Рабочая программа по факультативному курсу по истории «Российская цивилизация. IX – начало ХХ века». 11 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 67

с углубленным изучением отдельных предметов















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ ПО ИСТОРИИ

«РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX – НАЧАЛО ХХ века»

11 КЛАСС






Автор-составитель:

Олег Сергеевич Шаклеин учитель истории и обществознания I квалификационной категории










Екатеринбург, 2014

Пояснительная записка


Цивилизационный подход к обучению и собственно метод обучения сформированы и апробированы в предлагаемом виде в 90-х гг. ХХ столетия. Возникли они на почве реформирования системы и содержания исторического образования в России. Главенствующее в цивилизационном методе обучения – отражение жизни, быта, культуры, духовности человека во взаимосвязи и взаимозависимости с государственным, экономическим, политическим и иным устройством общества1.

Изучение истории российской цивилизации позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские, патриотические чувства, ощущение своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.

Цивилизационный подход, в котором взаимодействуют две разные модели – линейно-стадиальная и локально-региональная, служит созданию многогранного образа истории России, способствующего преодолению идеологических противоречий. Линейно-стадиальная модель соотносится с идеей модернизации и исторического развития по западному образцу, локально-региональная – с идеей неизменности местных особенностей локальных цивилизаций, вечной ценности их культурного опыта и выработанного веками образа жизни. Так в теории цивилизаций осознается и фиксируется сложность и многомерность мирового исторического процесса, способы взаимодействия в нем традиции и прогресса.

Одновременная ориентация на воспитание гордости российского гражданина за свою страну и самокритичного взгляда на ее историю позволяют совместить в курсе российской цивилизации два аспекта: государственнический и демократический. Отражением первого является повествование о ключевых моментах становления и развития российской государственности и культуры, отражением второго – анализ противоречий, долгое время препятствовавших формированию в нашей стране развитой традиционной культуры (создающей внутренние предпосылки модернизации), а впоследствии и самому процессу модернизации. Стержнем истории российской цивилизации становится при этом двуединый процесс развития государственности и предпосылок модернизации России.

Курс истории российской цивилизации смещает познавательные акценты в сторону последовательного сравнительного анализа социокультурных особенностей России, с одной стороны, и типичных черт Запада и Востока – с другой. В воспитательной области он способствует развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому, многомерному восприятию общественной действительности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам собственных государства и культуры, терпимости к разнообразию существующих взглядов на общественные и национальные проблемы, ответственности за свою страну и развитие традиций своей культуры.

Сохранение модернизационной «оси» истории позволяет интегрировать курс в общую картину мировой истории, сосредоточенность на проблеме препятствий модернизации дает возможность сократить объем освещения общих черт социально-экономического и социально-политического развития России и Запада и полнее показать цивилизационную специфику страны1.

Рабочая программа составлена с учетом изучения в объеме 2 часов в неделю (68 часов). Из них 34 часа – теоретическая часть курса, 34 часа – практическая часть курса. Практическая часть курса предполагает проведение диспутов, выполнение исследовательских работ и докладов с их последующей презентацией, ролевые игры.


Содержание изучаемого курса

«Российская цивилизация. IX – начало ХХ века»

  1. Учебно-тематический план

п/п


Тема

Количество часов

1

Введение

Теория цивилизаций. Цивилизационный подход к истории России

4 часа

2

Тема 1

Природные и культурные предпосылки развития российской цивилизации

4 часа

3

Тема 2

Единое Древнерусское государство IX – XI вв. (домонгольская Русь в эпоху своего становления и расцвета)

7 часов

4

Тема 3

Государственная раздробленность Древней Руси. XIIXV вв. (домонгольская Русь в период упадка, Русь под игом)

9 часов

5

Тема 4

Московское княжество: появление, рост могущества и превращение в центр объединения русских земель (XIV – XVI вв.)

6 часов

6

Тема 5

Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в XVII в.

8 часов

7

Тема 6

Петровские реформы и начало модернизации российского общества.

6 часов

8

Тема 7

Российская империя в первой половине XIX в.

8 часов

9

Тема 8

Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период. Вторая половина XIX в.

8 часов

10

Тема 9

Революционный кризис в России в начале ХХ в.

8 часов



Итого:

68 часов


  1. Содержание курса

Введение

Теория цивилизаций: генезис и развитие, основные представители. Теория цивилизаций на современном этапе развития гуманитарного знания. Цивилизационный подход к истории России. Что такое цивилизация (история возникновения данного понятия, его смысл и многозначность, характеристика типов цивилизаций, соотношение понятий цивилизация, культура, империя, основные концепции цивилизаций). Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории, в частности к изучению истории России.


Тема 1. Природные и культурные предпосылки развития российской цивилизации.

Природные и географические факторы в истории России. Условия жизни и национальный характер. Тип деятельности и идеал деятельности. Колонизация земель и этапы истории России (историографический аспект). Верования восточных славян. Язычество и «религии спасения». Этапы развития славянского язычества. Языческие обычаи в русской культуре XIX – XX вв. Ценностные ориентации народной русской культуры. Значение ценностей для культуры и общества. Ценностные ориентации древних славян. Типы взаимодействия ценностей в древнерусской культуре.


Тема 2. Единое Древнерусское государство IX – XI вв. (домонгольская Русь в эпоху своего становления и расцвета).

Древняя Русь. Проблема генезиса славян и их прародины в современной отечественной историографии. Племенной строй у восточных славян. Создание Древнерусского государства. Персонификация: откуда родом «варяжские гости» (дискуссии в историографии о этноязыковой принадлежности первых русских правителей – Олега, Игоря, Ольги). Государственность и родовые идеалы. Родовые идеалы и политическая практика. Цивилизационная альтернатива: проблема выбора веры (иудаизм, ислам христианство – православие, католицизм). Персонификация: Владимир Святой. Великие религии: общие черты. Иудаизм. Ислам. Византийское православие. Отношение православия и католичества к государству. Ценности и господствующие типы личности. Россия – восточно-христианская цивилизация. Диалогические элементы древнерусской культуры. Власть и право. Аскетизм и «труженичество». Двоеверие. Национальное самосознание.

Тема 3. Государственная раздробленность Древней Руси. XIIXV вв. (домонгольская Русь в период упадка, Русь под игом).

Начальный этап государственной раздробленности Руси. Понятие «феодализм» и его характерные особенности. Дискуссии о феодализме в современной отечественной историографии. Специфика русского феодализма, основные концепции развития феодализма на Руси. Упадок и распад единого Древнерусского государства после Ярослава Мудрого (1054 – 1132). Возникновение удельных княжеств. Разложение социально-экономической основы единого государства. Ослабление Киева и возникновение новых центров власти. Цивилизационная альтернатива. «Вызов» Востока и «вызов» Запада. Концепция «вызов-ответ». Монголо-татары и «вызов» Востока. Крестоносцы и «вызов» Запада. Политические и культурнее последствия монголо-татарского ига. Цивилизационный вариант – 1. Новгородская республика. Новгородская республика. Новгород и Европа. Особенности культуры древнего Новгорода. Цивилизационный вариант – 2. Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII – XVI вв. Вхождение восточно-славянских земель в состав Литовского государства. Общественно-политический строй средневековой Литвы. Особенности культуры украинцев и белорусов.


Тема 4. Московское княжество: появление, рост могущества и превращение в центр объединения русских земель (XIV – XVI вв.).

Усиление Московского княжества в XIV – XV вв. Идея единовластия и пути ее осуществления. Москва и Орда – от сосуществования к соперничеству. Москва и прочие центры объединения русских земель: Москва и Новгород, Москва и Литва. Создание идеологического фундамента и органов центральной власти в Московском государстве. Москва – Третий Рим: теория и практика. Иван IV: абсолютизм или самодержавие? Запад и Восток в политике Ивана IV. Сословное общество во второй половине XV – XVI вв. Положение сословий в Европе и в России. Государственный феодализм в России и его особенности. Тягловые общины. Традиционная культура Московского государства. Традиционализм как явление. Роль семьи в традиционном обществе. Традиционализм и модернизация. Диалог традиционалистских культур. Проявления традиционализма в науке, искусстве и литературе.


Тема 5. Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в XVII в.

Смутное время. Начало становления мировой цивилизации и Россия. Поиски «настоящего» царя. Перспектива сословной монархии. Законодательное оформление крепостного права и начало кризиса традиционализма. Сословное общество и его оформление в Соборном уложении 1649 г. Крепостное право и общественная нравственность. Начало поворота к Западу и первые западники. Казачество. Формирование казачества и его идеалы. Кризис идеалов казачества и его превращение в опору самодержавия. Раскол и старообрядчество. Церковная реформа и борьба с ней. Духовный потенциал старообрядчества. Роль старообрядчества в развитии русского предпринимательства.


Тема 6. Петровские реформы и начало модернизации российского общества.

Цивилизационная альтернатива: Реформы Петра I. Европеизация России как ценность. Внешнеполитические успехи Петра I и противоречия процесса модернизации. Развитие дворянской культуры и культурный раскол общества. Противоречия модернизации и зарождение либерализма. Эпоха женщин-императриц и ее социально-экономические последствия. Влияние идеалов либерализма. Екатерина II – Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева. Дворянская реакция. Превращение России в великую европейскую державу и становление имперского сознания. Рост авторитета России в Европе. Превращение России в великую державу. Рост национального самосознания.


Тема 7. Российская империя в первой половине XIX в.

Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания. Либеральные идеалы и либеральные преобразования. Войны с наполеоновской Францией. Консервативный период царствования Александра I. Раскол между образованным обществом и властью. Николаевская реакция и неоправданное стремление к господству России в Европе. Идеалы и политика консерватизма. «Государственный феодализм» в сельском хозяйстве и промышленности. Внешнеполитическое противостояние России и Европы. Крымская война. Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы. Взаимодействие европейской и русской культуры. Проблема исторической самобытности России. Старчество. Зарождение цивилизационного самосознания.


Тема 8. Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период. Вторая половина XIX в.

Смена варианта взаимодействия с Европой. Социально-экономическая интеграция России и Европы и ее противоречия. Формы взаимодействия России и Европы в XIX в. Либеральные реформы 1860 – 1870-х гг. Эпоха реакции. Особенности буржуазного развития в пореформенной России. Промышленный переворот и модернизация. Тенденции буржуазного развития России. Сопротивление крестьянства разложению общины. Государство и буржуазия. Традиционные ценности у рабочих. Становление цивилизационного самосознания и признаки цивилизационного кризиса в России. Россия и становление славянского самосознания. Первая теория российской цивилизации. Кризис ценностей модернизации и попытки его разрешения в России. Революционное движение в пореформенный период. Народничество. Формирование социал-демократии в России. Появление большевизма.


Тема 9. Революционный кризис в России в начале ХХ в.

Столкновение ценностей модернизации и традиционализма. Россия и мировая цивилизация. Рост сил консерваторов. Русский либерализм. Развитие крестьянского и рабочего движения. Революция 1905 – 1907 гг. Поражение в русско-японской войне и революционный кризис. Подъем революционного движения. Выборы и деятельность Государственной думы. Буржуазная эволюция российского общества и самосознания. Развитие экономики России и столыпинская реформа. Политическое лавирование царизма. Усиление раскола революционной и либеральной интеллигенции. Серебряный век русской культуры. Мировая война и революция 1917 г. Причины Первой мировой войны. Общественное движение накануне и в начале войны. Ход боевых действий и революционный кризис. Февральская революция 1917 г. и Октябрьский переворот.

  1. Календарно-тематическое планирование курса


п/п

Тема

Кол-во часов

Форма урока

Дата

по плану

факт

Введение (4 часа)

1

Теория цивилизаций

2

Урок-лекция

Урок-практикум



2

Цивилизационный подход к истории России

2

Урок-лекция

Тестирование



Тема 1. Природные и культурные предпосылки развития российской цивилизации (4 часа)

3

Природные и географические факторы в истории России

2

Урок-лекция

Урок-дискуссия



4

Верования восточных славян

1

Урок-лекция



5

Ценностные ориентации народной русской культуры

1

Урок-практикум



Тема 2. Единое Древнерусское государство IX – XI вв. (домонгольская Русь в эпоху своего становления и расцвета) (7 часов)

6

Древняя Русь.

3

Урок-лекция

Урок-практикум

Урок-проект



7

Цивилизационная альтернатива: проблема выбора веры (иудаизм, ислам христианство – православие, католицизм).

2

Работа с документами

Урок-игра



8

Диалогические элементы древнерусской культуры.

2

Урок-лекция

Тестирование



Тема 3. Государственная раздробленность Древней Руси. XIIXV вв. (домонгольская Русь в период упадка, Русь под игом) (9 часов)

9

Начальный этап государственной раздробленности Руси

2

Урок-лекция

Работа с документами



10

Понятие «феодализм»

1

Урок-практикум



11

Цивилизационная альтернатива

1

Урок-лекция



12

«Вызов» Востока и «вызов» Запада

1

Урок-лекция



13

Цивилизационный вариант – 1. Новгородская республика

2

Урок-практикум

Урок-проект



14

Цивилизационный вариант – 2. Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII – XVI вв.

2

Урок-практикум

Урок-проект



Тема 4. Московское княжество: появление, рост могущества и превращение в центр объединения русских земель (XIV – XVI вв.) (6 часов)

15

Усиление Московского княжества в XIV – XV вв.

2

Урок-лекция

Урок-проект



16

Создание идеологического фундамента и органов центральной власти в Московском государстве

1

Урок-практикум



17

Сословное общество во второй половине XV – XVI вв.

1

Урок-лекция



18

Традиционная культура Московского государства

2

Урок-семинар

Тестирование



Тема 5. Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в XVII в. (8 часов)

19

Смутное время

3

Урок-лекция

Урок-игра

Урок-игра



20

Законодательное оформление крепостного права и начало кризиса традиционализма

2

Урок-лекция

Урок-практикум



21

Казачество

1

Урок-лекция



22

Раскол и старообрядчество

2

Урок-дискуссия

Тестирование



Тема 6. Петровские реформы и начало модернизации российского общества (6 часов)

23

Цивилизационная альтернатива: реформы Петра I

2

Урок-лекция

Урок-дискуссия



24

Противоречия модернизации и зарождение либерализма

2

Урок-лекция

Работа с документами



25

Превращение России в великую европейскую державу и становление имперского сознания

2

Урок-игра

Тестирование



Тема 7. Российская империя в первой половине XIX в. (8 часов)

26

Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания

4

Урок-лекция

Урок-лекция

Урок-практикум

Урок-проект



27

Николаевская реакция и неоправданное стремление к господству России в Европе

2

Урок-лекция

Урок-дискуссия



28

Развитие русского национального самосознания

2

Урок-лекция

Тестирование



Тема 8. Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период. Вторая половина XIX в. (8 часов)

29

Смена варианта взаимодействия с Европой. Социально-экономическая интеграция России и Европы и ее противоречия

3

Урок-лекция

Урок-лекция

Урок-практикум



30

Особенности буржуазного развития в пореформенной России

2

Урок-практикум

Урок-дискуссия



31

Становление цивилизационного самосознания и признаки цивилизационного кризиса в России

1

Работа с документами



32

Революционное движение в пореформенный период

2

Урок-лекция

Тестирование



Тема 9. Революционный кризис в России в начале ХХ в. (8 часов)

33

Столкновение ценностей модернизации и традиционализма

2

Урок-лекция

Работа с документами



34

Революция 1905 – 1907 гг.

2

Урок-лекция

Работа с документами



35

Буржуазная эволюция российского общества и самосознания

2

Урок-лекция

Урок-семинар



36

Мировая война и революция 1917 г.

2

Урок-дискуссия

Тестирование















Литература

Учебник:

  1. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX – начало XX вв. (люб. изд.).


Дополнительная учебная литература:

  1. Жуковский С.Т., Жуковская И.Г. Россия в истории мировой цивилизации. IXXX вв. М., 2000.

  2. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций (люб. изд.).


Дополнительная специальная и справочная литература:

  1. Асланов Л.А. Менталитет и власть. Русская цивилизация. В 3 кн. М., 2009.

  2. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. В 2 ч. / Сост. Н.Г. Федоровский. М., 1994.

  3. Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 2005.

  4. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008.

  5. Горин Д.Г. Пространство и время в динамике российской цивилизации. М., 2003.

  6. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2003.

  7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

  8. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000.

  9. История России: Теоретические проблемы. Вып. 1: Российская цивилизация: Опыт исторического и междисциплинарного изучения / Отв. ред. А.С. Сенявский. М., 2002.

  10. История цивилизаций в схемах. М., 2007.

  11. Кагарлицкий Б.Ю., Сергеев В.Н. История России: Миросистемный анализ: Учебное пособие. М., 2013.

  12. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

  13. Кульпин Э.С. Путь России. М., 1995.

  14. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности великорусского исторического процесса. М., 1998.

  15. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

  16. Российская империя: От истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории. М., 2011.

  17. Российская многонациональная цивилизация: Единство и противоречия / Отв. ред. В.В. Трепавлов. М., 2003.

  18. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь. М., 2001.

  19. Сборник статей «Цивилизации». Вып. 1-7 (1992 – 2007 гг.).

  20. Смирнов П.И. Слово о России: Беседы о российской цивилизации. СПб., 2004.

  21. Степанищев А.Т. История России: IXXX вв.: Схемы. М., 2001.

  22. Фатющенко В.И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций: Курс лекций. М., 2009.

  23. Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие для вузов. М., 2003.


Программа составлена в соответствии с:

Ионов И.Н. Поурочные разработки по курсу «Российская цивилизация. IX – начало ХХ века»: Кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2002. 112 с.

1 Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Ч. 1. М., 2002. С. 172-173.

1 Ионов И.Н. Поурочные разработки по курсу «Российская цивилизация. IX – начало ХХ века». М., 2002. С. 3-10

Свежие документы:  Образовательная программа кружка "Наши истоки" 8-10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: