Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
города Липецка
Рабочая программа
по истории
(базовый уровень)
11 класс
подготовила
учитель истории и обществознания
Аничкина Светлана Александровна
г. Липецк
2013
Пояснительная записка
О программе
Рабочая программа по истории в 11 классе составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Министерством образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
базисного учебного плана образовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования от 09.03.2004 г.;
примерной программы среднего (полного) общего образования.
Программа рассчитана на 68 часов синхронно-параллельного обучения курсов истории России и всеобщей истории конца ХIХ в. – начало ХХI в.
Валеологический блок:
во избежание перегрузки и затруднений обучающихся, вызванных обилием материала, как проблемного, так и страноведческого при крайне малом количестве времени, материал даётся обзорно, акцентируя внимание только на ключевые моменты истории. Программа отражает современный уровень исторических исследований. Для сохранения здоровья рекомендуется соблюдать правильную осанку и физкультминутки для глаз.
О целях и задачах
.
Основная цель курса – сформировать у обучающихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории.
Курс представляет возможность выполнять следующие задачи методического и дидактического характера:
стимулировать усвоение учебного материала на основе сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;
способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории ХХ века;
развивать у обучающихся навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.
Об основном содержании программы
11 класс (66 ч.)
Раздел I. Повторение «Россия во 2-ой половине XIX в.» (4 ч.)
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры.
Раздел II. Тенденции мирового развития на рубеже ХIХ – ХХ веков (8 ч.)
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Утверждение капиталистической модели экономического развития в России. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. Колониальный раздел мира.
Обострение экономических и социальных противоречий в России в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
Раздел III. Державное соперничество в начале ХХ века. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918) годы. Революция 1917 г. и Гражданская война в России (8 ч.)
Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – начале ХХ вв. Первая мировая война в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Раздел IV. Развитие индустриальных стран в 1920-1930 –е годы (13 ч.)
Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Образование СССР. Дипломатическое признание СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье.
Раздел V. СССР в системе международных отношений в 1940-е годы (2 ч.)
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Раздел VI. Советский Союз в Великой Отечественной войне и страны Запада (4 ч.)
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
Раздел VII. СССР и мировое развитие в период «холодной войны» (7 ч.)
«Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».Крушение колониальной системы.
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
«Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
«Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Раздел VIII. СССР в годы коллективного руководства (8 ч.)
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960-х — начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.
Раздел IX. Модернизационные процессы в мире конца ХХ века. От СССР к Российской Федерации (10 ч.)
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.
Основные итоги развития России с древнейших времён до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны.
Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Резервные уроки (4 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории на базовом уровне обучающийся должен:
Знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Формы и способы контроля результатов
освоения программы обучающимися
Самостоятельные и практические работы, выполняемые обучающимися:
работа с источниками информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение проблемных задач;
анализ современных общественных явлений и событий;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по проблемным историческим вопросам;
выполнение тестовых заданий различного уровня и типа.
Раздел | Тестирования | |
1 | Повторение | 1 |
2 | Тенденции мирового развития на рубеже ХIХ – ХХ веков | 1 |
3 | Державное соперничество в начале ХХ века. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918) годы. Революция 1917 г. и Гражданская война в России | 1 |
4 | Развитие индустриальных стран в 1920-1930 –е годы | 1 |
5 | СССР в системе международных отношений в 1940-е годы | 1 |
6 | Советский Союз в Великой Отечественной войне и страны Запада. | 1 |
7 | СССР и мировое развитие в период «холодной войны» | 1 |
8 | СССР в годы коллективного руководства. | 1 |
9 | Модернизационные процессы в мире конца ХХ века. От СССР к Российской Федерации | 1 |
Используемые учебно-методический комплект,
дополнительная литература, ЭОР
Учебные пособия:
1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России ХVII – ХIХ вв. М.: «Русское слово», 2010.
2. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России ХХ — начало ХХI века. М.: «Русское слово», 2006.
3. Загладин Н.В. Всемирная история ХХ века, учебник для 11 класса. М.: «Русское слово», 2010
4. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира, учебник для 11 класса, М.: «Русское слово», 2009.
Дополнительная литература:
1.История России. XX век: 9 – 11 классы. Школьный словарь – справочник. М.: «Астрель», 2002.
2. Волобуев О. В., Кулешов С. В. Россия в 90-е годы XX – начале XXI века, дополнительные материалы к учебнику-практикуму для 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2002.
3. Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.
4. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 2001.
5. Галкин А. А. Германский фашизм. М., 1967.
6. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция. СПб, 1991.
7. Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. М., 1995.
8. Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было: размышления о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. М., 1989.
9. Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития. М., 1990.
10. Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период. М., 1997.
11. Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг. М., 1993.
12. Плимак Е. Г., Пантин И. К. Драма российских реформ и революций. М., 2000,
13. Агафонов С.В. Схемы по всемирной истории. XX век. М, 2010.
14. Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по истории. М., 2011.
CD – диски:
Компакт – диск «Битва за Москву»,
Компакт – диск «От Кремля до Рейхстага», 2 диска,
Компакт – диск «История России»,
Компакт – диск «Россия на рубеже третьего тысячелетия».
Компакт – диск «История России ΧΧ век», 4 диска
Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы и способы контроля результатов освоения материала | ||
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Повторение «Россия во 2-ой половине XIX в.» (4 ч.) | ||||||
1 |
|
| Повторение «Реформы Александра Второго» | 1 | Знать причины отмены крепостного права; выделять этапы подготовки данного процесса; оценивать характер мер правительства; анализировать основные положения реформ; определять её характер и значение; понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами; Уметь раскрывать содержание структурных реформ, их последствие и значение | Работа с документами. Ответ на проблемный вопрос: согласны ли вы с утверждением или нет, что реформы 1861-1864 гг. выполнили роль буржуазной революции? Аргументируйте свой ответ |
2 |
|
| Повторение «Россия после отмены крепостного права» | 1 | Уметь проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социального состава, способов деятельности; выражать отношение к террору; определять его последствия для дальнейшего развития России, её модернизации | Составить тезисы ответа по теме «Пореформенная Россия», отразив наиболее существенные изменения, происходившие в стране в результате реформ |
3 |
|
| Повторение «Россия в годы правления Александра Третьего» | 1 | Знать динамику развития пореформенной экономики страны. Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю и внешнюю политику правительства Александра III; определять последствия контрреформ для исторической судьбы России. | Заполнить таблицу «Контрреформы 1880-х гг». Сравнить внутреннюю политику Александра III и Александра II. Тренинг дат и понятий |
4 |
|
| Россия во 2-ой половине ХIХ века | 1 | Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения на основе изученного материала | Фронтальная беседа |
II. Тенденции мирового развития на рубеже ХIХ – ХХ веков (8 ч.) | ||||||
5 |
|
| Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале ХХ века | 1 | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации, готовить рефераты, презентации с использованием компьютерной техники. Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения и делать вывод
| Тестирование по первому разделу. Заполнить таблицу «Достижения НТП в начале ХХ века и их внедрение» Инд. задания: роль россиян в научно-техническом прогрессе начала ХХ века, роль науки в жизни общества и её влиянии на характер деятельности и быт людей |
6 |
|
| Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии
| 1 | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации, выделять главное, составлять таблицу, делать вывод | Заполнить таблицу «Пути модернизации экономики в конце ХIХ – ХХ веков» |
7 |
|
| Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение | 1 | Знать основные различия между реформистским и революционным направлениями. Уметь выделять особенности изменений социальной структуры общества в странах Европы и Северной Америке. | Ответить на вопросы плана |
8 |
|
| Новый этап развития колониальных и зависимых стран | 1 | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками, выделять главное, делать вывод | Ответить на вопросы, работать по карте, заполнить таблицу «Особенности социально-экономического и политического развития колониальных и зависимых стран» |
9 |
|
| Россия: противоречия незавершенной модернизации | 1 | Уметь характеризовать влияния особенностей территории и населения Российской империи на развитие страны. Выделять особенности развития сельского хозяйства и значения аграрного сектора в экономике страны. Дискуссия о роли и месте России в мировой экономике начала ХХ века | Составление эссе: «Роль России в мировой экономике начала ХХ века» |
10 |
|
| Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907гг. | 1 | Уметь определять внутреннюю политику правительства в начале ХХ века. Сравнивать взгляды С.Ю. Витте и В.К. Плеве на пути развития России. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать историческую информацию, участвовать в дискуссиях | Работа с документом «Манифест 17 октября 1905 года». Таблица «Этапы революции 1905-1907 гг.» |
11 |
|
| Политическая жизнь страны после манифеста 17 октября 1905 года | 1 | Знать особенности формирования политических партий России ХХ века. Уметь анализировать деятельность партий в государственных думах с использованием таблицы «Состав депутатов I, II, III Государственных дум» Политические партии в России. | Заполнить таблицу «Политические партии России. Начало государственного строя и методы преобразования» |
12 |
|
| Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина | 1 | Уметь раскрывать термин «третьеиюньская монархия». Дискутировать о значении реформ П.А.Столыпина | Составление эссе: «Политические партии России о государственном строе и методах Столыпина» |
III. Державное соперничество в начале ХХ века. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918) годы. Революция 1917 г. и Гражданская война в России (8 ч.) | ||||||
13-14 |
|
| Международные отношения в индустриальную эпоху. Причины и начало Первой мировой войны | 2 | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, работать по карте, работать с документами, характеризовать процесс складывания системы военно-политических союзов | Тестирование по второму разделу. Составить таблицу: «Основные этапы и события Первой мировой войны» |
15-16 |
|
| Россия в Первой мировой войне | 2 | Уметь готовить развернутый план на вопрос «Внешняя политика России накануне первой мировой войны». Выявлять причины войны. Дискутировать о характере войны. Анализировать планы противоборствующих сторон до начала войны. Оценивать степень готовности России к войне | Хронологическая таблица «Основные сражения Первой мировой войны» |
17 |
|
| Россия в год революционных потрясений (Россия от Февраля к Октябрю) | 1 | Знать предпосылки и причины Февральской революции 1917 года. Давать сравнительную характеристику апрельского, июньского, июльского кризисов власти. Уметь определять причины Корниловского мятежа | Реферат: «Жизнь и деятельность последнего русского царя». Схема «Альтернативы развития страны от Февраля к Октябрю»
|
18 |
|
| Россия в год революционных потрясений (события октября 1917 г., их оценка) | 1 | Уметь определять характер преобразований большевиков. Давать оценку первой Конституции Советского государства и первым преобразованиям. Проводить синтез информации из различных источников | Работа с дополнительной литературой и историческими документами Советского государства. Характер событий октября 1917 года в оценках современников и историков |
19-20 |
|
| Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России | 2 | Знать причины Гражданской войны и интервенции. Давать сравнительную характеристику белого и красного движений. Уметь проводить синтез информации из различных источников. Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы, теории. Определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию | Подготовить сообщение: «Антоновщина. Крестьянская война на Тамбовщине» |
IV. Развитие индустриальных стран в 1920-1930- е годы (13 ч.) | ||||||
21-22 |
|
| Новая экономическая политика | 2 | Знать причины принятия НЭПа. Сравнивать НЭП с политикой «военного коммунизма». Уметь работать с дополнительной литературой. Заполнять таблицу | Тестирование по третьему разделу. Исследование: «Новая экономическая политика в оценках историков и современников» |
23-24 |
|
| Образование СССР и его международное признание | 2 | Уметь сравнивать предложенные варианты создания единого государства, настолько они соответствовали задачам, стоящим перед советскими республиками. Характеризовать цели советской внешней политики | Сравнительная таблица «Пути построения единого советского государства» |
25 |
|
| Культура и искусство после октября 1917 г. | 1 | Знать особенности духовной жизни страны в 1920-е годы. Характеризовать достижения в различных областях искусства | Работа с дополнительными источниками исторической информации по теме: «Красный террор в отношении деятелей культуры и церкви» |
26 |
|
| Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Индустриализация | 1 | Уметь определять цели модернизации, её источники и методы проведения. Сопоставлять различные точки зрения на происходившие события | Составление развернутого плана на вопрос: «Достижения и издержки модернизации в СССР» |
27 |
|
| Модернизация экономики. Коллективизация сельского хозяйства. Культурная революция | 1 | ||
28 |
|
| Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления | 1 | Уметь выявлять причины прихода И.В. Сталина к власти. Сопоставлять различные точки зрения на происходившие события. Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы, и теории | Тренинг по датам |
29 |
|
| Государства демократии – США, Англия и Франция | 1 | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, работать по карте, работать с историческими текстами, сравнивать пути выхода из кризиса США, Англии, Франции. Выяснять причины конфликтов коммунистов и социал-демократов | Ответить на вопросы плана |
30-31 |
|
| Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие | 2 | Уметь характеризовать духовный климат советского общества во второй половине 1920-х -1930-х годов, его положительные и негативные черты. Составлять развёрнутый план | Подготовка и презентация рефератов |
32-33 |
|
| Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии | 2 | Знать условия возникновения тоталитарных режимов в Италии и Германии. Уметь сравнивать пути прихода к власти Б. Муссолини и А. Гитлера | Тренинг по датам и понятиям. Заполнить таблицу «Причины роста националистических настроений в Германии, Италии, Японии». Сделать вывод о причинах роста националистических настроений |
V. СССР в системе международных отношений в 1940-е годы (2 ч.) | ||||||
34 |
|
| Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-гг. | 1 | Знать хронологию развития международных событий накануне Второй мировой войны. Уметь различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и теории. Работать с источниками | Тестирование по четвертому разделу, сопоставление различных точек зрения по теме урока |
35 |
|
| СССР и Германия накануне Великой Отечественной войны | 1 | Уметь работать на карте, дискутировать, использовать различные источники знаний, выделять главное, делать соответствующий вывод | Работа с документами, проблемные задания |
VI. Советский Союз в Великой Отечественной войне и страны Запада (4 ч.) | ||||||
36 |
|
| Начальный период войны: июнь 1941 – ноябрь 1942 годы. Тестирование «СССР в 1939-1941 гг.» | 1 | Знать причины поражения Красной Армии на начальном этапе войны. Знать и объяснять причины неудач на начальном этапе войны | Тестирование по пятому разделу. Составлять развёрнутый план ответа «Героизм народа на фронте и в тылу» |
37 |
|
| Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 года | 1 | Уметь сравнивать соотношения сил СССР и Германии в сражениях под Москвой, Сталинградом и курском. Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и теории. Работать с источниками | Составление тезисов по теме: «Сталинградская битва и её значение», «Курская битва» |
38 |
|
| Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны | 1 | Знать хронологию важнейших военных и политических событий конца 1944 — весны 1945 гг. Уметь характеризовать и оценивать политику СССР на территориях, освобожденных от оккупантов. | Подготовить сообщение по выбору «Русская православная церковь в годы войны», «Ленд-лиз и его значение» |
39 |
|
| Причина, цена и значение Великой Победы | 1 | Знать важнейшие решения Потсдамской конференции. Уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа | Работа с различными источниками информации по теме. Подготовка реферата |
VII.СССР и мировое развитие в период «холодной войны» (7 ч.) | ||||||
40 |
|
| «Холодная война» и раскол Европы | 1 | Знать цели СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны. Уметь работать с источниками | Тестирование по шестому разделу. Хронологическая таблица «Внешняя политика СССР» |
41 |
|
| СССР в последние годы И.В. Сталина | 1 | Уметь характеризовать политику, проводимую в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим, интеллигенции | Проблемные задания по теме урока. Эссе «Власть и культура» |
42 |
|
| Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС | 1 | Знать содержание главных решений XX съезда КПСС, раскрывать суть реформ Н.С.Хрущева Уметь раскрывать противоречивые тенденции в КПСС в период правления И.В. Сталина. | Выполнение проблемных заданий |
43 |
|
| Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг. | 1 | Уметь характеризовать наиболее значимые проблемы внутренне и внешней политики, проводимой Н.С. Хрущевым | Составлять таблицу «Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Н.С.Хрущева» |
44 |
|
| Духовная жизнь в СССР в 1940-е – 1960-е гг. Повторение по теме «Советский Союз в первые послевоенные десятилетия» | 1 | Уметь характеризовать церковь после войны. Демократизация страны в период оттепели. Составление тестов «Достижения советской науки и техники». | Сообщения обучающихся «Церковь после войны», «Демократизация страны в период оттепели» |
45 |
|
| СССР и крушение колониальной системы | 1 | Знать причины процесса деколонизации. Роль СССР в борьбе за независимость бывших колоний. Выяснить сущность термина «идея социалистической ориентации развития» | Работа с различными источниками информации по теме. Подготовка реферата |
46 |
|
| Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х-начало 1960-х гг. | 1 | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Составлять письменный конспект с изложения учителя. Выделять главное от второстепенного, делать вывод. | Работа по карте, ответы на вопросы. |
VIII. СССР в годы коллективного руководства (8 ч.) | ||||||
47 |
|
| Политика и экономика: от реформ к «застою» | 1 | Уметь характеризовать необходимость и сущность экономических реформ | Тестирование по седьмому разделу. Примеры, иллюстрирующие перемены, произошедшие в КПСС в 1960 -70-х гг. Реферат «Теория развитого социализма» |
48 |
|
| Духовная жизнь в СССР в 1960-е – 1980-е гг. | 1 | Уметь раскрывать влияние разрядки на рост идеологических оппозиций в стране. Сравнивать методы борьбы с инакомыслием в 1970-е -1980-е годы с предшествующими периодами государства | Подготовить материалы по теме «Борьба с инакомыслием. Нарастание социальной элитарности и массовых настроений» |
49 |
|
| Углубление кризисных явлений в СССР | 1 | Знать причины провала политики разрядки. Уметь сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведённые в различных источниках | Сообщения по теме «Теневая экономика» в СССР», «Возникновение диссидентского и правозащитного движения» |
50 |
|
| СССР на международной арене 1960-1970-е гг. | 1 | Уметь анализировать влияние событий 1968 г. Определять причины перехода к политике разрядки | Реферат по теме «Техническое, военное, научное, хозяйственное сотрудничество СССР и государств (по выбору) в Африке» |
51 |
|
| Кризис моделей развития: конец 1960-1970-е гг. | 1 | Уметь объяснить термин «застой». Давать оценку изучаемого периода | Заполнить таблицу: «СССР и международные конфликты конца 1960-х – начала 1970-х годов» |
52 |
|
| Период партнерства и соперничества между СССР и США | 1 | Знать предпосылки перехода к политике разрядки. Уметь сравнивать мотивы и стремления к разрядке у руководства СССР и США. | Ответить на вопросы |
53-54 |
|
| Наука, литература и искусство. Спорт 1960-1980-е гг. в СССР. Новая эпоха в развитии науки и техники. | 2 | Знать новые явления в развитии культуры страны. Уметь сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведенные в различных источниках | Презентации сообщений. Составить таблицу «Развитие науки и техники во второй половине ХХ века и их влияние на общество» |
IX. Модернизационные процессы в мире конца ХХ века. От СССР к Российской Федерации (10 ч.) | ||||||
55 |
|
| Политика перестройки в сфере экономики | 1 | Знать факторы, действовавшие в разных сферах общества, которые препятствовали перестройке | Тестирование по восьмому разделу. Найти примеры, иллюстрирующие изменения, произошедшие в КПСС в данный период |
56 |
|
| Развитие гласности и демократии в СССР | 1 | Уметь сравнивать «оттепель» хрущевского времени и политику гласности М.С.Горбачёва. Характеризовать основные направления взглядов на прошлое и будущее страны. | Работа с дополнительными источниками по оценке гласности |
57 |
|
| Новое политическое мышление: достижения и проблемы | 1 | Уметь сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведенные из различных источников. Дискуссия об итогах политики, основанной на новом мышлении.. | Подготовить сообщение: «Война в Афганистане», составление тезисов |
58 |
|
| Кризис и распад советского общества | 1 | Знать причины, приведшие к обострению национальных конфликтов | Эссе: «Можно ли считать распад ССР закономерным явлением?» |
59 |
|
| Демократические революции в Восточной Европе | 1 | Уметь выявлять общее и особенное в причинах и способах осуществления демократических революций в Восточной Европе и в СССР | Составить хронологическую таблицу «Основные этапы процесса реформирования в СССР». Подготовить сообщение «М.С. Горбачев – первый и последний президент СССР». |
60 |
|
| Модернизационные процессы 1980 – 1990-х гг. в США и странах Европы. | 1 | Уметь характеризовать взгляды неоконсерваторов на основные проблемы общественной жизни. Определять принципы неоконсерватизма | Ответить на вопросы |
61 |
|
| Страны Азии и Африки, Латинской Америке: проблемы модернизации | 1 | Знать особенности модернизации этих стран | Составить развернутый план ответа по теме: «Проблемы развития больших колоний и полуколоний и пути их решения» |
62-63 |
|
| Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. | 2 | Уметь характеризовать экономическое развитие России в указанный период, формулировать выводы об итогах парламентских и президентских выборов анализировать действия федеральных сил в Чечне во время чеченских войн. | Анализ СМИ |
64 |
|
| Повторительно-обобщающий урок «Россия в XX- начале XXI в.» | 1 |
| Понятийный диктант, тесты. |
65-68 |
|
| Резервные уроки | 4 |
|
|
12