Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чернореченская основная общеобразовательная школа
План-конспект урока истории в 7 классе
по теме: «Социальные движения первой четверти XVIII века»
разработала: Е.А.Сергеенко
учитель истории и обществознания
Коломенский муниципальный район
2014г.
Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы к уроку:
учебник по истории России 7 класс (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина)
рабочий лист с заданиями и таблицей
презентация
проектор
интерактивная доска (или экран)
Цели урока:
Образовательные. Сформировать знания учащихся об основных причинах народных выступлений в царствование Петра I; рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.
Развивающие. Развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений; находить сущность, соотносить имеющиеся знания и новые, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы; продолжить развивать умения работать с тестами.
Мотивационные. Воспитание социально значимых черт личности (самостоятельность, дисциплинированность, гражданственность, инициативность).
Структура урока:
Организационный момент 1 мин.
Проверка домашнего задания 10 мин.
Актуализация знаний 2 мин.
Усвоение нового материала 20 (25) мин.
Подведение итогов 5 мин.
Домашнее задание 2 мин.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучение истории России XVIII века, периода правления царя, реформатора, первого императора России – Петра Великого. Этот период ознаменовался коренными переменами в истории нашей страны, стал переломным.
На прошлом уроке мы познакомились с переменами в экономической сфере. И я предлагаю начать урок с проверки ваших знаний по данной теме.
Проверка домашнего задания
Перед вами рабочие листы, подпишите их. Внимание на первое задание. (слайд 1) Согласны ли вы с утверждениями? (рабочий лист) В правой колонке представлены утверждения, если вы согласны – в правой колонке ставим «+», если не согласны – «-». На выполнение задания 1 минута
— | |
Крепостное право отрицательно влияло на экономику России | + |
В XVII веке Россия закупала металл в Швеции | + |
К концу XVII века в России насчитывалось не более 30 мануфактур | + |
В конце XVII века в с/х применялись новые, прогрессивные методы | — |
В правой колонке представлены утверждения, если вы согласны – в правой колонке ставим «+», если не согласны – «-». На выполнение задания 1 минута
Проверка. Один учащийся выполняет задание на доске, комментируя, остальные проверяют, оцениваю свою работу.
Предлагаю вам устно ответить на несколько вопросов (слайд 2) фронтальный опрос
Что подтолкнуло Петра I к началу преобразований в экономике? (неудачи в нач. Северной войны)
Назовите главную особенность политики Петра I в экономике (активное гос. вмешательство)
Назовите численность населения России к началу XVIII века (14-15 млн человек)
В какой сфере хозяйства было занято большинство населения? (в с/х)
Какие изменения произошли в с/х? (новые орудия труда: коса, грабли и т.д)
Как изменилась численность мануфактур к 1725 году? (с 30 до 200)
Какие новшества были введены с целью повышения качества ремесленной продукции? (клеймо, цеха)
С какой целью был создан таможенный тариф? (с целью укрепления отечественного производства)
Следующее задание вам хорошо знакомо, соотнесите термины с их значениями (рабочий лист), на выполнение задания 2 минуты
А) денежная единица какой-либо страны Б) активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь страны, направленное на развитие отечественного производства В) основной прямой налог, взимающийся с мужского населения податных сословий Г) дворцовые крестьяне, работающие на казённых или частных заводах Д) ограничение ввоза товаров, с целью поддержки отечественного производства |
2 | 3 | 4 | 5 | |
В | Д | А | Б | Г |
Проверка. Один учащийся у доски, остальные проверяют, оценивают себя
Актуализация знаний
И так мы убедились, в том, что и экономическая сфера не осталась без изменений, и они были в целом положительными.
Давайте же подведем итог, какой стала наша страна за годы правления Петра? (во всех сферах)
Как вы думаете, все ли слои населения были довольны петровскими преобразованиями?
Действительно, во все века во всех государствах, население реагирует на любые изменения, неважно позитивные они или нет. Люди с опаской принимают новшества, это естественно. И чем новшества глобальнее, тем реакция сильнее. Давайте вспомним XVII век. Начало правления новой династии. Как общество реагировало на нововведения первых Романовых? (Вспоминаем бунты и восстания XVII века)
И так сегодня на уроке как вы уже догадались мы будем говорить о социальных движениях первой четверти XVIII века. (слайд 4)
Изучение нового материала
Попробуем предположить каковы же были причины недовольства и какие слои общества выражали протест?
Учащиеся пытаются сами предположить какие слои общества и чем были недовольны.
Проверяем. (слайд 5)
тяготы Северной войны
новые налоги и повинности крестьян
рекрутские наборы
тяжелая работа по строительству новых городов
захват земель у местного населения Поволжья и Сибири
преследования старообрядцев
насильственное введение европейских традиций и порядков
Сегодня на уроке мы познакомимся с народными восстаниями и выступлениями, в ходе знакомства я предлагаю вам заполнить таблицу (рабочий лист+доска слайд 6).
Годы | Причины | Участники | Итог | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И первое восстание Астраханское. Обратим внимание на карту. Давайте вспомним, что вам известно об Астрахани, об истории этого города, кто присоединил его к России, какие основные занятия …
Астрахань – «южные ворота» России, торговый город, основное население – купцы русские и иностранные (персидские, армянские и даже индийские). В начале XVIII века у власти воевода Ржевский, коррупционер, взяточник, жесток. Терпение кончилось в 1705 году. Указ о бритье бород и платьев, жестокость, унижение. Слух о свадьбах с иностранцами — 100 свадеб. Захват Астрахани. Движущая сила — стрельцы. Вспомним какие отношения сложились у Петра со стрельцами? Правительство захваченной Астрахани возглавил Яков Носов – купец старообрядец.
Восставшие пошли на Царицын, но регулярные войска под командованием фельдмаршала Шереметьева в 1706 разбили восставших, 500 – арестованных, 350 – казни и пытки.
Заполняем таблицу
Следующее восстание произошло на юге на Дону, кто стал участниками этого восстания?
И так восстание под предводительством Кондратия Афанасьевича Булавина. Я попросила одного из учащихся подготовить краткую историческую справку о личности Булавина используя интернет ресурсы. Выступление ученика (слайд 7)
Это задание вы выполняете самостоятельно, используя материал учебника стр.148-149.
Проверяем (слайд 8)
Следующее восстание Башкирское, работаем вместе, с текстом, заполняем таблицу (беглое, выборочное чтение)
Какой характер у этого восстания? (национальный)
На какой еще почве могло разгореться восстание? (религиозной)
Что бы познакомиться с религиозными восстаниями предлагаю ответить на следующие вопросы, используя свои знания и материал учебника. (слайд 9) на работу 3 минуты.
Вспомните, кто был автором церковной реформы 1653 г. (Никон)
К чему привела эта реформа? (Раскол в церкви)
К каким изменениям привела церковная реформа Петра I? (отменено патриаршество, учр. Сенат)
Назовите причины религиозных выступлений ¼ XVIII в. (борьба со старообрядцами)
В какой форме выражали недовольство крестьяне-старообрядцы? (церковное непослушание, самосожжение)
Отвечают
Нам уже известно, что при Петре активно строились города, развивались мануфактуры, следовательно, численность какого слоя населения резко увеличилась? Рабочих. Как вы думаете каковы были условия труда рабочих? Рабочие не могли мириться с такими условиями труда. Я предлагаю вам используя текст пункта «Выступления работных людей» на стр.151 составить вопросы для одноклассников. На работу – 3 минуты.
Проверка. Учащиеся задают друг другу вопросы.
Подведем итоги:
Что общего было во всех восстаниях? Чем они заканчивались? (все подавлены)
Значит, что все что мы сегодня изучили не имеет никакого исторического значения?
Так давайте подумаем каково же значение народных выступлений первой четверти XVIII века?
На любое изменение последует реакция, а любая реакция внесет изменение.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, выставляют оценки в рабочие листы.