Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 35
имени Героя Советского Союза А.В. Гусько
станица Новоминская Каневской район
Конспект урока по истории Древнего мира
в 5 классе на тему
«Военные походы фараонов».
подготовила
учитель истории
Сергиенко Марина Владимировна
станица Новоминская Каневской район
План-конспект урока истории в 5 классе
Тема урока: «Военные походы фараонов»
Цели урока:
подвести учащихся к пониманию причин, характера и последствий военных походов фараонов Древнего Египта;
продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний;
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование :карта «Древний Египет», схема «Древнеегипетская армия».
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и даты: пехота, колесница, конница, 1500 год до н. э. – походы фараона Тутмоса.
План урока:
1.Египетское войско.
2.Военные походы.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания по вариантам.
Фронтальный опрос
-Кого называли ремесленниками?
-Какие ремесла были развиты в Древнем Египте?
-В каких условиях трудились земледельцы и ремесленники?
-Чем занимались вельможи?
-Что имели вельможи и ремесленники?
2)Работа у доски с терминами
-ремесленник
-вельможи
-жрецы
-фараон
-Египет
3)Работа по карточкам
1.В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».
Вопросы: Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?
2.Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.
Я — раб царя. С восхода до заката
Среди других свершаю тяжкий труд.
И кус гнилой – единственная плата
За стон, за пот, за тысячи минут.
Я – раб царя, и жребий мой безвестен;
Как тень зари исчезну без следа.
Меня с земли судьба сотрет, как плесень;
Но след не минет скорбного труда.
И простоит близ озера Мерида
Века веков святая пирамида.
Вопросы: О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?
3.Работа над новым материалом.
Тема нашего урока «Военные походы». Мы выясним с вами, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы.
( Работа по схеме)
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ АРМИЯ
ТЕЛОХРАНИТЕЛИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОИНЫ
ПЕХОТА
КОЛЕСНИЧЬЕ ВОЙСКО
тяжеловооруженная
легковооруженная
Телохранители- личная охрана фараона, которая в основном состояла из
чужеземцев -наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и
подарки от самого фараона.
-А почему фараон не использовал египтян?
(Боялся заговоров).
Профессиональное войско
-это войско, которое состояло из наиболее опытных,
знающих свое дело воинов, которые не только ходили с
фараоном в военные походы, но и
обучали новобранцев бегать шеренгами,
стрелять из лука, владеть топориком и копьем.
Они так же, как и телохранители,
получали за свою службу плату из государственной
казны.
Пехота— самая большая часть египетской армии. Исход войны во
многом зависел от нее действий, выучки и выносливости. Воины
-пехотинцы получали плату из казны.
Государством выдавалось оружие, которое в мирное
время хранилось на складах.
Египетская пехота в мирное время использовалась,
как простая рабочая сила на тяжелых работах -на каменоломнях. Принцип
отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10
молодых людей, способных носить оружие.
Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли
нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся, золотые и
серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от
государства ежедневно -около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два
пучка зелени.
По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную (показ на
схеме), у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную -имевшие копье,
топорики и щит.
Колесница.
В Iтыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из
Азии. Появляется колесничье войско. (Показ). Колесница представляет собой
двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми.
Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и
подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На
оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое -возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой
-стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы.
Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке -дышлу, за которое
два коня везли колесницу.-
В чем преимущество колесниц перед пехотой? (Скорость, стремительность, внезапность)
Египетская армия
состояла из нескольких соединений по 5 тыс. человек в каждом. 4 тыс. -пехо
та и 1 тыс. -колесничих. При Тутмосе было 12 соединений.-
Сколько же воинов насчитывала его армия?
(Работа с аппликацией)
—
Как вы думаете, почему я расставила именно так египетскую армию?
(Именно такое построение было при больших военных походах)
—
Куда и зачем посылали воинов египетские фараоны? Одним из таких и
был Тутмос, который правил 1500 тыс. лет до н.э. Именно при нем были успешными военные походы.
Сколько лет назад это было?
Южнее Египта находилась страна Нубия. Она славилась золотыми
рудниками.
К западу от Египта жили ливийцы, обладавшие стадами коров, коз и овец.
На северо-востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский
полуостров. Он был богат залежами медной руды.
-Почему Тутмос так легко покорял государства и вывозил оттуда все,
что ему было необходимо? (Сильная армия; государства, которые он покорял, не
были едиными).
На севере находились Палестина, Сирия и Финикия. Эти государства уже
были наслышаны о завоевательных походах Тутмоса, и чтобы защитить себя, они создали
военный союз, но и это не испугало фараона
Египетские воины возвращались от северных соседей с богатой военной добычей:
древесина, шерстяные ткани, украшения
Из каждой страны они привозили то, что им было необходимо. А какой
один и тот же товар они привозили из всех стран? (Рабов.)
Они называли их «живой -убитый».
Как вы думаете, почему их так называли?
А как вы думаете, кто больше всего страдал из
за военных походов?
А кто был заинтересован в них и почему?
(Учащиеся вместе с учителем делают вывод о причинах и целях военных
походов).
Для осуществления своих целей фараон забывает о простых воинах, которые
ради достижения его цели идут в длительные походы, оставляя свою семью,
землю, которая за время их отсутствия приходит в негодность. Полученные во
время сражений раны, сокращают им жизнь, ведь раненый вождь не нужен
фараону. И если кто-то вздумает оказать неповиновение от вельможи до простого
ремесленника, их ждет смерть, как и раба невольника. Ведь цель фараона —
богатство и власть.
4.Закреплениеи обобщение нового материала.
-Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?
-Как было вооружено войско фараона?
-Как выглядели боевые колесницы?
-Что привозили из походов их участники?
5.Д/З: параграф9.
Список использованной литературы:
1.А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая История Древнего мира. М, Просвещение, 2012 г.
2.О. В. Арасланова, К. А. Соловьев Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. М., ВАКО, 2009 г.
3.Г. И. Годер История Древнего мира. Рабочая тетрадь. Часть 1. М., Просвещение, 2014 г.
4.Г.И. Годер Задания и задачи по истории Древнего мира. М., Просвещение, 1996 г.