Открытый урок по истории в 10 классе МОУ «Юркинская средняя общеобразовательная школа»
Игра «Звездный час» на тему
«Русь с древнейших времен до конца15 века»
Провела: Немцева Т.Г.
п. Юркино
Цели и задачи:
1. Обобщить знания учащихся по истории Отечества с древнейших времен до конца 15 века;
2. Развивать умения учащихся объяснять понятия, соотносить события и даты;
3. Воспитывать патриотические чувства детей, любовь и уважение к истории родной страны.
Оборудование:
Название темы, игры написаны на доске, использованы портреты русских князей, воины разных народов.
«Родная страна становится еще более
близкой и родной, когда знаешь ее
историю»
М.И.Калинин.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Игра.
1. Конкурс «Домашнее задание»
Каждая команда сдает свой кроссворд по культуре Руси.
2. Конкурс «Человек-загадка»
На стенде портреты Игоря, Ольги, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Нестора, Ивана 3, Владимира Мономаха
1) Определите, о ком идет речь?
Эта женщина жестоко отомстила за смерть своего мужа. Назовите его имя.(Игорь)
В годы его правления Москва стала духовным центром Руси (Иван Калита)
Этот хан привел полчища монголо-татар на Русь. (Батый)
Основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, благос
ловил этого князя на битву с татарами. (Дмитрий Донской)
2) Кто и связи с чем сказал:
Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.(Александр Невский)
Умерла та курица, что несла Орде золотые яйца (Иван 3)
«Иду на вы» (Святослав)
3. Конкурс «Неизвестный город»
На стендах названия городов, о каких городах идет речь?
«Матерью городов русских» называли его современники (Киев)
Бывшее владение боярина Кучки. ( Москва)
Столица Золотой Орды. (Сарай-Берке)
Осажденные монголами, жители этого города решили:»Умрем, чтобы на земле оставить добрую славу, а на небе получить венец бессмертия» (Козельск)
4. Конкурс «Оружие»
Каждая команда должна подобрать оружие по картинкам воинам: русскому, татарскому, западноевропейскому.
5. Конкурс «История в картинках»
По жребию определить картину. Назвать событие, дату, личность, с которой оно связано, и его значение.
«Утро на Куликовом поле», «Стояние на Угре», «Невская битва».
6. Конкурс «Исторические события и даты»
Указать даты перечисленных событий:
Основание Древнерусского государства. (882 г.)
Крещение Руси (988 г.)
Невская битва (1240 г.)
Куликовская битва (1380 г.)
Ледовое побоище (1242 г.)
Стояние на Угре (1480 г.)
Судебник Ивана 3 (1497 г.)
По фрагменту стихотворения указать дату данного события:
«Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя- внука Чингис – хана
Свое соседство с ним кляня…(1237 г.)
«А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет. (1380 г.)
Рано утром было это,
Было это на заре,
И стояло бабье лето,
Бабье лето на дворе… ( 1382 г.)
Третий день осада длится,
Не сдает Кремля столица,
Не уходит Тохтамыш. (1382 г.)
Служил Судебник тот немало.
Права хоть были неравны,
Все ж произвола меньше стало,-
Один закон для всей страны. (1497 г.)
Пускай у русских меньше сил,
Но страха Коловрат не знает,
Уже свой меч он затупил,
Он меч монгольский подымает. (1237 г.)
7. Конкурс капитанов.
Капитаны команд должны разгадать ребусы, в которых зашифрованы понятия и термины по истории Древней Руси.
3. Подведение итогов игры, награждение победителей.
Заключительное слово учителя.
4. Домашнее задание: придумать ребусы с именами известных исторических личностей.
Задания для болельщиков:
1. Крылатые выражения.
Объяснить их значение и происхождение.
«Не все коту масленица»- в жизни бывают не только удовольствия.
«Подводить под монастырь» — ставить в крайне неприятное или безвыходное положение кого-либо.
«После дождичка в четверг»- неизвестно когда или некогда.
«Проще пареной репы» — о несложном деле, не требующем большого искусства.
«Пускать красного петуха»- устроить пожар.
«Тютелька в тютельку» — совершенно точно, точь- в- точь.