План-конспект урока по истории России в 10 классе.
Учитель истории 1 квалификационной категории
Каплевская С.В.
Тема урока: «Бунташный» век.
Тип: комбинированный с использованием мультимедийной презентации.
Вид урока: традиционный с элементами исследования.
Цели урока:
На примере народных восстаний дать характеристику XVII веку как «бунташному».
Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают
Понять, что, несмотря на поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение, они наносили ощутимые удары по феодальному строю.
Задачи урока:
Образовательные:
Дать характеристику городских народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича: Соляного бунта 1648 года и Медного бунта 1662 года
Дать оценку похода Василия Уса как предвестника крестьянской войны С.Разина.
Рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина 1670-1671 гг., социальном составе участников.
Определить причины поражения восстания, его последствия, значение.
Развивающие:
Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой;
Развивать умения анализировать, давать обобщающие и сравнительные характеристики, определять причинно-следственные связи, делать оценочные выводы.
Развивать умения определять и объяснять термины.
Воспитательные
Воспитание понимания опасности и трагичности для народа стихийных массовых выступлений.;
Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа.
Понятия: «Бунташный век», «Медный бунт», «Соляной бунт», «прелестные письма».
Оборудование: карта: «Народные восстания в России в 40-70-х годах XVII в.», мультимедийный проектор, Презентация Power Point «Бунташный век», дидактические материалы (карточки с вопросами, тесты, извлечения из исторического документа – «прелестных писем» С.Разина).
КОНСПЕКТ УРОКА.
Этап урока | Содержание этапа урока | Время | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Начало урока. Организационный момент. | Психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся посредством беседы | 1 мин.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Ориентационно-мотивационный этап.
| 1. Вступительное слово учителя: XVII век выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век XVII-ый, веком бунташным. Летопись повествует о различных восстаниях как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали то, они от нужды, унижения и бесправия. Все социальные движения XVII века отличались размахом, длительностью и напряженностью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточенной, порой принимая характер гражданской войны. Соляной бунт, Медный бунт, Разинщина и другие городские волнения были вызваны вполне определенными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно к попыткам поиска правды. ( Слайды презентации № 1; 2).
2. Постановка проблемной ситуации.
Главные события, давшие XVII веку такое название, произошло при «тишайшем» правителе Алексее Михайловиче – втором правителе из династии Романовых. Царь – «тишайший», а век – «бунташный». Есть ли здесь противоречия? А какие последствия имели бы народные волнения не будь царь «тишайшим»? (Ответы – предположения учащихся). Учитель: ответ на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке найти. Вывод на слайд образовательных целей урока. (Слайд 3). | 3 мин.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Учитель: Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял собой XVII век.
Задания на знание терминов даётся письменно и выборочно на карточках для слабоуспевающих учащихся. Работы на уроке не озвучиваются. Вариант 1: ярмарка, «заповедные годы», ясак, крепостное право. Вариант 2: «урочные лета», тягло, казачество, мануфактура.
Классу даётся задание: 1) Дать характеристику политическому строю России в 17 веке. (Слайды № 2; 4; 5; 6) Учащийся: Россия в XVII веке была сословно-представительной монархией. (Даёт характеристику органов сословно-представительной власти). 2) Социальное устройство России 17 века. (Слайд № 7 ) Учащийся: социальная структура общества была сословной (Даёт определение понятию «сословие», называет основные сословия, в том числе податные и неподатные) 3) Что нового появляется в экономике? (Слайд № 8-11) Учащийся: ответ по карте. Называет важнейшие отрасли. Даёт оценку развития торговли. Называет крупнейшие ярмарки. 4) Что такое мануфактура? (Слайд № 12) Учащийся: называет признаки мануфактуры.
Вывод совместно с учащимися: В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства. Вопрос учителя: 1) По какому пути происходило развитие сельского хозяйства? 2) В чём недостатки этого пути?
Общий вывод. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время. (Слайд № 13). | 10 мин.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Изучение нового материала | Учитель: Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. Это и будет темой нашего урока.
Какое определение этому понятию можно дать?
«Бунташный» век — это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением. ( запись в тетради).
Учитель: Результатом изучения темы на уроке и дома должно стать заполнение данной таблицы:
| 25 мин.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
(Работа строится на групповой работе- результате домашнего опережающего задания: выступление представителей групп, обобщение, итог- на экране.)
Учитель: В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной бунт. (Слайд № 14)
I. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании .Обобщённые данные присутствуют на слайдах. Учащиеся фиксируют в тетради:
Причины: 1. Притеснения и взяточничество приказных людей 2. Наличие белых мест и слобод, в которых жили зависимые от феодалов ремесленники – конкуренты посадских людей 3. Безземелье и малоземелье крестьян 4. Гнет государства и насилие местных властей на окраинах, падение жизненного уровня основной массы населения 5. Устаревшее законодательство Повод: Введение налога на соль Место действия: Москва Состав восставших: Холопы, горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне События: Погром дворов бояр и дворян, физическая расправа над вельможами Результаты: Уступки со стороны царя. Созыв Земского Собора, принятие Соборного Уложения (нового свода законов).
Вопрос учителя: Какие выводы сделала власть? (Ответы учащихся. Подчёркивается факт принятия Соборного Уложения 1649 г.).Слайд 15 Учитель: Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 1662 года. (Слайд № 16-17)
II. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании .Обобщённые данные присутствуют на слайдах . Учащиеся фиксируют в тетради: Причины: 1. Изнурительная война с Речью Посполитой 2. Экономическое положение страны 3. Недовольство посадских людей и московского гарнизона ухудшением своего положения Повод: Введение медных денег вместо серебряных. Рост цен Состав восставших: Чернь, солдаты, горожане, крестьяне События: Выпуск прокламаций, выдвижение требований. Погром дворов Результаты: Подавление восстания войскам. Отмена медных денег Место действия: Москва, Коломенское
III. Работа с текстом документа. Г.Котошихин о восстании в Москве 1662 г. (Медный бунт). Учебник стр. 301.
Вопрос к документу: Что нового вы узнали о причинах и ходе бунта?
Учитель: Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. Давайте подведём итоги: 1. Кто являлся участниками восстаний? 2. Каковы были их цели? 3. Каковы итоги восстаний? (Ответы учащихся.)
Итак, восстания в целом закончились безрезультатно. Положение народа не улучшилось, и они искали вольницу – где? (На юге.) Учитель: Почему беглые крестьяне в массе своей устремлялись на Дон? (Ответы учащихся. «С Дона выдачи нет»)
Однако к середине 60-х годов XVII века положение на Дону ухудшилось. С чем это связано? Рассказ учащегося о восстании казаков во главе с В.Усом.( карта).
Но кульминационным событием XVII века было восстание под предводительством С.Разина.(Слайд 18) IV. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании .Обобщённые данные присутствуют на слайде. Учащиеся фиксируют в тетради. Экономические причины: 1. Увеличение помещиками и вотчинниками повинностей и оброков 2. Рост государственных налогов 3. Ухудшение положения посадских людей 4. Ухудшение положения приборных и служилых людей 5. Неурожаи, эпидемии, голод Политические причины: 1. Усиление крепостного права соборным уложением 1649г. 2. Войны с Польшей и Швецией сопровождались разорением населения 3.Политика правительства на Дону – экономические санкции, вызвавшие голод 4. Политика правительства, направленная на ограничение казачьей вольницы Территория: Все Поволжье, слободская Украина (карта).
Сообщение учащегося о Степане Разине.
V. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании . Обобщённые данные присутствуют на слайде. Учащиеся фиксируют в тетради. Социальный состав: Крепостные крестьяне, казаки, посадское население, мелкие служилые люди, работные люди События по карте: 1). 1667- 1669гг.- «Поход за зипунами» 2) 1670- взяты Астрахань, Царицын, Саратов 3) Лето 1670 – Осада Симбирска; апогей движения 4) Октябрь 1670 – разгром армии Разина дворянским ополчением 5) Лето 1671 – казнь С. Разина 6) До осени 1671- подавление отдельных выступлений. Вопросы учителя к учащимся: 1. Сравните поход С. Разина «за зипунами» и поход 1670–1671 гг. В чем сходство и в чем различия? 2. Что такое «прелестные письма»?
VI. Работа с историческим документом. Из «прелестных грамот» С. Т. Разина Вопросы к документу: 1. К кому обращается автор этих грамот? 2. Что обещает Разин взамен службы в его войске? 3. Почему разинцы использовали имена царевича Алексея и Никона, утверждая, что они в их рядах? 4. В чём, на ваш взгляд, состояло главное заблуждение восставших? 5. Почему восставшие потерпели поражение? Могли ли они победить? (Ответы учащихся) VII. Учащиеся совместно с учителем формулируют и записывают в тетради. ( Слайд 19 ) Причины поражения: 1. Вера в «хорошего царя». 2.Превосходство сил Дворянского ополчения 3.Стихийность , отсутствие чётких целей и единого руководства восстанием. 4.Локальность восстания. Значение: (Слайд 20)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Закрепление изученного материала. | Обсуждение вопроса: (Слайд 22) Как Вы думаете, почему некоторые историки называют восстание С. Разина «крестьянской войной»? Справедливо ли это для характеристики всего движения в целом или только для отдельных его этапов? | 5 мин.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Задание на дом. Выставление оценок. | Параграф № 35 учебник А.Н.Сахарова, уметь давать сравнительную характеристику народных выступлений XII века на основе данных таблицы. | 2 мин. |