П Л А Н ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА “КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ КРЕСТЬЯНСТВА” 11 класс



П Л А Н

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА


ТЕМА: “КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ КРЕСТЬЯНСТВА”.



ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о причинах, этапах, принципах и результатах коллективизации..


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Видеомагнитофон, фотоматериалы “корреспондентов”, опережающее задание.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Мироненко С.В. История России ХХ – начало XXI века: Учебник для 11 кл. М.: Просвещение, 2008 г.

«Методические рекомендации. Пособие для учителя» Ю.А. Щетинова, Л. В. Жуковой.»

Учебное пособие: Словарь терминов и понятий по отечественной истории ХХ века /науч. Ред. В.Ф.Кривошеев. – М, 2003 г.

Время урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

0-1


2-5





















6 -32


































































































































































































33-43





















































44-45









ОРГМОМЕНТ


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:



Вопросы для беседы с учащимися:


  1. Вспомните, какую последнюю тему мы изучали в курсе истории Отечества?

(Ответ: Индустриализация в годы первых пятилеток.)


  1. Как Вы понимаете, что такое индустриализация?

(Ответ: Развитие государственной промышленности.)


На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вопрос тесно связанный с изученным ранее материалом.

Объявляю тему урока.



ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:




ПЛАН


  1. Причины коллективизации.


  1. Этапы коллективизации.


  1. Принципы проведения коллективизации.


  1. Результаты коллективизации.


Нашу сегодняшнюю встречу мы проведем в виде заседания редакционной коллегии газеты “Исторический вестник”

Редакцией газеты были направлены корреспонденты в различные уголки нашей страны для сбора материала о ходе коллективизации. Давайте выслушаем их.

1-й корреспондент.


На XV съезде партии в 1927 году был взят курс на коллективизацию. Редакция газеты “Исторический вестник” поручила мне собрать материал о ситуации в в деревне накануне серьезных изменений.

СССР — страна аграрная. Более 80% населения нашей страны живет в селах. Коллективные хозяйства в ней уже есть. К 1928 году в них насчитывалось около 1% всех крестьянских дворов, но дворы эти бедняцкие. Примерно 25 млн. крестьянских хозяйств остаются индивидуальными.

На сегодняшний день ситуация в деревне несколько лучше, чем до первой мировой войны. Увеличились посевные площади, повысился урожай, улучшилось техническое оснащение деревни. Но поговорив с крестьянами я убедилась в том, что они не желают сдавать хлеб государству. Причина заключалась в том, что государство покупало хлеб по ценам, значительно ниже рыночных.

Я старалась объяснить им, что от их политики страдают горожане, т.к. продуктов не хватает, и вводятся карточки. Страдает и вся страна в целом, потому что мы продаем хлеб за границу, а полученные деньги используем для модернизации промышленности.

Но мои слушатели не хотели меня понимать. Им ближе собственное благополучие.

Пообщалась я с деревенскими коммунистами. Они очень опасались того, что сохранение частного сектора в деревне будет способствовать возрождению капиталистических отношений. Частники не будут поддерживать новую власть.


Во время доклада демонстрируются фотодокументы.


2-й корреспондент


Я по заданию редакции знакомилась с решениями партии и правительства по вопросу коллективизации.

Ноябрьский 1929 года Пленум ЦК принимает следующие решения по темпам коллективизации:

А) зерновые районы к 1931 – 1932 гг.

Б) районы, потребляющие зерно к 1934 году.

В) остальные районы – вторая пятилетка.


За счет увеличения материальной помощи деревне и усиления пропаганды за создание колхозов, с число их за год увеличилось с 14 800 (1928 г.) до 70 000 (1929 г.)

И.В.Сталин обобщил эти факты и объявил о начале коренного перелома в колхозном движении.

7 ноября 1929 года вышла его статья “Год великого перелома”

В связи с этим в январе 1930 г. принято Постановление ЦК ВКП(б) “О темпах коллективизации и о мерах помощи государства колхозному строительству”

Это Постановление изменило темпы коллективизации:

А) зерновые районы (Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Украина) – осень 1930 – весна 1931 год.

Б) потребляющие районы – осень 1931 год или весна 1932 год

В) остальные районы – первая пятилетка.


3-й корреспондент


В феврале 1930 года я присутствовал на бюро Северного крайкома. Бюро постановило:

1. Отнести контрреволюционную верхушку кулачества края к первой категории и немедленно начать её ликвидацию.

2. В районах сплошной коллективизации кулачество отнести ко второй категории. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, жилье, хозяйственные постройки, корма, семена, а сами кулацкие семьи выселить в северные необжитые районы края.

3. Отдельные кулацкие хозяйства не вошедшие во вторую категорию, отнести к третьей категории, которая подлежит расселению в пределах района коллективизации на новых отводимых им за пределами колхозов землях.

В феврале 1930 года Советской властью был установлен план: примерно 240 – 250 тысяч семей намечено было до конца года охватить мерами, установленными для первых двух категорий.


Во время доклада демонстрируется видеофрагмент о раскулачивании


Физкультминутка


Исходное положение – сидя на стуле.

1. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повтор 4 раза.

Исходное положение – сидя, руки на поясе.

  1. Поворот головы вправо.

  2. Исходное положение.

  3. Поворот головы влево.

  4. Исходное положение

Повторить 6 раз.



4-й корреспондент


В ходе командировки я узнала, что к началу марта 1930 года в колхозах было свыше 50% крестьянских хозяйств. ТОЗы, где объединялись только полевые наделы, преобразовываются в коммуны. Принудительно обобществляются дома, мелкий скот и даже домашняя птица.

В этом же году перечислены признаки кулацких хозяйств:

— мельницы, маслобойни и другие орудия, где применялся механический двигатель;

— систематическая сдача в наем сельхозмашин с механическим двигателем;

— сдача в наем оборудованных помещений под жилье или предприятие;

— занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством.

Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому. За отказ вступить в колхоз человека лишали избирательного права (“лишенцы”) и тоже раскулачивали.


5-й корреспондент


Я побывал на машино-тракторных станциях. Они созданы для контроля за техникой, которая стала поступать в деревню. Производительность труда в деревне увеличилась, многие тяжелые работы стало выполнять значительно легче. Те, чей труд заменили машины, ушли в города. Услуги МТС были обязательными, а цены устанавливали партийные органы. Все это привело к получению государством с крестьян дополнительных средств.


В ходе доклада демонстрируются фотоматериалы


Редакция получила ряд писем о ситуации в деревне.

Фрагменты двух из них я Вам зачитаю:


“…В России много помирало с голода, так что негде было взять хлеба. Ели собак, лошадей, кошек, лягушек – одним словом, всякую тварь…”


“…Мы жили уже в Одессе, на улице Свердлова. Осенью в городе появились первые голодающие. Они неслышно садились семьями вокруг теплых асфальтовых котлов позади их законных хозяев — беспризорников – и молча смотрели в огонь. Глаза у них были одинаковые – у стариков, женщин, грудных детей. Никто не плакал…”


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.


А теперь вернемся в наше время и опираясь на полученный материал выясним причины коллективизации, её принципы, запишем этапы и подведем результаты.


ПРИЧИНЫ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ


  1. Индустриализация

  2. Необходимость власти в социальной опоре в деревне в лице бедняков.



ПРИНЦИПЫ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ


  1. Сплошная коллективизация

  2. Ликвидация кулачества

  3. Лишение раскулаченных гражданских прав и высылка

  4. Стремление к наибольшему обобществлению (коммуны)

  5. Огосударствление МТС

  6. Запрещение аренды и наемного труда





РЕЗУЛЬТАТЫ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ


КРЕСТЬЯНЕ

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Потеря самостоятельности

Животноводство не оправилось от массового забоя скота

Массовая гибель людей при раскулачивании и голоде

Валовые сборы зерна не поднялись

Бесплатная работа на государство

Техника широко вошла в жизнь колхозов.

Полное бесправие, нужда, бедность




Вопрос учащимся: В конце нашего обсуждения ответьте на вопрос , что такое коллективизация?

(Ответ: Процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные кооперативные, социалистические хозяйства)



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Параграф №48 Написать письмо от имени колхозника на имя партийного руководителя.



РЕФЛЕКСИЯ: Выразить свое отношение к уроку в одном , двух предложениях.








Отвечают на вопросы.








































.































.

























.


























.





































































































































Отвечают на вопрос








Записывают домашнее задание.









Свежие документы:  Тест "Новейшее время: история продолжается и сегодня"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: