Феодосийская общеобразовательная школа I – III ступеней № 7
Феодосийского городского совета
Республики Крым
План – конспект нетрадиционного урока по всемирной истории
Тема урока: «Сравнительный урок по странам: Франция, Германия, Италия »
Для 11 класса
Мероприятие подготовлено : А.А. Кудрявцева.
г. Симферополь, 2008 г.
ТЕМА: Сравнительный урок по странам: Франция, Германия, Италия.
ЦЕЛЬ: Сравнить происходящие исторические процессы и явления во Франции, Германии и Италии. Формировать у учеников интерес к событиям в истории. Учить учащихся иметь собственное мнение по поводу конкретных действий, обосновывать и отстаивать их.
ТИП УРОКА: пресконференция
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, хрестоматия, настенные карты «Франция», «Германия», «Италия», атлас.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: Временное правительство, Четвертая и Пятая Республики во Франции; Федеративная Республика Германии; «Итальянское экономическое чудо».
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ: октябрь 1946 г. – Конституция Четвертой республики; 28 сентября 1958 г. – Конституция Пятой республики; 20 сентября 1949 г. – провозглашение Федеративной Республики Германии; 1989 – 1990 гг. – Революция в ГДР; 31 августа 1990 г. – Объединение ФРГ и ГДР; декабрь 1947 г. — принята Конституция Италии.
СТРУКТУРА УРОКА:
Проверка знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление новых знаний.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Проверка знаний.
Фронтальный опрос:
Какие политические силы составляли основу движения Сопротивления во Франции?
Каковы причины прихода к власти нацистов в Германии?
Какой общественно-политический строй существовал в Италии в межвоенный период?
Изучение нового материала.
Приветствовать класс. Следующим действием распределить учащихся на три группы, которые будут с помощью учебника готовиться и отвечать на поставленные вопросы по странам.
В ходе ответов заполнять таблицу:
Франция | Германия | Италия | |
1. Какие последствия имела Вторая мировая война? | Та территория что находилась под немецкой оккупацией, потерпела значительные разрушения. Объем промышленного производства сократился до 38%, сельскохозяйственного – до 60 % довоенного уровня. Значительно ослабли позиции Франции на международной арене.
| Союзные государства поделили Германию на 4-е зоны оккупации: советскую, американскую, британскую и французскую, а Берлин(советский сектор) на 4-е сектора. Политика оккупационных государств является демилитаризация и демократизация Германии(полное ее разоружение, ликвидация нацизма и перестройка политической жизни страны на принципах демократии. Территория Германии на восток от рек Одер и Нейсе – управление Польши, а г. Кенигсберг с прилегающими районами – управление СССР | Ширится безработица, обесценивание денег – «черный рынок». Остро велась борьба между партиями демократической ориентации и сторонниками монархии по вопросам политического устройства страны. В феврале 1947 г. – Италия подписала мирный договор с государствами – победителями. |
2. Как повлияло фашистское правительство? | Во внешнеполитическом курсе особое внимание уделялось немецкому вопросу. | Крах во всех сферах жизни. | Страна на грани катастрофы. Разгром фашизма подорвал политическое господство финансовых, промышленных и земельных магнатов, расчистил путь для деятельности антифашистов. |
3. События в 50 – 80-х гг.? | Октябрь 1946 г. – Конституция Четвертой республики: демократический характер. 1951- 1956 гг. – формировались правоцентристские правительства без социалистов. 1958 г. – правительственный кризис(5 лет) 28 сентября 1958 г. – Конституция Пятой Республики: Франция превращалась в президентскую республику. Весна 1968 г. – массовые беспорядки. 1976 г. – Политика «экономии», но стабилизировать производство не удалось. 1988 г. – выравнивание производства. | 50 – 80-е гг. – экономика развивалась быстрыми темпами в ФРГ. 50 – 80-е гг. – слабая экономика ГДР. 1972 г. – договор между ФРГ и ГДР об основах взаимоотношений. 1973 г. – ФРГ и ГДР стали членами ООН. В 60-е гг. экономика ГДР нормализовывается. 70 – 80-е гг. ГДР в политической и культурной жизни господствует застой, нарастают экономические трудности.
| 50 – 70-е гг. «экономическое чудо»(экономика выросла в 1,5 раз) 1951 г. – вступление в Европейское объединение угля. 1957 г. – вступление в Европейское экономическое сообщество. В 70-е гг. экономическое развитие замедляется. Конец 70 – 80-х гг. – спад производства(до 1983 г. )
|
4. События 90 – х гг. | Впервые создан парламент без большинства. Повышается безработица. 24 января 1992 г. – Франция признала независимость Украины. 1997 г. – визит президента Украины Л. Кучмы во Францию и подписание новых двухсторонних договоров. | Весна 1989 г. – в ГДР назревает острый политический кризис. Май 1990 г. – договор между ФРГ и ГДР о создании валютного, экономического и социального союза. 3 октября 1990 г. – Объединение Германии. С 1994 г. – стабилизируется хозяйственное развитие.
| Начало 90-х гг. – проведена широкомасштабная операция «чистые руки» (против мафиозных объединений) Январь 1992 г. – признала суверенитет Украины. 1995 г. – подписан договор с Украиной «Договор о дружбе и союзничестве»
|
III. Закрепление новых знаний.
Беседа по вопросам.
Что общего в рассмотренных странах?
Каковы различия?
Нормализировалась ли экономика и политика в рассмотренных странах на данный период?
IV. Итоги урока.
Заключительное слово учителя.
Все рассмотренные события во Франции, Германии и Италии показывают различия политических процессов в данных странах.
Франция вышедшая со Второй мировой войны страной-победительницей быстро подняла экономику. А протекавшие политические процессы не нарушали заведенного порядка в стране. Для сравнения событий были в одно время проанализированы: Германия как государство потерпевшее поражение и Италия как страна находящаяся под властью фашистского правительства.
Домашнее задание.
Обработать текст учебника: параграфы 15 – 17