Филиал МБОУ Большеокуловской СОШ- Поздняковская ООШ
Нижегородская область
Программа
элективного курса
«История России в лицах»,
9 класс
Составитель: Бандина Татьяна Константиновна
учитель истории и обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Базовый курс истории России при всей его сложности и существующем многообразии учебных пособий не всегда удовлетворяет различным потребностям обучающихся, что является объективной основой для разработки элективных курсов по выбору.
Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к продолжению образования на профильном уровне в старших классах.
Цели и задачи курса
В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнении процессов, происходивших в истории нашей страны.
Данный подход предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами изучения истории России, к использованию истории в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в русскую культуру и ознакомления с особенностями жизни и быта россиян.
Коммуникативное и социокультурное развитие школьников
средствами истории направлено на:
Формирование и развитие коммуникативной компетенции, необходимой для коммуникативного общения с одноклассниками;
Формирование у школьников определенной философии, связанной с уважением к истории и культуре своего народа.
Развитие у школьников специальных учебных умений, а именно:
Развитие навыков работы с аудио- и видеоматериалами, компьютером и сетью Интернет;
Обучение технике работы со справочной литературой, интернет-сайтами и т.д.;
Обучение работы над индивидуальными и групповыми проектами;
Обучение работы с использованием и составлением схем и таблиц.
Данный курс построен с учетом комплексного решения развивающих, образовательных, воспитательных и практических целей обучения:
Развивающие цели связаны с решением таких задач, как:
Активизация мыслительной деятельности обучающихся через решение разноуровневых заданий;
Развитие творческих и интеллектуальных способностей;
Развитие нравственного и эстетического уровня школьников.
Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса
Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Образовательные цели подразумевают решение следующих задач:
Расширение кругозора и общеобразовательной компетенции обучающихся;
Укрепление связей с культурным наследием своего народа.
Формировать у учащихся понимание исторического прошлого
Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные цели направлены на решение следующих задач:
Повышение общей культуры личности;
Формирование положительного отношения к истории, традициям и обычаям своего народа;
Формирование критического восприятия своей самобытности и социокультурных особенностей своей страны.
Формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода
Принципы построения курса
Программа базируется на следующих современных принципах
обучения истории:
Принцип коммуникативной направленности;
Принцип наглядности;
Принцип развития познавательной деятельности;
Принцип индивидуальной и групповой активности обучаемых;
Принцип опоры на межпредметные знания и умения школьников.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс завершается защитой проектных работ по одной или нескольким темам или контрольным тестированием .
Предполагаемые результаты
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.
Программа курса
Раздел 1. Земля русская (9 часов)
Тема 1. Рюрик (1 ч.)
Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.
Тема 2. Первые князья( 4 ч.)
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.
Тема 4. Ярослав Мудрый (1 ч.)
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.
Тема 5. Владимир Мономах (1 ч.)
Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Тема 6. Русь и Орда. Александр Невский (1 ч.)
Установление ордынского ига на Руси.Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Проверочная работа по разделу: «Земля русская»
Раздел 2. Московская Русь (5 часов)
Тема 1. Иван Калита (1 ч.)
Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита.
Тема 2. Даниил Александрович Московский.( 1 ч)
Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Способы расширения владений.
Тема 3. Дмитрий Донской (1 ч.)
Русь при Дмитрии Донском. Сергий Радонежский. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном
Тема 4. Иван III (1 ч.)
Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
Раздел 3. Россия в XVII веке (3 часа)
Тема 1. Федор Иванович и Борис Годунов (1 ч.)
Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.
Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)
Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.
Проверочная работа по разделу: «Русь в 15-17 в.»
Раздел 4. Россия в XVIII веке (2 часа)
Тема 1. Петр Первый (1 ч.)
Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.
Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)
Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.
Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов ( 12 часов)
Тема 1. Александр I (1 ч.)
“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.
Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)
Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.
Тема 3. Александр II (1 ч.)
Александр II Освободитель. Русский император, проводник широкомасштабных либеральных реформ. Либеральные реформы Александра II, изменения во внешней политике.
Тема 4. Витте С.Ю. (1 ч.)
Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.
Тема 5. Столыпин П.А. (1 ч.)
Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.
Тема 6. В.И. Ульянов- Ленин (1 ч)
В.И. Ленин- политический и государственный деятель, революционер, создатель партии РСДРП, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Основатель Советского государства. Неоднозначность оценки деятельности.
Тема 7 А.В. Колчак (1 ч.)
А.В. Колчак- Политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения на Востоке России.
Тема 8. Н.С. Хрущев ( 1 ч.)
Н.С. Хрущев- первый секретарь ЦК КПСС, развенчивание культа личности Сталина, демократические преобразования и массовая реабилитация политических заключённых. Улучшение отношения СССР с капиталистическими странами.
Тема 9. Деятели русской культуры XX века.(1 час).
А.И. Солженицын. Русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии.
В.И. Мухина. Советский скульптор, Народный художник СССР.
Л.И. Гайдай. Русский советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, Народный артист РСФСР (1974), Народный артист СССР (1989). Автор популярных кинокомедий.
Тема 10. М.С. Горбачев ( 1 ч)
М. С. Горбачев. Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и последний СССР. Лауреат Нобелевской премии мира 1990 года. Деятельность Горбачева как попытка реформирования в СССР, закончившаяся крахом коммунизма и распадом СССР, а также окончание холодной войны.
Тема 11. А.Д. Сахаров ( 1 ч.)
А. Д. Сахаров». Физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.
Тема 12. Деятели русской культуры XX века. (1 час).
С.Ф. Бондарчук». Выдающийся советский актёр и режиссёр. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.
В. А. Высоцкий, Б.Ш.Окуджава». Русские поэты- барды. Творчество как отражение окружающей действительности.
Контрольное тестирование (2 час)
Учебно-тематическое планирование элективного курса
«История России в лицах»
Название темы, раздела | Количество часов | |
| Раздел 1. “Земля русская” | 9 |
1 | Рюрик – основатель династии | 1 |
2 | Первые князья. Олег. | 1 |
3 | Игорь походы на Византию | 1 |
4 | Правление Ольги | 1 |
5 | Святослав- русский А. Македонский | 1 |
6 | Владимир Святославович | 1 |
7 | Ярослав Мудрый | 1 |
8 | Владимир Мономах | 1 |
9 | Русь и Орда. Александр Невский | 1 |
10 | Проверочная работа по разделу «Земля русская» | 1 |
| Раздел 2. Московская Русь | 6 |
11 | Иван Калита | 1 |
12 | Даниил Александрович- Московский князь | 1 |
13 | Дмитрий Донской. Куликовская битва | 1 |
14 | Феодальная война | 1 |
15 | Иван III. Образование централизованного государства | 1 |
16 | Иван Грозный. опричнина | 1 |
| Раздел 3. Россия в XVII веке | 3 |
17 | Федор Иванович и Борис Годунов | 1 |
18 | Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский. | 1 |
19 | Алексей Михайлович «Тишайший» | 1 |
20 | Проверочная работа по разделу «Русь в 15-17 в» | 1 |
| Раздел 4. Россия в XVIII веке | 2 |
21 | Петр I | 1 |
22 | Женщины на престоле | 1 |
| Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов | 12 |
23 | Александр I | 1 |
24 | Сперанский М.М. | 1 |
25 | Александр II |
|
26 | Витте С.Ю. |
|
27 | Столыпин П.А. | 1 |
28 | Ульянов – Ленин В.И. | 1 |
29 | Колчак А.В. | 1 |
30 | Хрущев Н.С. | 1 |
31 | Деятели русской культуры XX века. Солженицын А.И., Мухина В.И., Гайдай Л.И. | 1 |
32 | Горбачев М.С. |
|
33 | Сахаров А.Д. | 1 |
34 | Деятели русской культуры XX века. Бондарчук С.Ф., Высоцкий В.А. | 1 |
35 | Контрольное тестирование | 1 |
| ИТОГО | 35 |
Рекомендуемая литература:
Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.
Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.
Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.
История России в лицах. СД. Отличник.
История России в лицах и датах. М., 1995.
Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.
Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.
Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.
Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство «Мысль», 1985.
Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.
Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.