Тема: Усиление королевской власти в ХVI-ХVII в.
Задание № 1
Абсолютизм — ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А) Перечислите основные черты абсолютной монархии
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2 . Выделите правильные утверждения.
Основные черты Нового времени — это:
а) внедрение в жизнь великих изобретений Средневековья;
б) использование новых источников энергии и передача ее механизмам;
в) развитие мануфактурного производства;
г) укрепление цеховой системы;
д) рост торговли и товарно-денежного хозяйства;
е) усиление закрепощения крестьян;
ж) численный рост буржуазии и усиление предпринимательской деятельности;
з) рост влияния городов в экономической жизни Европы;
и) укрепление натурального хозяйства.
Тема: Реформация и укрепление абсолютизма в Европе
Задание № 3. Внимательно прочитайте текст и подчеркните те черты в деятельности католической церкви и в повседневной жизни священнослужителей и монахов, которые вызывали протест у большинства европейцев.
Городской поэт Фрейданк писал о папской власти:
Ручьи сокровищ в Рим бегут,
Здесь вечный находя приют.
Но на дыру без дна похож,
Безбожный Рим не полон все ж.
Ручьи грехов сюда стекают,
И здесь их людям отпускают…
Кто нравы Рима узнает,
Охладевает к вере тот.
Немецкий городской поэт Ганс Сакс (XVI в.) писал:
Есть у попов про всех товар,
Лишь покупай — и млад и стар!
Известно, каждый поп и инок
Дом Божий превращают в рынок:
Дают реликвии доход,
А главное — в церквах идет
Продажа индульгенций бойко,
Вот что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна.
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжет мирянам:
За мощи выдав зуб быка,
Он им притронется слегка
К болящему — и дань сберет…
Страдает от попов народ,
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнет он спину,
Чтоб отдавать им десятину.
Коль не заплатишь — проклянут,
Изгонят, свечи вслед швырнут,
Другим чтоб было неповадно.
Трудиться разве не досадно
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактирах было можно,
Курить и пьянствовать безбожно?
Задание № 4. Какие причины привели к борьбе за переустройство церкви? Отметьте те положения, которые вы считаете правильными:
б) сбор десятины;
в) торговля индульгенциями;
г) организация крестовых походов;
д) вмешательство духовенства в вопросы светской власти;
е) потребность верующих в духовном обновлении;
ж) подавление церковью крестьянских и городских движений протеста;
з) запрет со стороны церкви на строительство мануфактур, поддержка ею цеховых ограничений.
Задание № 5.
Какие изменения в результате Реформации хотели получить ее сторонники в Германии?
Феодалы | Горожане | Крестьяне | |
|
|
|
|
Задание № 6. Заполните пропуски в тексте:
А) Реформация__________________________________________________________________________________________________________________________
Родина Реформации_________________________________. Начало Реформации____________г., когда _______________________выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций.
Б) Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.
Причины__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины поражения восставших____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7. Заполните таблицу.
Основоположник
| Название. Основные положения | |
|
|
|
Тема: Распространение Реформации в Европе
Задание № 8. Заполните пропуски.
Кальвинизм__________________________________________________________________________________________________________________________
Родина кальвинизма _______________________________________________
Основоположник кальвинизма_______________________________________
Задание № 9. Подчеркните те моральные ценности, которые провозглашал кальвинизм:
а) бережливость; б) расчет; в) развлечения; г) скупость; д) накопление; е) установление общественной собственности; ж) умеренность в быту;
з) трудолюбие.
Задание 10. Что вам известно об этих людях?
Мартин Лютер —__________________________________________________
__________________________________________________________________
Карл V —_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Томас Мюнцер- ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Жан Кальвин —____________________________________________________
__________________________________________________________________
Игнатий Лайола____________________________________________________
__________________________________________________________________
Тема: Королевская власть и Реформация в Англии.
Задание № 11. Выберите правильный ответ.
Реформацию в Англии называют королевской, потому что:
а) английский парламент вынудил первого короля из династии Тюдоров подписать акт о реформе церкви; б) Генрих VIII провел в стране реформу церкви, так как без этого парламент не соглашался признать его королем; в) Генрих VIII провел реформу церкви по личной инициативе.
Задание № 12. Подведите итоги.
Чем закончился для Англии XVI в.?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Задание № 13. Заполните таблицу «Причины участия в гугенотском движении представителем французского общества».
Причины | |
|
|
Задание № 14 . Заполните пропуски в тексте.
Религиозные войны во Франции проходили __________________________. Гугеноты получали помощь от______________________________________________________, а католики от _________________.В правление Карла IХ большое влияние имела_________________________________________.24 августа _______________г. произошла свадьба_____________________________________________,
которая вошла в историю под названием_____________________________________. Это событие сопровождалось_______________________________________________. Генрих Бурбон спася так, как________________________________________________. В ходе войны тех Генрихов (___________________________________________________________________)
Остался в живых и стал королем Франции____________________________________. Для этого Генрих Наварский принял _________________________________________. Для прекращения религиозных войн в ___________________________________г. был подписан _________________________________________________________________.
Итогом Реформации во Франции стало ________________________________________
Курс Генриха IУ продолжил первый министр королевства ________________________
_________________. При нем не существовало__________________________________
_________________________________. Армия стала самой _______________________.
Тема: Революция в Нидерландах
Задание № 15. Из текста § 14 выпишите те проявления испанской политики, которые стали причиной конфликта между двумя странами.
В области религии | |
|
|
Задание № 16. В XVI в. В Нидерландах нарастало недовольство властью испанского короля. Отметьте слои населения, заинтересованные в свержении власти испанского монарха:
а) служители католической церкви; б) крупное купечество; в) люди свободных профессий; г) дворянство; д) рабочие мануфактур;
е) ремесленники; ж) матросы; з) крестьяне; и) испанские чиновники
Задание № 17. Заполните пропуски в тексте.
Семь северных провинций Нидерланд в_________г. подписали _________________________. Новое государство стало называться ______________________республикой. В_________году Испания признала независимость Голландии.
Задание № 18
. *Прочитайте заметки английского купца и экономиста Томаса Мэна о причинах подъема Голландии в начале XVII в. Подчеркните причины экономического расцвета страны.
С тех пор как они сбросили с себя ярмо испанского рабства, как чудесно они развили свои способности! Какие большие средства получили они, чтобы защищать свою свободу против мощи такого врага! И не произошло ли это благодаря их непрерывному усердию в торговле? Не являются ли их провинции складами товаров для большинства стран христианского мира, благодаря чему их богатство, судоходство, моряки, ремесла, народ, а потом и собственные доходы…выросли до удивительной высоты? Если мы сравним времена их порабощения с их настоящим состоянием, они покажутся нам другим народом.
…Такая маленькая страна… может снабжать и но снабжает и продает другим государствам суда, артиллерийские орудия, снасти, зерно, порох, пули и так далее и все, что только голландцы собирают со всех концов мира благодаря своей усердной торговле… А для того чтобы достигнуть всего этого… они имели мало средств, кроме рыболовства… И сами Генеральные штаты в своей прокламации прямо описывают ценность рыболовства в следующих словах: «Крупное рыболовство и ловля сельдей являются главным занятием и основной золотоносной жилой Соединенных провинций; благодаря им много тысяч хозяйств, семейств, ремесел, торговых дел и занятий процветают и работают…»
Если вы можете назвать и другие причины, запишите их ниже.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ
Задание № 19
1. Выберите правильный ответ.
1.1. Реформация — это:
а) отмена цеховых ограничений; б) междоусобные войны; в) борьба за переустройство церкви.
1.2. «Вторым патриархом» Реформации, вдохнувшим в нее свежие силы, стал:
а) М. Лютер; б) Т. Мюнцер; в) И. Лойола; г) Ж. Кальвин; д) Т. Кромвель.
1.3. Страны, которые в результате Реформации ушли из-под власти римских пап:
а) Англия; б) Шотландия; в) Скандинавия; г) Италия; д) Северная Германия; е) Испания; ж) часть Франции; з) Голландия; и) Португалия.
1.4. Защитники католической веры и папского престола:
а) Генрих VIII Тюдор; б) Карл V; в) Елизавета I Тюдор; г) Мария Кровавая; д) Екатерина Медичи.
Задание № 20
2. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
2.1 Реформация проходила в Европе в XV в. (да; нет).
2.2. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации в Англии (да; нет).
2.3. Мартин Лютер много сил и времени отдал поддержке крестьян в их борьбе против феодалов (да; нет).
2.4.Основным результатом победы Реформации в Англии и окончания гражданских войн во Франции стало укрепление в них абсолютизма (да; нет).
2.5. Учение Кальвина способствовало развитию личности, готовой к активной жизненной борьбе, в том числе и к предпринимательству (да; нет).
2.6. Для борьбы с Реформацией был создан орден иезуитов, стремившийся «вернуть заблудшие массы в ограду церкви» (да; нет).
Задание № 21
3. Какие события произошли в эти годы?
1540 г. -___________________________________________________________
1517 г. -___________________________________________________________
1534 г. –__________________________________________________________
1562-1594 г._______________________________________________________
Август 1572 г.-_____________________________________________________
1576_г.___________________________________________________________
1588 г. -___________________________________________________________
1598 г. -___________________________________________________________
1609 г. ____________________________________________________________
Задание № 22. Объясните термины.
Протестант —____________________________________________________________________________________________________________________________________
Гугенот —____________________________________________________________________________________________________________________________________
Иезуиты_____________________________________________________________________________________________________________________________
Англиканская церковь — ____________________________________________________________________________________________________________________________________
«Кровавое законодательство» —____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пуритане ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Гугеноты____________________________________________________________________________________________________________________________
Гарант____________________________________________________________
Эдикт_____________________________________________________________Морские гезы______________________________________________________
Литература
Всеобщая история в таблицах и схемах. М., «Лист», 2004.
Тесты по новой истории. 1500-1800: 7 кл: к учебнику Юдовской А.Я. :- М.: 2007.
Жукова Л.В.Контрольные и проверочные работы по истории: — М. Дрофа, 2001 гг.
Новая история 1500-1800 гг. Поурочные планы по учебнику Юдовской:-М. Учитель, 2006.
Рабочая тетрадь по новой истории для 7 класса.
Новая история. 1500-1800 гг. Поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я.:-М. Учитель, 2006.
Юдовская А.Я. Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 7 классы.-М.: Просвещение. 1997.
11