Открытый урок по истории в 10 класс.
Яловая О.В., учитель истории, обществознания ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка м.р. Кинельский Самарской области
Тема урока: Отмена крепостного права.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права; развивать умения учащихся работать в группах, излагать, доносить до аудитории информацию, работать с историческими документами; воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Задача урока состоит в том, чтобы выяснить какой казалась реформа начальству и в целом обществу до 1861 года, и потом сравнить с тем, что получилось.
Вид урока: изучение нового материала
Тип урока: урок-дискуссия
Вводная часть урока: Урок начинается с разбора эпиграфа:
«Положение освободившихся крестьян, их будущие земельные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились, в конце концов»
Вводная часть
(Краткий рассказ учителя о подготовке реформы.)
Наиболее остро вопрос об отмене крепостного права возник в период правления Александра II. Трудно сказать, что больше повлияло на его решение отменить крепостное право – «Записки охотника» И.С. Тургенева или Крымская война. В 1856-1857 гг. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения. Они быстро затихали, но лишний раз напоминали, что помещики сидят на вулкане. Крепостное хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать еще неопределенно долгое время.
Но свободный труд производительнее подневольного. Крепостное право диктовало всей стране крайне, замедленные темпы развития. В ближайшее время Россия могла перейти разряд второстепенных держав. Нельзя забывать и то, что крепостное право слишком похоже на рабство, оно было безнравственно. Когда возник крестьянский вопрос, стали выявляться особенности отмены крепостного права в различных губерниях, т.е была проведена черта между черноземными и нечерноземными губерниями.
Учащимся предлагаются познавательные задания:
Задание №1
Перед вами- письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможности освобождения крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об свобождении крестьян существовало в среде дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, соответствовало действительности? Слайд 4
1. «Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли
При освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что, во всяком случае, при появлении указа, чем у нас будет меньше крестьян, тем будет для нас покойнее»
2. «Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится… Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор»
Предполагаемый ответ: Первое письмо написано помещиком из черноземной губернии, которые выступали за освобождение крестьян без земли. Эти помещики хотели похоронить реформу, ведь при освобождении, крестьяне должны были получить по 3-4 десятины земли. В черноземных губерниях был введен сильно уменьшенный душевой надел. Т. е чем меньше крестьян у помещиков черноземных губерний, тем спокойнее.
Второе письмо написано помещиком нечерноземной губернии. С момента публикации законов 19 февраля 1861 года помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью – их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «Свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права. Но вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично освободившиеся крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Но рано или поздно «временнообязанные» отношения закончатся, и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку. В принципе в основу суммы выкупа должна была лечь доходность выкупаемых земель. И поэтому помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным, т.к они давно уже жили в основном не с доходов от своих земель, а за счет оброка, который платили крестьяне. К тому же реформа учитывала в большей степени интересы помещиков, поэтому могли начаться массовые волнения, т.е «будет нарушен порядок в народе». Помещики нечерноземных губерний выступали за освобождение крестьян с землей при условии, взять выкуп, несоразмерный со стоимостью земли.
Задание №2
Используя таблицу «Барщина и оброк», объясните, в каких районах России было выгоднее освобождать крестьян от крепостной зависимости. Предположите, каким образом пройдет освобождение. Слайд 2
% оброч. Крест. | % барщ. Крест. | Губернии | % оброч. Крест. | % барщ. Крест. | |
Костромская Ярославская Вологодская Олонецкая Владимирская Московская Нижегородская Воронежская | 87, 5 87,4 84 72 70 68 68 45 | 12,5 12,6 16 28 30 32 32 55 | Тверская Рязанская Орловская Смоленская Тульская Пензенская Курская Псковская | 41 38 28 27 25 25 24,5 23 | 59 62 72 73 75 75 74,5 77 |
В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.
Помещики черноземных губерний:
Освободить крестьян без земли;
Похоронить реформу.
Помещики нечерноземных губерний:
Освободить крестьян с землей;
Взять выкуп несоразмерный со стоимостью земли;
Правительство должно гарантировать выкупную операцию.
Учащиеся зачитывают свои варианты проектов решения.
группа. Либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний.
Освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного» состояния;
Вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян;
Плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России.
Слияние двух сословий- помещиков и крестьян в один земледельческий класс;
Отмена крепостного права — первая реформа, далее будут другие.
2 группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков- крепостников из черноземных губерний.
Основные положения:
Оставление основной части земли в руках помещиков;
Крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства;
Освободить крестьян без земли;
Предоставить помещикам самостоятельно договориться с крестьянами: сколько земли, какой выкуп;
Предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами: дать власть над чиновниками и влиять на управление в государстве;
Освободить крестьян постепенно, в течении 10-12 лет;
В течении этого срока крестьянам нужно будет обрабатывать землю за барщину.
3 группа. Радикальный проект.
Основные положения:
Освобождения крестьян с землей;
Построение нового общества через общину и коллективные формы труда;
За землю помещикам полагается выплата ничтожной суммы от государства.
Вопрос: Как вы считаете, какие положения были наиболее правильными и отражали интересы крестьян?
Предполагаемый ответ:
— Отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;
— Особое крестьянское управление в деревне;
— Освобождение крестьян с землей.
Задание № 3.
Определить размер выкупного платежа крестьянина Московской губернии за 2 десятины земли, если известно:
Стоимость одной десятины земли – 62 р. 50 коп. (настоящая цена 38 руб.)
Из общей стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной государством за крестьянина и какова настоящая цена этой земли?
Правильный ответ: настоящая цена 2 десятин земли – 76 рублей, общая стоимость этой земли тогда- 125 руб. Крестьянин должен был сразу заплатить 25 руб. (немыслимая сумма для него), и в последующие годы должен был платить по 6 руб. ежегодно. Таким образом, уже за 9 лет крестьянин полностью окупал реальную стоимость полученной земли, а в последующие 40 лет отдавал деньги ни за что.
Заключительная часть урока: Подведение итогов реформы 1861 года и результатов работы групп.
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом по барину,
Другим по мужику.
( Некрасов Н.А. Отрывок из поэмы
«Кому на Руси жить хорошо»)
Вопрос: Почему «цепь» ударила по барину и объяснить это.
Домашнее задание: