ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Реформы Петра I»
ФИО (полностью) | Чеснок Елена Александровна | |
| Предмет | история |
| Класс | 7 |
| Тема и место урока в теме | «Реформы Петра I» Урок изучения нового материала раздела «Россия при Петре I» |
Цель урока: сформировать представления о преобразованиях Петра I, об их глубоком историческом значении.
Задачи:
1.образовательная
— знать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления;
-знать основные преобразования Петра;
-знать даты важнейших исторических событий;
-выявление последовательности развертывания событий;
2.развиваюшая
— уметь применять полученные исторические знания, анализировать, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока;
3.воспитательная
— способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
Метапредметные результаты:
знать:
— сущность реформ Петра I;
уметь:
— использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, объяснять смысл понятий и терминов (коллегии, Сенат, Синод, подушная подать, губерния, Табель о рангах);
— осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельно
7.Форма работы учащихся: фронтальная, групповая
. 8.Средства обучения: изучение нового материала с использованием составленной презентации и видеофильм.
9. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Время (в мин.)
| ||||||||||
1 | Постановка целей, задач урока. Знакомство учащихся с планом работы. | 1. Учитель знакомит учащихся с темой урока. Акцентирует внимание учащихся на актуальности данной темы: «Изучаемый нами период петровского правления созвучен с новейшей историей России. Радикальные экономические и политические реформы, проводимые сегодня в России, воспринимаются гражданами страны так же неоднозначно, как и реформы XVII – XVIII века. Прочные знания об эпохе Петра I, понимание их важности, дальновидности, помогут вам разобраться и в современной обстановке, определить свое отношение к реформам сегодняшнего дня, к реформаторам, т.е. определить свою гражданскую позицию». 2. Постановка учителем целей и задач урока. 3. Учитель проводит инструктаж по организации работы, ПЛАН УРОКА: 1.Причины и цели проведения реформ. 2.Реформы военные. 3.Преобразования центральных органов. 4.Реформы местных органов. 5.Указы о дворянстве. 6.Усиление крепостного права. 7.Правительственная экономическая политика. 8.Преобразования в области культуры и быта.
| 1.Учащиеся знакомятся с темой, целью и задачами урока. 2. Проходят инструктаж по организации работы на уроке.
| 5 | |||||||||
2 | Изучение нового материала. |
Формы: 1)Работа по вопросам. 2)Беседа. 3)Монолог учителя. Вопросы для определения причинно-следственных связей в изучении нового и уже изученного материала:
Таким образом, сделаем вывод по поводу развития России в конце XVII начале XVIII веков и попытаемся самостоятельно сформулировать причины проведения Петром I реформ в России. Необходимо отметить необходимость и необратимость проводимых реформ, отметить то, что реформы были вызваны временем. *Ученики сами делают выводы и называют причины, вызвавшие проведение реформ, учитель корректирует ответы, причины учащиеся записывают в тетрадь. Запись в тетрадь: Причины реформ: 1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы. 2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.
| 1. Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности на 1 этапе работы, называют трудности, с которыми столкнулись, формулируют причины возникших трудностей. .
| 10 | |||||||||
3 | Первичное закрепление материала. | (вставить таблицу предпосылки)
| 1. Учащиеся задают вопросы учителю. 2. Учащиеся отвечают на вопросы.
| 5 | |||||||||
4 | Самостоятельная, групповая работа | 1.Реформы военные. Преобразования центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права. Правительственная экономическая политика. Преобразования в области культуры и быта. (показ фильма) Форма: 1) Объяснение. 2) Беседа. 3) Демонстрация наглядного материала. 4) Творческая самостоятельная работа по группам с текстом § 15 и с документальным материалом. 5) Ответы учащихся. *Перед самостоятельной работой учитель проводит инструктаж. Творческое задание. Представьте себе, что вы находитесь на заседании «круглого стола». Тема: «Реформы Петра Великого: развитие или тормоз страны?». Разделившись на творческие группы, проведите собственное исследование и скажите, какую роль сыграли реформы для страны в тот исторический период, была ли в них крайняя необходимость? *Учащиеся делятся учителем на равные по способностям группы и самостоятельно разбирают проведённые Петром I реформы в каждой области жизнедеятельности страны. 1-я группа: «Реформы военные». 2-я группа: «Преобразование центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права». 3-я группа: «Правительственная экономическая политика». 4-я группа: «Преобразования в области культуры и быта». По истечении времени представители каждой группы зачитывают свои работы. Учитель корректирует ответы, отмечает наиболее полные, лучшие работы.
Работы учащихся могут выглядеть следующим образом: Исследования 1-й группы, работавшей по теме «Реформы военные». Создание русской национальной регулярной армии и флота; Рекрутские наборы – основа регулярной армии ( к концу 1721 г. в России существует 200-тысячная регулярная армия); Создание мануфактур обеспечивающих армию; Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии; Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами; Проведена централизация военного управления, военные приказы заменены Военной коллегией и Адмиралтейств коллегией, учреждена должность главнокомандующего, при котором открыт полевой штаб; Открылись военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентировалась служба офицеров. Исследования 2-й группы, работавшей по теме «Преобразование центральных органов. Реформа местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права». (Использование учащимися таблицы «Табель о рангах», документов: «Генеральный регламент, или Устав» от 28 февраля 1720 года о создании коллегий, «Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года», «Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля»). Прекратились пожалования в бояре, на должность – по уму, образованию, практическим умениям. 1708 г. – губернское деление страны: создано 8 губерний, во главе каждой губернии – губернатор; губернии делятся на провинции – 50 провинций; провинции разделены на уезды, во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне. 1711 г. – создан Сенат – высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе (в состав Сената входили 9 человек назначенных царем, таким образом, фактическая функция Сената – законосовещательный орган при царе). 1714 г. – издан «Указ о единонаследии», по которому дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу. 1720 г. – городская реформа – создан главный магистрат, ведавший делами городских магистров. 1718 – 1720 гг. – упразднены приказы, взамен созданы коллегии, ведающие важнейшими отраслями государственной жизни на всей территории страны. 1722 г. – введена должность генерал-прокурора – «Ока государева». Церковь становится частью государственного аппарата и полностью подчиняется государству. Ликвидировано патриаршество, вместо этого установлена Духовная коллегия – Святейший правительственный Синод, который возглавлял президент Синода. В 1722 году для надзора за Синодом была введена должность обер-прокурор Синода. 1722 г. – создание «Табеля о рангах» — законодательный акт, определявший систему чинов и порядок продвижения по службе – 14 классов служебной лестницы. Главный принцип «Табеля» — образованность, способности и практичность дворянина. Это нововведение ликвидировало деление господствующего класса на сословия. 1722 г. – «Указ о престолонаследии» — император сам назначал преемника. Результат – неограниченная абсолютная власть монарха. А также опровержение концепции о божественном происхождении власти. Введение паспортной системы для крестьян, отправлявшихся на приработки, увеличился штраф за сокрытие беглых крестьян. Исследования 4-й группы, работавшей по теме «Правительственная экономическая политика». Краткий анализ итогов экономических реформ: За первую четверть XVII века было построено около 200 новых мануфактур (прежде всего для нужд армии и флота) по выработке парусного полотна, канатов, сукна, текстиля. Освоен новый промышленный район – Урал. Возникла литейная промышленность в Карелии. Возникли новые отрасли промышленности – постройка морских кораблей, шелкопрядение, фаянсовое производство, производство бумаги. В Сибири у Нерчинска возник первый сереброплавильный завод. На Урале открыто месторождение мадии и пущены медеплавильные предприятия. Выплавка чугуна к 1725 году увеличилась в 5,5 раз. До Петра I ввозили железо, в его правление стали вывозить. Петром I приветствовалось развитие различных видов мануфактур, поэтому возникают помимо государственных и частные мануфактуры. Мануфактуры по форме собственности:
Трудились на мануфактурах категории людей разных сословий.
Произошли грандиозные изменения в торговле: Были открыты новые российские торговые порты – Санкт-Петербург, Нарва, Выборг и др. С 1700 по 1719 годы – система запретов высоких пошлин и налогов. Государственная монополия почти на все виды товаров. Результат: 1. Получение значительных средств в казну направленных на нужды армии и флота. 2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий. Переход к политике меркантилизма и протекционизма; накопление денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли. Результат: 1. Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну. 2. Накопление капитала. 3. Рост молодой российской промышленности. 1704 г. – Денежная реформа – введение серебряных рублей и медных мелких монет. Проведена налоговая реформа, которая была необходима для регулярного поступления средств в казну:
1714 г. – указ об окончательной ликвидации разницы между поместьем и вотчиной; в результате все земли становятся наследственными. Исследования 5-й группы, работавшей по теме «Преобразования в области культуры и быта». (Использование учащимися указов Петра Великого о создании Кунсткамеры, и об учреждении Нового года). Декабрь 1699 г. – Указ о новом летоисчислении (ранее было от Сотворения мира) и о праздновании Нового года с 1 января (вместо 1 сентября). Январь 1700 г. – введение запрета на ношение национального платья, обязательным становится ношение одежды европейского образца. Обязательное для бояр, дворян и всех горожан брадобритие (от брадобрития освобождалось духовенство). Январь 1703 г. – выход в свет первого номера печатной газеты «Ведомости» (полное название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестный странах». 16 мая 1703 г. – заложена крепость в устье реки Невы названная Санкт-Питер-Бурх. Основание Санкт-Петербурга. Январь 1708 г. – введение упрощенного гражданского алфавита. 1709 г. – введение первого гражданского календаря. 1714 г. – реформа образования. 1718 г. – учреждены Ассамблеи – собрания, на которых гости из высших слоев общества развлекались на европейский лад. 1719 г. – открыт первый русский музей – Кунсткамера. 1724 г. – издан Указ об учреждении Российской Академии Наук (открыта в 1725 году при Екатерине II). 2. Учитель наблюдает за работой учащихся. 3. Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их, делает пояснения.
| 1.Учащиеся знакомятся с заданиями и выполняют его. 2. Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности на 2 этапе работы, называют трудности, с которыми столкнулись, формулируют причины возникших трудностей. 3. Эта таблица в увеличенном виде вывешивается на доску, учащемуся, отвечающему по этому блоку задания, рекомендуется использовать ее при объяснении материала. 4. Представители творческих групп рассказывают о проведенных Петром I реформах в стране, делают выводы, определяют свое отношение к «Петровским реформам». 5.Ребята выписывают значения . | 20 | |||||||||
5
6
| Подведение итогов урока.
Оценивание знаний | 4. «В ходе проделанной работы нам с вами надо выявить значение петровских преобразований Прочтите ст.120 и выпишите значение петровских реформ. -создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны: -Российское государство стало великой европейской державой; -усовершенствование местного самоуправления -церковь окончательно превратилось в один из государственных инструментов.
1. Учитель формулирует вопросы: «Какова цель урока? Достигли мы поставленной цели? Все ли справились с заданиями? Какие трудности испытывали на уроке? В чем, на ваш взгляд, их причина? Как можно преодолеть возникшие трудности? С каким настроением вы уходите с урока? Объясните». 2. Учитель оценивает учебную деятельность учащихся, объясняет оценку на основе критериев. | 1.Учащиеся отвечают на вопросы.
1. Учащиеся анализируют результаты, дают оценку | 5
5
| |||||||||
7 | Домашнее задание. | Учитель сообщает домашнее задание: Задание выполняется по желанию, выбирается любой из 3-х вариантов работы: 1) параграф 15, ответить на вопросы ; 2) параграф 15, написать мини-эссе по теме: «Значение реформ Петра I для России». 3)Составить тестовую работу по параграф 15 Основные понятия, написанные на доске. Найдите и спишите их значение, к следующему уроку
| Учащиеся записывают домашнее задание | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока «Реформы Петра I»
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Ресурс № 1. Карточка самоконтроля учащегося по теме «Реформы Петра I». |
| Карточка самоконтроля | https://docs.google.com/document/d/1IThoj-nFc27SC9RhqcZUlezXEmHV7lhMunhZC9qoyf8/edit
|
2 | Ресурс № 2. Информационный модуль «Реформы Петра Великого». | Информационный ресурс | ИОМ | https://fcior.edu.ru/card/3888/reformy-petra-velikogo.html
|
3 | Ресурс № 3. Схема «Государственное устройство России в первой четверти XVIII в.» | Информационный ресурс | Схема | https://docs.google.com/drawings/d/1cL4TNtLakpnETPFL3gpeYxDX73FN8qcs13Xuu8qBuPs/edit
|
4 | Ресурс № 4. Практический модуль «Время петровских реформ. Учреждение империи» | Практический ресурс | Задания к практической работе | https://fcior.edu.ru/card/14503/vremya-petrovskih-reform-uchrezhdenie-imperii.html
|
5 | Ресурс № 5. Практический модуль «Практика. Реформы Петра I» | Практический ресурс | Задания к практической работе | https://fcior.edu.ru/card/3861/praktika-reformy-petra-i.html
|
6 | Ресурс № 6. Контрольный модуль «Время петровских реформ. Учреждение империи» | Контрольный ресурс | Тесты и задания | 1) https://fcior.edu.ru/card/13705/vremya-petrovskih-reform-utverzhdenie-imperii.html
2) https://fcior.edu.ru/card/21567/vremya-petrovskih-reform-utverzhdenie-imperii.html
|
7 | Ресурс № 7. «Контрольные вопросы» | Контрольный ресурс | Вопросы и задания к параграфу |
|
8 | Ресурс № 8. «Государственные реформы Петра I».
| Практический ресурс | Интерактивные тесты |