Открытый урок по теме «Рабство в Древнем Риме»








Открытый урок по теме


«Рабство в Древнем Риме»












учителя истории Кадацкой Галины Александровны
















2014г.





Тема: РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ


УРОК-ЭКСКУРСИЯ



Цель урока: Рассмотреть источники рабства в Древнем Риме, где использовали труд рабов и попытаться ответить на главный вопрос урока: в чем было главное отличие раба от свободного.


Оборудование:

— карта «Рим в IIII1I в.в. до н.э.»;

— учебные картины;

— отрывок из к/ф «Спартак»


Проблемное задание: в чем было главное отличие раба от свободного ?


План:

1. Завоевания – главный источник рабства.

2. Рабы в имении рабовладельца.

3. Рабы в богатом доме.

4. Гладиаторы на арене.


Ход урока:


Учитель: Сегодня мы совершим экскурсию по Древнему Риму. Я буду вашим гидом, а помогут мне экскурсоводы (учащиеся). Мы побываем на триумфе римского императора, в имении богатого землевладельца и посетим римский амфитеатр, где посмотрим гладиаторские бои.

Итак, я нажимаю на кнопку невидимой «машины времени», и мы попадаем на празднество в Древнем Риме – триумф ипмератора. (Поможет это представить картина). В Риме после каждой крупной победы войско провозглашало своего полководца императором. Это почетное прозвище на латыни обозначало «повелитель», «главнокомандующий». Затем военачальник просил Сенат оценить победу и наградить его триумфом. Ожидая решения, армия находилась за пределами города: вступать в Рим вооруженному войску строго-настрого запрещалось. Если Сенат почему-либо отказывал, полководец мог обратиться с просьбой о назначении триумфа непосредственно к народному собранию.


Ученик: Триумф был высшей наградой римских полководцев. Войско торжественно вступало в город через парадные ворота в форме арки. Мы видим, что главный герой торжества – победоносный полководец стоит на позолоченной триумфальной колеснице, в которую запряжена четверка белых коней. Одежда императора выкрашена пурпурной краской, раб держит над его головой золотой венок. Впереди колесницы шествуют ликторы – почетная охрана полководца. Перед ними напоказ всем гонят знатных пленников (впереди – возможно царь – седой старик в цепях, его дети и внуки). За колесницей идут знаменосцы, везут на телегах, несут на носилках или руках захваченную добычу. Затем следует все войско, распевающее песни. Граждане Рима приветствуют победителей.


Учитель: Что рассказывает древний историк Плутарх о триумфе после победы над Македонией?


Рассказ ученика.


Учитель: Взгляните еще раз на картину. Подумайте, какие чувства вызвал бы триумф у вас, вы в Риме?

Для одних триумф – радость, для других – унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа – показ награбленной добычи и порабощенных людей.

Свежие документы:  Сценарий творческого экзамена по истории « России верные сыны…», посвященного 200 – летию Отечественной войны 1812 года


Каковы же последствия победоносных войн?


  1. Рост числа провинций и их ограбление.

Про одного знатного римлянина, ставшего наместником провинции, говорили: «Бедным он приехал в богатую провинцию и богатым уехал из бедной».

Как вы понимаете эти слова?

(Произвол наместников провинции и их быстрое обогащение было широко распространенным явлением)


  1. Рост числа рабов и их дешевизна.

Невольниками становились военнопленные и жители провинции, не уплатившие налоги. Ни в одной древней стране не было так много рабов, как в Риме и нигде с ними не обращались с такой жестокостью.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Учитель: А теперь мы отправимся в имение римского богача, расположенное на берегу моря. Экскурсовод расскажет нам все об этом имении и его обитателях.


Рассказ ученика.


Ой, я слышу чьи-то рыдания. Это управляющий и владелец имения о чем-то говорят. Давайте, послушаем.

(сценка с участием учеников)


Учитель:

«Раб – говорящее орудие»

По представлениям римлян, раб был вещью, которой рабовладелец полностью распоряжался, причем такой вещью, которую часто не берегли, потому что она стоила дешево.

Каждый из рабов в имении мог бы многое рассказать о тяжелой участи невольника. Давайте послушаем рассказ вот этого раба.


Рассказ ученика.


Учитель:

Почему же рабы так относились к труду?


Теперь мы вернемся в город и узнаем, как здесь применяли труд рабов.


Рассказ ученика.


Учитель: Экскурсия на этом не заканчивается. Мы сделаем небольшую остановку, разомнемся и продолжим экскурсию в римский амфитеатр.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Учитель: Я приглашаю вас посетить амфитеатр и посмотреть на бой гладиаторов. Обычно найти свободное место там трудно, но нам повезло.

Сюда приводят подростков: считается, что вид крови, раненых и умирающих людей воспитывает мужество, презрение к опасности и физическим страданиям. Женщины любят не меньше мужчин кровавые развлечения.

В первых рядах сидят сенаторы, верхние ряды занимают простые граждане, а еще выше расположена галерея, где зрители стоят прижавшись друг к другу, боясь пропустить что-нибудь из происходящего на арене.


Просмотр отрывка из к/ф.


Учитель: Наша экскурсия закончена.


Заключение: Итак, подумайте в чем было главное отличие раба от свободного?




Домашнее задание – п.49, читать пересказывать, отвечать на вопросы.






Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: