Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа»
Г. Заречный Пензенской области
Рабочая программа
по истории
11 класс
подготовила
учитель истории
Езулова Юлия Викторовна
г. Заречный 2014
Рабочая программа
по истории, 11 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ «СОШ № 225» по истории (базовый уровень), учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, авторской программы по истории под редакцией А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, В.С. Морозов Программы «История России XX — начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень и авторской программы А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран».
В преподавании используется учебники «История России XX — начала XXI века» для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень). А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. М.: «Просвещение», 2012 г., «Новейшая история». 11 класс. А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев. Москва, Просвещение, 2012 год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса школы, возрастных особенностей учащихся, определяет набор работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Структура документа
Программа включает семь разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 6 класс; оснащение, контрольно-измерительные материалы, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Цели курса:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональньгх традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ № 225» отводит 68 часов на изучение истории в 11 классе. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Объем учебного времени | Разделы программы | ||
| | История России | Всеобщая история |
| | | |
11 класс | 68 ч | История России XX – начало XXI в. – 44 ч. | Новейшая история – 24 ч. |
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
1. Познавательные.
умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в
соответствии с заданной целью;
умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
2. Информационно-коммуникативные.
поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного
типа;
извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и
коммуникативной ситуации;
умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;
умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста,
создания собственного текста;
использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации
информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений.
3. Рефлексивные.
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных
качеств;
владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной
жизни;
осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
умение отстаивать свою гражданскую позицию;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
Задачи:
предметно-информационные: иметь знания об истории, современном состоянии и перспективах развития Среднего Урала; иметь представление об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
деятельностно-коммуникативные: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего города;
ценностно-ориентационные: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.
содержание учебного предмета.
МОДУЛЬ 1. История России (44 ч.)
РАЗДЕЛ I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (9 ч)
Тема 1. Россия в начале XX в. (3 ч)
Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве).
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм.
Тема 2. В годы первой революции (2ч)
Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов.
Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906—1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума.
Тема 3. Накануне — крушения (4 ч)
Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи».
Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.
Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз* русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.
Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая война, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.
РАЗДЕЛ II. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА (30 ч)
Тема 4. Россия в революционном вихре 1917 г. (3 ч)
По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства.
От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране.
Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции.
Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство.
Тема 5. Становление новой России (3 ч)
Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания.
Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.
Начало «культурной революции», ее сущность.
Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.
Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.).
Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.
Основные понятия: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.
Тема 6. Россия, СССР: годы нэпа (4 ч)
Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.
Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.
Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг.
Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература е искусство.
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.
Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн.
Тема 7. СССР: годы форсированной модернизации (5 ч)
Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х гг. — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин.
Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.
Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина.
Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.
Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.
Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.
Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», секретные протоколы.
Тема 8. Великая Отечественная война (4 ч)
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны.
Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом—осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной—осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.
Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии. Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.
Борьба за линией фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.
Советский тыл в годы войны. Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура.
СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.
Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.
Тема 9. Последние годы сталинского правления (3 ч)
Восстановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина.
Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.
Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов.
Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.
Внешняя политика. Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав. Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Тема 10. СССР в 1953—1964 гг.: попытки реформирования советской системы (3 ч)
Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30—50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина.
Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты.
Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг.
Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.
СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956 г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.
Основные понятия: реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.
Тема 11. Советский Союз в последние десятилетия своего существования (5 ч)
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965—1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народно-хозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины.
Социальная политика: цели, противоречия, результаты.
Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арену новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).
Концепция нового политического мышления: теория и практика.
Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов».
РАЗДЕЛ III. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (5 ч)
Тема 12. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в. (5 ч)
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре-октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг.
Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.
Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1990 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.
МОДУЛЬ 2. Всеобщая история 24 ч.
РАЗДЕЛ I. ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИИ — НАЧАЛО ИСТОРИИ XX В. (6 Ч)
Тема 1. Мир в начале XX в. (3 ч)
Становление индустриального общества. Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения. Основные характеристики индустриального строя. Научно-технический прогресс.
Ведущие государства мира в начале XX в. (Великобритания, Германия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Австро-Венгерская империя). Общие и специфические черты экономического и политического развития. Политический строй. Основные цели внешней политики.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX—XX вв. Общая характеристика колониальных и зависимых стран (Япония, Китай, Индостан, Иран, Османская империя, страны Африки и Латинской Америки). Достижения модернизации экономики и общества. Характеристика политических режимов. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке. Столкновение интересов ведущих держав. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.
Международные отношения в 1900—1914 гг. Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений. Международные конференции в Гааге. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты. Усиление международной напряженности.
Основные понятия: промышленно-финансовые группы, тресты, картели, биржа, территориальный раздел мира, политические партии, реформизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, миграция населения, урбанизация, модернизация, индустриальное общество, Тройственный союз, Антанта, пацифизм, шовинизм, локальные войны, гонка вооружений.
Тема 2. Первая мировая война (1914—1918) (2 ч)
Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Основные события на фронтах в 1914—1916 гг. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917—1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия.
Война и социально-экономическое развитие государств. Патриотический подъем начального периода. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Антивоенные и национально-демократические движения. Итоги Первой мировой войны.
Основные понятия: тотальная война, молниеносная война (блицкриг), позиционная война, подводная война, оружие массового поражения, Четверной союз, политика «гражданского мира», военные кабинеты, государственное регулирование экономики, сепаратный мир.
Тема 3. Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров (1ч)
Образование национальных государств в Европе. Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Ноябрьская революция и возникновение Веймарской республики в Германии. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств.
Послевоенная система международных договоров. Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Парижская (Версальская) мирная конференция, ее итоги и значение. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.
Основные понятия: революционный и реформистский пути обретения национальной государственности, демократизация политической жизни, национализация, аграрная реформа, Коминтерн, Лига Наций, аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
РАЗДЕЛ II. МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (4 Ч)
Тема 4. Социально-экономические и политические изменения в ведущих государствах в 20-е г. XX в. (1 ч)
Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии. Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг.
Общие черты эволюции стран Восточной Европы. Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика.
Международные отношения в 20-е гг. XX в. Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана—Келлога. Итоги эволюции международных отношений к началу 30-х гг.
Основные понятия: стабилизация капитализма, теория мировой революции, фашизм, корпоративное общество, «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, русский вопрос.
Тема 5. Становление и эволюция политических режимов в 30-е гг. XX в. (2 ч)
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Причины и начало кризиса. Влияние биржевого краха на экономику США. Проявление кризиса в хозяйствах других стран. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии.
Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки; установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Причины и условия возникновения и развития тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма. Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Программа внешнеполитической агрессии. «Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта в США. Усиление государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-экономической области. Сохранение изоляционизма во внешней политике.
Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Социально-экономическое и политическое развитие государств и регионов. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов.
Основные понятия: цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики, тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс», политика невмешательства.
Тема 6. Распад Версальско-Вашингтонской системы (1ч)
Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве.- Заключение советско-германского пакта о ненападении.
Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин—Рим—Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова—Риббентропа.
РАЗДЕЛ III. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (4 ч)
Тема 7. Начало, ход и этапы Второй мировой войны (4 ч)
Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.
Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях.
Дипломатия в 1939—1945 гг. Итоги Второй мировой войны. Складывание противостоящих союзов. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны.
Основные понятия: вермахт, «новый порядок», «странная война», план «Барбаросса», второй фронт, движение Сопротивления, безоговорочная капитуляция, коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации.
РАЗДЕЛ IV. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В. (9 ч)
Тема 8. Международные отношения во второй половине XX в. (2 ч)
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла.
Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.
Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е гг.) Первый этап «холодной войны (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».
Основные понятия: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Хельсинкский акт.
Тема 9. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 40—90-х гг. XX в. (2 ч)
Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. Первый этап (1946 г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50—60-е гг. Третий этап (70-е гг.) — социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) — проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80—90-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.
Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х — 90-е гг. XX в. Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии.
Основные понятия: военно-промышленный комплекс, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо».
Тема 10. Развитие стран Восточной Европы в 40—90-е гг. XX в. (2 ч)
Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов.
Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.
Основные понятия: фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция.
Тема 11. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. (1 ч)
Достижения и проблемы развивающихся стран. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций.
Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50—90-е гг. XX в. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50—90-е гг.
Основные понятия: апартеид, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», маоизм.
Тема 12. Наука, культура и спорт в XX в. (2 ч)
Развитие естественных и гуманитарных наук, возникновение новых научных дисциплин в первой половине XX в. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Формирование новых художественных направлений и школ. Особенности развития духовной культуры в конце XX — начале XXI в. Новая роль религии. Изменения в быту. Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.
Две волны научно-технической революции 50—90-х гг. XX в. Формирование информационного общества. Основные направления НТР в 50—60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естестренно-научных открытий. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в 80—90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество.
Основные понятия: информационное общество, компьютерная революция, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, виртуальная реальность, массовая культура, постмодернизм, реализм.
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)
Общие черты и закономерности развития мира в XX в. Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире. Мир и война в XX в. Общество, государство и общественно-политические системы в XX в. Достижения человечества к началу XXI в.
Тематическое планирование уроков
Раздел программы Всеобщая История | № урока | Тема урока | Дата | Прим. | Коррекция | ||
план | факт | | | ||||
Россия в начале XX века. | Мировые войны и революции. 1914-1945 гг. Исторические проблем первой половины 20 в. | | Социально-экономическое развитие страны в конце 19 — нач. 20 века. | | | п.1 | |
| Внутренняя и внешняя политика самодержавия. | | | п.2 | | ||
| Введение. Мир в начале 20 в.* | | | с. 6-17 | | ||
| Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция. | | | п.3 | | ||
Россия в годы первой революции. | | Революция: начало, подъём отступление. | | | п.4 | | |
| Первая мировая война. Военные действия на основных фронтах Первой мировой. | | | п.1 | | ||
| Становление российского парламентаризма | | | п.5 | | ||
Монархия накануне крушения. | | Третьеиюньская политическая система. | | | п.6 | | |
| Война и общество. | | | п.2 | | ||
| Наведение порядка и реформы. | | | п.7 | | ||
| Россия в Первой мировой войне. | | | п.8 | | ||
| Образование национальных государств в Европе. | | | п.3 | | ||
| Русская культура конца 19- начала20 века. | | | п.9 | | ||
Россия в революционном вихре 1917 года. | | По пути демократии. | | | п.10 | | |
| Послевоенная система международных договоров. | | | п.4 | | ||
| От демократии к диктатуре. | | | п.11 | | ||
| Большевики берут власть. | | | п.12 | | ||
| Социально-экономические процессы в европейских государствах и США. | | | п.5-6 | | ||
Становление новой России. | | Первые месяцы большевистского правления. | | | п.13 | | |
| Огненные версты Гражданской войны. | | | п.14 | | ||
| Общественно-политический выбор ведущих стран. | | | п.7-8 | | ||
| Почему победили красные. | | | п.15 | | ||
Россия, СССР: годы нэпа | | Социально-экономическое развитие страны. | | | п.16 | | |
| Особенности развития стран Азии, Африки и Лат. Америки между мировыми войнами. | | | п.9 | | ||
| Общественно-политическая жизнь. Культура. | | | п.17 | | ||
| Культура и наука в первой половине 20 в. | | | п.10 | | ||
| Образование СССР. | | | п.18 | | ||
| Внешняя политика и Коминтерн. | | | п.19 | | ||
| Международные отношения в 1920-1930 гг | | | п.11-12 | | ||
СССР: годы форсированной модернизации | | Кардинальные изменения в экономике. | | | п.20 | | |
| Общественно-политическая жизнь. Культура. | | | п.21 | | ||
| Урок повторения. | | | | | ||
| «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система. | | | п.22 | | ||
| На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы. | | | п.23 | | ||
| Вторая мировая война. Причины войны и планы участников. | | | п.13 | | ||
| Накануне грозных испытаний. | | | п.24 | | ||
Великая Отечественная война | | Боевые действия на фронтах. | | | п.25 | | |
| Этапы боевых действий на фронтах. | | | п. 14 | | ||
| Борьба за линией фронта. | | | п.26 | | ||
| Советский тыл в годы войны. | | | п.27 | | ||
| СССР и союзники. Итоги войны. | | | п.28 | | ||
| Международная дипломатия в годы войны. Итоги войны. | | | п.15 | | ||
| Урок повторения. | | | | | ||
Последние годы сталинского правления | Мир во второй половине 20 в. Исторические проблемы второй половины 20 в. | | Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях. | | | п.29 | |
| Мирное урегулирование после Второй мировой войны. Начало «холодной» войны. | | | п.16 | | ||
| Восстановление и развитие народного хозяйства. | | | п.30 | | ||
| Власть и общество. | | | п.31 | | ||
| Основные этапы «холодной войны» | | | п. 17 | | ||
СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования советской системы | | Изменения в политике и культуре. | | | п.32 | | |
| Преобразования в экономике. | | | п.33 | | ||
| Основные этапы и тенденции общественно-политического и экономического развития. | | | п.18 | | ||
| СССР и внешний мир. | | | п.34 | | ||
Советский союз в последние десятилетия своего существования | | Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг. | | | п.35 | | |
| Особенности политического и социально-экономического положения развитых стран мира в к. 1940-1990х гг. | | | п. 19-20 | | ||
| Общественно — политическая жизнь. Культура. | | | п.36 | | ||
| Перестройка и её итоги. | | | п.37 | | ||
| Установление и эволюция коммунистических режимов в странах Восточной Европы. | | | п.2 1-22 | | ||
| Распад СССР. | | | п.38 | | ||
| Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны». | | | п.39 | | ||
| Национально-освободительные движения и деколонизация. | | | п.23-24 | | ||
На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. начала 21 века. | | Начало кардинальных перемен в стране. | | | п.40 | | |
| Российское общество в первые годы реформ. | | | п.41 | | ||
| Научно-техническая революция. Искусство и спорт. | | | п.25 | | ||
| Ситуация в стране в конце 20 века. | | | п.42 | | ||
| Россия сегодня. | | | п.43 | | ||
| Итоговое повторение. | | | | | ||
| Внешняя политика России. | | | п.44 | | ||
|
* Курсивом указаны темы курса Всеобщая история
Распределение часов по четвертям.
2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого | |
18 | 14 | 19 | 17 | 68 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11-го класса по истории России:
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути развития России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство
источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст,
карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические
объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные
рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата,
рецензии, проекта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из
их исторической обусловленности;
критического восприятия получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами
социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11-го класса
по всеобщей истории:
1) аналитические умения, а также способы деятельности, связанные с продуктивными методами обучения (устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения и др.). При профильном изучении формируются представления о специфике причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа исторических процессов и явлений;
2) развитие коммуникативной культуры учащихся (формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.). При профильном изучении истории учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения историко-познавательных задач (формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями). Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (кроме этого — при профильном обучении — в форме исторического сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации);
3) развитие информационной культуры учащихся. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу исторической информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации исторической информации. При профильном изучении истории формируются и умения, связанные с основами источниковедческого анализа
ОСНАЩЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебник-хрестоматия по истории 6 кл.
Художественная литература
Методические пособия по истории для учителя
Справочно-энциклопедическая литература
Печатные пособия
Карты:
7. История России 20 в.
7.1. Россия к. 19 — н.20 вв. (2 шт.)
7.2. Русско-японская война 1904-1905 гг. (2 шт.)
7.3. Россия в 1905-1907 гг. Первая русская революция.
7.4. Россия в 1907-1914 гг.
7.5. Россия в 1914-1917 гг.
7.6. Подготовка Великой Окт. Соц. Рев. Март-октябрь 1917г. (Зшт.)
7.7. Великая Октябрьская соц. Революция (5 шт.)
7.8. Иностранная интервенция и Гражданская война. (5 шт.)
7.9. Союз Советских Социалистических Республик. (4 шт.)
7.10. Культурна революция в 20-20 гг. 20 в. (2 шт.)
7.11. Экономика СССР в 1926-1940 гг.
7.12. Индустриализация 1928-1940 гг. (3 шт.)
7.13. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (5 шт.)
7.14. Восстановление народного хозяйства 1945-1950 гг.
7.15. СССР в 1946-1990 гг.
7.16. Народное хозяйство СССР в 1945-1965 гг.
7.17. Народное хозяйство СССР в 1969-1975 гг.
7.18. Электрификация СССР в 1950-1979 гг.
7.19. Содружество Независимых государств.
7.20. Физическая карта СССР. (2 шт.)
4. Новейшая история . 20 в.
4.1. Первая мировая война. (2 шт.)
4.2. Территориальные изменения после Первой мировой войны.
4.3. Европа после Первой мировой войны. (3 шт.)
4.4. Территориальное деление мира в 1871-1914 гг.
4.5. Территориально-политический раздел мира в к.19 В.-1917
4.6. Политическая карта мира. (5 шт.)
4.7. Европа в 1918-1923 гг.
4.8. Европа в 1924-1939 гг.
4.9. Начало Второй мировой войны (1939-1941 гг.)
4.10. Вторая мировая война. (Зшт.)
4.11. Вторая мировая война. Военные действия на Тихом океане.
4.12. Европа после Второй мировой войны.
4.13. Европа в 1950-1980х гг.
4.14. Европа конца 20-начала 21 вв.
4.15. Ближний Восток во второй половине 20 в.
4.16. Великобритания и Ирландия в 20 в.
4.17. США в к. 19-н. 20 вв.
4.18. Политическая карта США.
История России XX век картины
1. В.И.Ленин
2. Образование Советского Союза
3. Декрет Ленина «О земле»
4. Выступление Ленина с броневика (Революция 1917 г.)
5. Ленин у прямого провода
6. Арест пропагандиста
7. Высылка социал-демократов в период исключительного закона
8. Первая листовка
9. В. И. Ленин в Шушенском Великая Отечественная война
10. СССР накануне войны
11. Военные действия
12. Советский тыл в ВОВ
13. Битвы
14. Народы СССР в борьбе с фашизмом
15. Итоги войны
16. Трудовой подвиг Советского народа в годы ВОВ
17. Карта Гулага
18. Завтрак тракториста
19. Развитие народного хозяйства в третьей пятилетке. 1938-1942 гг.
20. Развитие сельского хозяйства в 9-ой пятилетке. 1971-1975 гг.
21. Развитие промышленности в 9-ой пятилетке
22. Развитие народного хозяйства в 8-ой пятилетке. 1966-1970 гг.
23. Народное хозяйство СССР и рост благосостояния Сов. Народа в годы семилетки. 1959-1965 гг.
24. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР 1946-1950 гг.
25. Развитие народного хозяйства в 3-ей пятилетке. 1938-1942 гг.
26. 50-летие образования СССР
27. Программа мира в действии (Внешняя политика 1973 г.)
28. Борьба СССР за Мир и коллективную безопасность (1933-1938 гг.)
Новейшая история западных стран картины
1. Интернационал в Испанской республике (1935-1939 гг.)
2. Национальная революция в Испании (1936-1939 гг.)
3. Борьба за создание народного фронта во Франции в 1934 — 1935 гг.
4. Внутренняя политика США в 1924 -1939 гг.
5. Лейпцигский процесс
6. Установление фашистской диктатуры в Германии
7. Борьба Коммунистической партии Германии против фашизма
8. Мировое капиталистическое производство 1929-1938 гг.
9. Революции в странах центральной и восточной Европы
10. Основные стройки по комплексной программе СЭВ
11. Развитие экономики стран-членов СЭВ (1950-1973)
12. Крушение надежд неоколониализма («гувернантки не требуются»)
13. Рост рабочего движения в капиталистических странах (с 1965-1973 гг.)
14. Объединение рабочих партий в странах центральной и юго-восточной Европы (1946-1948 гг.)
15. В.И. Ленин и создание Коммунистического интернационала
16. Ноябрьская революция в Германии
17. Движение сопротивления во Франции (1944 г.)
18. Открытие второго фронта (2 Мировая война 1944 г.)
19. Борьба народных масс Англии и США за скорейшее открытие 2-го фронта в Европе
20. Перл — Харбор 7 декабря 1941 г.
21. Создание и рост антифашистской коалиции (Тегеран 1943 г.)
22. Политика потворствования Фашистской агрессий в Европе («англо-французские регулировщики»)
23. Нарастание фашистской агрессии в Европе (март 1935-август 1939 гг.)
24. Безоговорочная капитуляция Гитлеровской германии в ночь с 8 на 9 мая 1945 г.
25. Общие потери воюющих держав во 2 Мировой войне
26. Нюрнбергский процесс над Гитлеровской Германией
27. Потсдамская конференция
28. СССР в годы 2 Мировой войны в странах центральной и восточной Европы
29. Встреча Советских и Американских войск на Эльбе
30. Словацкое национальное восстание 1944 г.
31. VII конгресс Коминтерна
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса истории и электронные учебники для 11 класса
Электронные библиотеки по всему курсу истории
Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях.
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер
Мультимедиапроектор
Список литературы:
Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. М.
2011.
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Жукова Л.В. Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке. 11 класс». М. 2012.
Хрестоматия по отечественной истории (1914 — 1945 гг.). Под редакцией А.Ф.
Киселева. Э.М. Шатана. М. 2010.
Щетинов Ю.А. Дополнительные материалы к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А.
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений». Москва. Просвещение,2010 год.
Улунян А. А. Е. Ю. Сергеев, Т. В. Коваль, И. С. Хромаова. « Поурочные разработки к курсу новейшая история зарубежных стран. 11 класс. Пособие для учителя» Москва, Просвещение. 2010 год.
Итоговая контрольная работа
1. Насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства называется
а)экспроприацией
б)эскалацией
в) интервенцией
2.Что из названного характеризует политику «военного коммунизма»?
а) насильственное изъятие хлеба у крестьян
б) открытие бирж труда для ликвидации безработицы
в)утверждение системы планирования развития народного хозяйства на каждые пять лет
3. Последствием советско-финляндской войны 1939-1940 г. стало
а) исключение Финляндии из Лиги Наций
б) рост рабочего движения в западных странах в поддержку СССР
в) исключение СССР из Лиги Наций.
4.Контрибуция-это
а) присоединение части территории одного государства к другому
б) передача государственной собственности в аренду иностранным предпринимателям
в) выплата потерпевшим поражение государствам денежной компенсации государству -победителю
5.Что из названного характеризует НЭП (новую экономическую политику)?
а) утверждение системы планирования развития народного хозяйства на каждые пять лет
б) насильственная коллективизация крестьянских хозяйств
в) денационализация мелкой и части средней промышленности
б.Оборонительная линия, которую штурмовали советские войска в войне с Финляндией в 1930 г. называлась
а) линия Мажино
б) линия Маннергейма
в) линия Керзона
7. Для позиции И.В. Сталина по вопросу создания союзного государства характерно
а) предложение ограничить членство в союзном государстве народами славянского происхождения
б) стремление к объединению на началах конфедерации
в)стремление обеспечить приоритет России(РСФСР)
В.Прочтите отрывок из книги и определите, о ком из советских государственных деятелей в нём идет речь.
«Недаром товарищи по партии прозвали его « железным рыцарем революции». В самый напряженны момент борьбы он встал во главе органа по борьбе с контрреволюцией и саботажем и несколько лет самым решительным и жестоким образом боролся с теми, кого считал врагами советской власти. Личное бескорыстие сочеталось с идейной бескомпромиссностью, и под его управлением ВЧК заслужила свою кровавую славу»
а) И.В. Сталин
б) Н.И. Бухарин
в) Ф.Э.Дзержинский
9.В какой период в СССР осуществлялась новая экономическая политика(НЭП)
а) 1920 г
б) 1930 г.
в) 1940 г.
10.К политике советского правительства в сфере культуры в 1930-е г. относилось
а) поощрение авнгардного направления в искусстве
б) активное развитие культурных связей с западными странами
в) установление идеологического контроля над искусством и литературой.
11. Одной из причин тяжёлых поражений Красной Армии в первые месяцы войны — это
а) подрывные действия немецкмх граждан, живших в западных районах СССР.
б) попытки Красной Армии переёти к наступательным действиям вместо обороны.
в) поддержка немцев большинством населения западных районов, недавно присоединенных к СССР.
12.Последствие Московской битвы:
а) открытие Второго фронта в Европе.
б) срыв немецкого плана « молниеносной войны»
в) коренной перелом в войне.
13.Важной причиной срыва плана немецкого наступления в Курской битве был.
а) упреждающий удар советской артиллерии
б) окружение в « котёл» основной массы немецких войск на Курской дуге.
в) удар партизанских соединений в тыл немцев.
14Причинами, обусловившими победу советских войск под Сталинградом, не были
а) упорное, героическое сопротивление солдат и офицеров Красной Армии.
б)отсутсвие у немецкой армии ресурсов для взятия города
в) хорошо организованное контрнаступление советских войск
15.К причинам победы СССР на Германией нельзя отнести:
а) быструю эвакуацию и восстановление промышленности в восточных районах СССР.
б) самоотверженный труд советских людей в тылу.
в) военную слабость Германии и её союзников.
16.3авершение коренного перелома в Великой Отечественной войне связано с
а) Курской битвой
б) Сталинградской битвой
в) битвой под Москвой
г) освобождение Киева
П.Московская битва началась
а)6 декабря 1941 г.
б) 19 ноября 1942 г.
в) 16 апреля 1942г.
18.К начальному периоду Великой Отечественной войны ( 1941-1942 г) относится
а) проведение Висло-Одерской операции
б) Смоленское сражение
в) крупное танковое сражение под Курском.
19.Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, о положении жителей в каком городе в годы Великой Отечественной войны в нём говорится:
« Сколько восторгов было, когда прибавили хлеба. В булочных кричали « ура». Восстановить разрушенные силы эта прибавка не может. Дело ясное. Народ валится… Но она принесла с собой надежду: будет лучше! Каждый упоминает Ладожское озеро. Ледовая дорога. Ледовая трасса. Дорога к жизни»
а) Сталинград в) Ленинград
б)Москва г) Киев
20.Верховным Главнокомандующим советскими войсками 23 июня 1941 г стал:
а) Жуков
б) Ворошилов
в) Сталин
21. Операция по контрнаступлению советских войск под Сталинградом получила название
а) Уран
б) Цитадель
в) Тайфун
22.« Цитадель»- это название операции
а) по защите Москвы
б) по захвату Ленинграда
в) наступление немецких войск в районе Курска.
23. Что из названного характеризует сталинскую позицию о путях восстановления советской экономики после войны?
а) приоритет развития производства товаров народного потребления
б) частичное восстановление рыночных механизмов в экономике
в)форсированные темпы индустриализации
24. Повесть «Оттепель», давшая название периоду правления Н.С. Хрущева, принадлежит писателю
а) И.Г. Эренбургу
б) М.А. Шолохову
в) А.И. Солженицину
25. Экономическую политику Хрущева характеризует
а)крайняя централизация управления экономикой
б)последовательное продолжение сталинского курса в отношении развития сельского хозяйства
в)непродуманность многих реформ.
26Что из названного относится к последствиям начала «холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940 г.?
а) широкое развитие диссидентского движения
б)установление армейского контроля над партийным и государственным аппаратом
в) борьба с космополитизмом
27. Прочтите отрывок из заявления и определите, когда была принята упомянутая в нём
программа
«Прошу направить меня на работу в Казахстан для освоения целинных и залежных земель.
считаю для себя великой честью участвовать в практическом выполнении величественной
программы партии и правительства по крутому подъёму сельского хозяйства страны.»
а) 1950-е г. б) 1960-е г в)1970-е.г
28. К периоду 1945-1947 г. относится
а) испытание СССР первого ядерного устройства
б) начало « Холодной войны»
в) Карибский кризис
29. Причиной смещения Н.С. Хрущёва в 1964 г. было(а)
а) низкая популярность Хрущёва среди советской интеллигенции
б) обвинение Хрущева и его окружения во взяточничестве
в) недовольство партийного аппарата кадровой политикой Хрущёва.
30.Кто из названных государственных деятелей занимал пост Генерального секретаря ЦК КПСС?
а) Л.И. Брежневг) Н.С. Хрущёв
б) Г.М. Маленков д) А.А. Громыко
в) Ю.А.Андропов е) М.С. Горбачёв
31. Четвёртая Конституция СССР была принята в а) 1970 г. б) 1972 г. в) 1975 г. г) 1977 г
32Инициатором реформы в промышленности 1965 г. стал
а) Н. Хрущёв в) Л.И. Брежнев
б) Ю. Андропов г) А.Косыгин
33. Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС сменил
а) Г. Маленков в) К.Черненко
б) Ю. Андропов г) М.Горбачёв
34. «Идеологией застоя» была названа концепция:
а) «холодной войны» в) «развитого социализма»
б) «железного занавеса» г) «закручивания гаек»
35. В качестве «ядра политической системы» советского общества статья 6 Конституции 1977 г. определила:
а) Политбюро ЦК КПСС
б) общенародное государство
в) особое руководящее государство
г) советский народ
36. Нобелевский комитет присудил премию 1970 г. в области литературы с формулировкой « За ту этическую силу, с которой он развивает бесценные традиции русской литературы».
а) Ф.Абрамову в) А.Солженицину
б) В.Астафьеву г) В.Шукшину
37. Территория суверенного государства, которую оккупировали советские войска в 1979 г.
а) Афганистан в)Сирия
б)Венгрия г) Чехословакия
38. Укажите первого президента СССР
а) Ю.Андропов в) М.Горбачёв
б) Б.Ельцин г) Л.Брежнев
39. «Гласность» — это:
а) обновление марксистско -ленинской идеологии
б) реализация права граждан на получение полной информации и её обсуждение
в) политика полной свободы слова
г) критика социалистического строя, социалистических ценностей.
40. Межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной соглашениями от 8 декабря 1991 г., называлось: а)ССР б) ООН в) СЭВ г) СНГ
41. В Содружество Независимых Государств в 1991 году вошли :
а) Россия, Грузия, Украина
б) Россия Литва, Беларусь
в) Россия, Украина, Беларусь
г) Россия, Беларусь, Грузия
42. Первый Президент РФ
а) Ю.Андропов в) Б.Ельцин
б) М.Горбачёв г) Л.Брежнев
43. Либерализация цен была проведена в а) 1991 г. б) 1992 г. в) 1993 г. г) 1994 г.
44. Крах банковской системы и резкое увеличение курса доллара стало результатом решения правительства под руководством
а) Черномырдина В. в) Кириенко С.
б) Горбачёва М. г) Чубайса А.
45. Против Указа Президента о роспуске Съезда народных депутатов РФ выступал председатель Верховного Совета.
а) А. Руцкой
б) Р.Хасбулатов
в) М.Горбачёв
46. Передача государственного имущества в собственность частным лицам или трудовым коллективам-это
а) Конфискация
б) либерализация
в) приватизация
ключ
Итоговая контрольная работа
1. Насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства называется в) интервенцией
2.Что из названного характеризует политику «военного коммунизма»? а) насильственное изъятие хлеба у крестьян
3. Последствием советско-финляндской войны 1939-1940 г. стало в) исключение СССР из Лиги Наций.
4.Контрибуция-это
в) выплата потерпевшим поражение государствам денежной компенсации государству-победителю
5.Что из названного характеризует НЭП (новую экономическую политику)? в) денационализация мелкой и части средней промышленности
б.Оборонительная линия, которую штурмовали советские войска в войне с Финляндией в 1930 г. называлась
б) линия Маннергейма
7. Для позиции И.В. Сталина по вопросу создания союзного государства характерно
в)стремление обеспечить приоритет России(РСФСР)
8.Прочтите отрывок из книги и определите, о ком из советских государственных деятелей в нём идет речь.
«Недаром товарищи по партии прозвали его « железным рыцарем революции». В самый напряженны момент борьбы он встал во главе органа по борьбе с контрреволюцией и саботажем и несколько лет самым решительным и жестоким образом боролся с теми, кого считал врагами советской власти. Личное бескорыстие сочеталось с идейной бескомпромистностью, и под его управлением ВЧК заслужила свою кровавую славу» в) Ф.Э.Дзержинский
9.В какой период в СССР осуществлялась новая экономическая политика(НЭП) а) 1920 г
10.К политике советского правительства в сфере культуры в 1930-е г. относилось в) установление идеологического контроля над искусством и литературой.
11. Одной из причин тяжёлых поражений Красной Армии в первые месяцы войны — это б) попытки Красной Армии переёти к наступательным действиям вместо обороны.
12.Последствие Московской битвы:
б) срыв немецкого плана « молниеносной войны»
13.Важной причиной срыва плана немецкого наступления в Курской битве был. а) упреждающий удар советской артиллерии
14. Причинами, обусловившими победу советских войск под Сталинградом, не были б) отсутствие у немецкой армии ресурсов для взятия города
15.К причинам победы СССР над Германией нельзя отнести:
в) военную слабость Германии и её союзников.
16.3авершение коренного перелома в Великой Отечественной войне связано с а) Курской битвой
17.Московская битва началась
а)6 декабря 1941 г.
18.К начальному периоду Великой Отечественной войны (1941-1942 г) относится
б) Смоленское сражение
19.Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, о положении жителей в каком городе в годы Великой Отечественной войны в нём говорится:
« Сколько восторгов было, когда прибавили хлеба. В булочных кричали « ура». Восстановить разрушенные силы эта прибавка не может. Дело ясное. Народ валится… Но она принесла с собой надежду: будет лучше! Каждый упоминает Ладожское озеро. Ледовая дорога. Ледовая трасса. Дорога к жизни»
в) Ленинград
20.Верховным Главнокомандующим советскими войсками 23 июня 1941 г стал: в) Сталин
21. Операция по контрнаступлению советских войск под Сталинградом получила название а) Уран
22.« Цитадель»- это название операции
в) наступление немецких войск в районе Курска.
23. Что из названного характеризует сталинскую позицию о путях восстановления советской экономики после войны? в)форсированные темпы индустриализации
24. Повесть «Оттепель», давшая название периоду правления Н.С. Хрущева, принадлежит
писателю
а) И.Г. Эренбургу
25. Экономическую политику Хрущева характеризует в)непродуманность многих реформ.
26Что из названного относится к последствиям начала «холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940 г.? в) борьба с космополитизмом
27. Прочтите отрывок из заявления и определите, когда была принята упомянутая в нём
программа
«Прошу направить меня на работу в Казахстан для освоения целинных и залежных земель.
считаю для себя великой честью участвовать в практическом выполнении величественной
программы партии и правительства по крутому подъёму сельского хозяйства страны.»
а) 1950-е г.
28. К периоду 1945-1947 г. относится
а) испытание СССР первого ядерного устройства
29. Причиной смещения Н.С. Хрущёва в 1964 г. было(а)
в) недовольство партийного аппарата кадровой политикой Хрущёва.
30.Кто из названных государственных деятелей занимал пост Генерального секретаря ЦК КПСС?
а) Л.И. Брежнев г) Н.С. Хрущёв
б) Г.М. Маленков д) А.А. Громыко
в) Ю.А.Андропов е) М.С. Горбачёв
31. Четвёртая Конституция СССР была принята в
г) 1977 г
32.Инициатором реформы в промышленности 1965 г. стал г) А.Косыгин
33. Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС сменил :
б) Ю. Андропов
34. «Идеологией застоя» была названа концепция:
в) «развитого социализма»
35. В качестве «ядра политической системы» советского общества статья 6 Конституции 1977 г.
определила:
в) особое руководящее государство
36. Нобелевский комитет присудил премию 1970 г. в области литературы с формулировкой « За ту этическую силу, с которой он развивает бесценные традиции русской литературы», в) А.Солженицину
37. Территория суверенного государства, которую оккупировали советские войска в 1979 г. а) Афганистан
38. Укажите первого президента СССР в) М.Горбачёв
39. «Гласность» — это:
в) политика полной свободы слова
40. Межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной соглашениями от 8 декабря 1991 г., называлось:
г) СНГ
41. В Содружество Независимых Государств в 1991 году вошли : в) Россия, Украина, Беларусь
42. Первый Президент РФ в) Б.Ельцин
43. Либерализация цен была проведена в в) 1993 г.
44. Крах банковской системы и резкое увеличение курса доллара стало результатом решения правительства под руководством в) Кириенко С.
45. Против Указа Президента о роспуске Съезда народных депутатов РФ выступал председатель Верховного Совета.
б) Р.Хасбулатов
46. Передача государственного имущества в собственность частным лицам или трудовым коллективам – это в) приватизация
27