Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Бородино Красноярского края
Конспект урока по истории древнего мира
в 5 классе
«Древнейший Рим»
подготовила
учитель истории и обществознания
Максимова Татьяна Владимировна
г. Бородино
2013 год
Тема: Древнейший Рим
Цели:
Способствовать формированию представления о зарождении древнеримской цивилизации.
Создать условия для развития информационных и коммуникативных умений.
Развитие интереса к теме через использование различных приёмов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок-исследование.
Оборудование: Карта “Древний Рим”.
Понятия:
Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции – потомки основателей Рима.
Даты: 753 год до н. э. – основание Рима.
I. Повторение пройденного материала.
Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.
На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна.
(Египет)
Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда.
(Междуречье)
На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит.
(Финикия)
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны.
(Китай)
Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить,
Что учитель повелит.
(Педагог. Греция.)
II. Целеполагание.
— Какую страну мы изучили? (Грецию)
— Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ). Покажите этот путь на карте.
Учитель объявляет тему урока.
III. Изучение нового материала.
Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)
На наших занятиях, изучая любую страну, мы используем определённый план.
Назовите его пункты.
(1. Географическое положение государства.
2. Природные условия.
3. Занятия жителей.
4. Цари, правившие в данном государстве.
5. Культура.)
— Вопросы, которые мы будем рассматривать те же.
— Давайте вспомним, какой источник мы используем при изучении географического положения страны? (карту)
— Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства.
— В наши дни Рим – это столица Италии.
— Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта, Афины)
— Ребята, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)
— Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).
Выдвижение гипотез.
— Давайте представим, что мы с вами учёные – историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)
Тогда за работу! Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)
— Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?
Внимание, задание:
Прочитать легенду и приготовить пересказ.
1 ряд: читает легенду об основании Рима в учебнике (пункт 1, стр. 204 — 206)
2 ряд: работает с легендой по распечатке (Приложение 1 )
3 ряд: с 1 по 3 парту по учебнику, 4 и 5 по документу.
Работа с источниками:
— Найдите расхождения в легендах.
— Как вы думаете, почему мы нашли эти неточности?
— Что в легендах вымысел, а что правда?
Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.
Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.
Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.
“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, — гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.
Работа с картой:
Найдите на карте подтверждения, описанных природных условий.
Каким занятиям благоприятствовали они? (земледелию, рыболовству и торговле)
Любая страна это не только территория, но и население, которое там живёт. Обратимся к учебнику с.207 – 208. Знакомясь с текстом, выделите категории населения, проживающие в Риме.
Закрепление материала:
— Ребята о чём мы сегодня узнали на уроке?
— Чтобы закрепить материал, мы поступим следующим образом:
1 ряд – решает тест;
2 ряд – отгадывает кроссворд;
3 ряд – отвечает на вопросы к источнику. (Приложение 2 )
Рефлексия:
Что я узнал для себя на уроке?
Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?
Комфортно ли мне было работать?
Оцени свой вклад в урок по листу самооценки
Приложение 1
Легенда об основании Рима.
Один из царей Альба-Лонги, умирая, призвал двух своих сыновей – Нумитора и Амулия и сказал им: «Пусть каждый из вас выберет себе что пожелает. Один пусть возьмёт корону и власть, другой – всё моё богатство».
Нумитор, выбрав корону, стал царём Альба-Лонги. Коварный Амулий взял себе золото, решив, что оно поможет ему добиться власти. С помощью заговора Амулий сверг брата с трона и стал повелителем города. У Нумитора была дочь Рея Сильвия, Амулий боялся, что у неё родятся дети, которые смогут отомстить ему за своего деда. Чтобы предупредить это, он назначил Рею Сильвию жрицей богини домашнего очага Весты. Жрицы этой богини – весталки – обязаны были дать обет безбрачия. За нарушения обета им грозила смерть.
Амулий успокоился, зная, теперь, что у Нумитора не будет внуков. Однако вскоре царю донесли, что Рея Сильвия родила двух мальчиков. Рассказывали, что их отцом был сам бог войны Марс.
Амулий был разгневан и испуган. Он приказал казнить Рею Сильвию, но за неё заступилась дочь Амулия. Амулий внял мольбам дочери и отменил казнь, повелев заточить Рею Сильвию в темницу навечно. Но детей царь не пощадил: он вызвал доверенного слугу и приказал ему бросить новорождённых в реку Тибр. Слуга взял младенцев, положилих в деревянное корыто и понёс к реке. Он спустился к воде, но побоялся волн и бурного, стремительного течения и оставил корыто на берегу. Раб полагал, что волна подхватит корыто, унесёт его и близнецы утонут.
Вода в реке быстро прибывала, и волна подхватила корыто, но течение вынесло деревянную колыбель на тихое место, где она и застряла в корнях большого дерева.
В это время пастух, пасший у реки царское стадо, увидел внизу, у воды корыто с двумя младенцами. Он заметил также и волчицу, которая подошла к этому месту, чтобы напиться. Пастух хотел броситься на помощь, так как подумал, что зверь сожрёт детей, но остановился, поражённый необыкновенным зрелищем. Он увидел, что волчица, подойдя к детям, ласково их облизала и стала кормить своим молоком. Затем прилетел дятел и принёс в клюве пищу. Когда волчица ушла, а дятел улетел, пастух спустился к реке, взял деревянное корыто с детьми и унёс к себе домой. Он назвал одного мальчика Ромулом, другого – Ремом.
Ромул и Рем выросли сильными, высокими юношами. Их уважали и любили за то, что они помогали бедным людям.
Смелость юношей обеспокоила Амулия, и он приказал схватить братьев.
Когда Рем шёл с товарищами, на него напали царские воины и схватили его. Пастух умолял Ромула помочь выручить Рема. Царю донесли, что какие-то вооружённые люди ворвались в город и движутся к дворцу. Это подоспел Ромул. Дворец был окружён, а Амулий убит.
Братья провозгласили своего деда царём Альба-Лонги, освободили из тюрьмы свою мать.
Ромул и Рем решили основать свой город. Выбрали место, куда когда – то были выброшены Тибром и где их вскормила волчица.
Братья спорили. Когда Ромул стал копать ров, Рем портил его работу. Насмехаясь, Рем перепрыгнул через ров и был убит. После похорон брата Ромул принялся за постройку города.
Приложение 2.
Задание. Прочитайте текст «Закон Ромула» — фрагмент из сочинения древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского.
Определите, кого считали римляне основателем закона и порядка в Риме;
Назовите, кто по закону считался в Риме низшим, а кто высшим;
Объясните, какие обязанности имели патриции, а какие плебеи;
Назовите, какие обязанности по отношению друг к другу имели патриции-покровители и плебеи, выбравшие покровителя.
ТЕКСТ «ЗАКОН РОМУЛА»
Ромул, отделив высших от низших, дал законы и установил, что кому из них делать; патрициям – управлять и исполнять жреческие должности, плебеям – возделывать землю, кормить скот и заниматься доходными ремёслами. Он поручил патрициям народ, разрешив каждому избирать кого он захочет себе покровителем. Патриции-покровители должны были объяснять законы тем, кто вступил под их покровительство, присутствовать и помогать им в суде. А те, в свою очередь, обязаны были помогать покровителю при выдаче замуж дочерей, если родителям недостаёт средств, выкупать их у врагов, если они сами или их дети взяты в плен, а также платить за них штрафы государству, если они будут осуждены.
Решите тест.
Рим расположен:
А. на Балканском полуострове;
Б. на севере Европы;
В. в Италии;
Г. в Западной Азии.
Природно-климатические особенности Италии:
А. каменистые почвы;
Б. полноводные реки;
В. суровые снежные зимы;
Г. высокогорные пастбища.
Предание гласит, что матерью Ромула и Рема была:
А. волчица;
Б. богиня Веста;
В. богиня Гера;
Г. весталка Рея Сильвия.
Плебеи – это:
А. переселенцы из других областей;
Б. люди, обращённые за долги в рабство;
В. народность, обитавшая к северу от Тибра;
Г. потомки древнейших жителей Рима.
В управлении Древнего Рима не принимали участие:
А. цари;
Б. стратеги;
В. сенаторы;
Г. мужчины-патриции.
Список использованных источников
Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. М. Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003