю устроить провести разведку боем. Перед вами слайды. Кратко расскажите о них.
( учащиеся дают пояснение фото)
Скажите уважаемый 4 эшелон все ли ответы ребят совпали с вашими исследованиями.
(комиссия отвечает)
Годы войны не забудутся никогда. В этом году мы будем отмечать 65-годовщину Великой Победы, чествовать своих ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше. А что мы знаем о военных действиях на территории нашего района? Кто может объяснить, что изображено на слайде? (слайд)
Самбекская высотка. А эта композиция проходит по всей длине границы Миус-фронта.
На вашем столе лежат документы из книги «Огненные годы» — это сборник воспоминаний неклиновцев – участников Вов.
Ознакомьтесь с ними и ответьте на проблемный вопрос: Чем на взгляд наших ветеранов были вызваны неудачи Красной армии на начальном этапе войны?
(Учащиеся отвечают)
Современную молодежь очень часто упрекают в том, что она не знает историю нашей страны, в том числе и историю Великой Отечественной войны. Но, оказывается вы немало знаете и понимаете, и сейчас мы убедимся в этом. Взгляните вновь на парад звезд. И попробуйте сейчас ответить на вопросы, которые вызвали у вас затруднение в начале урока.
(учащиеся отвечают)
Наш эшелон подходит к концу начального этапа войны. И я как начальник поезда хочу сказать, что довольна всеми своими пассажирами. Спасибо вам за тесное сотрудничество. Хотелось особенно выделить __ эшелон, а также мне хотелось выделить отдельных участников Героев сегодняшнего урока ______. Я буду ходатайствовать перед вашим учителем, чтобы в своем списке о награждениях он поставил всем высшую награду – отлично. А от меня лично и моих ребят-кружковцев в канун 65-годовщины Великой Победы мы дарим ленточки – храните их! Это память!
Ребята наш урок-путешествие закончился при выходе из класса я прошу вас написать мне пожелания об уроке, что узнали нового, что понравилось, а что не понравилось. Благодарю вас за сотрудничество! Успехов вам.