КОНСПЕКТ УРОКА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.»
Технологическая карта урока
1. Вторжение Наполеона в Россию. 2. битва под Смоленском. 3. Бородинское сражение. 4. Совет в Филях и оставление Москвы. 5. Отступление и гибель «Великой армии». Каждое историческое событие имеет определенные последствия; победа в Отечественной войне 1812 года послужила началом гибели армии Наполеона и освобождением стран Европы от наполеоновского владычества. Победа достигнута в результате полководческого искусства русских генералов, патриотизма и героизма русских людей, единства в борьбе. | |
Планируемые результаты изучения материала. | Учащиеся понимают, что победа в войне — это великий подвиг русского народа. Определяют историческое значение войны по рассказу учителя и ответам одноклассников. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности. | Иллюстративно-репродуктивный метод с познавательным заданием: 1. Определить причины победы русских в Отечественной войне. 2. Сделать вывод об историческом значении этой победы. Форма урока: комбинированный урок с использованием сообщений учащихся. Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный повествовательный рассказ, беседа, организация работы с картой, картосхемой, учебной картиной, персонификация (М.И.Кутузов), эвристическая беседа (итоги и значение войны, причины победы), обучение решению учебных проблем и предъявлению результатов своей деятельности, обсуждение значимости содержания урока для личности подростка. |
Развитие умений учащихся. ОУУН. | Развитие картографических умений, выделение главного, предъявление результатов учебного задания, учатся оценивать исторические события, готовить сообщение, делать выводы, слушать рассказ учителя, работать с учебной картиной, составлять хронологическую таблицу, характеризовать исторического деятеля. Учатся сопереживать. |
Основные понятия и термины. | Отечественная война, Бородинское сражение, народное ополчение, партизаны, флеши, редут, батарея, фураж. |
Источники информации, оборудование | — учебник «История России XIX век» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина §4; — рабочая тетрадь «История России XIX век» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, часть 1, §4; — карта «Отечественная война 1812 года»; Образовательное пространство расширяется: — Детская энциклопедия по истории; — М.Ю.Лермонтов «Бородино»; — В.Н.Белязин «1000 занимательных сюжетов из русской истории». — Мультимедийный компьютер; — Мультимедийный проектор; — Презентация;
|
ЦЕЛИ УРОКА
Образовательная:
Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер.
Воспитательная:
Воспитывать чувство гордости и любви к родине на примерах подвигов российского народа и великих полководцев.
Развивающая:
Продолжить работу по развитию умения определять и объяснять понятия, сравнивать, развивать навыки работы с картой; дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами русского языка.
ХОД УРОКА
(комментарии к технологической карте урока)
Оргмомент: готовность к уроку, приветствие.
Начало урока: демонстрируется слайд.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Откройте тетради, запишите тему урока.
Изучая тему, работаем по следующему плану:
1. Вторжение Наполеона в Россию.
2. Битва под Смоленском.
3. Бородинское сражение.
4. Совет в Филях и оставление Москвы.
5. Отступление и гибель «Великой армии».
Запись домашнего задания: при выполнении домашнего задания вы будете готовиться по материалам §4, в рабочей тетради задание №….
РАБОТА ПО ТЕМЕ
1. Давайте вспомним из предыдущего урока, каковы причины войны между Россией и Францией. (После ответов учеников, демонстрируется слайд со схемой – презентация)
Итак, в ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона вторглись в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Запишите эту дату в свои тетради.
Каково же было соотношение сил русской и наполеоновской армий?
Слушая рассказ, заполните таблицу.
запись
демонстрация портретов (Демонстрируется слайд — презентация)
А теперь давайте проверим ваши таблицы.
Вопросы:
Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий?
Каков был характер войны для обеих сторон?
Каковы же были планы Наполеона?
Он хотел двинуться на Москву, и, разгромив поодиночке 3 русские армии, взять город. Он говорил: (Демонстрируется слайд — презентация)
С приближением ночи Наполеон приблизился к реке Неман.
(Демонстрируется карта — презентация)
Показ по карте расположение русских войск.
Барклай де Толли принимает единственно правильное решение – не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1 и 2 армий под Витебском. Но только лишь во второй половине июля армии встретились под Смоленском. Под общим командованием Барклай де Толли. Таким образом, план Наполеона был сорван.
Работа по контурным картам в рабочих тетрадях.
-отметить расположение русской армии
-отметить города Смоленск, Москва, реку Нарва
-отметить направление наступлений войск Наполеона, и отступления русской армии.
2. В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Не смотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс. своих солдат. Барклай де Толли считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. (Звуковая дорожка, слайд — презентация)
После того как русские войска и население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража, на которые так рассчитывал Наполеон, захватить так и не удалось.
Фураж – корм для лошадей. (работа с учебником (стр. 29) и рабочей тетрадью).
Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед объявили Барклай де Толли. По всей России стали распространяться слухи о его измене, и вопрос о назначении нового главнокомандующего был поставлен народным голосом.
8 августа 1812г. М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии. (записать в тетради)
Сообщение учащегося: “Биография М.И. Кутузова”
(Демонстрируется слайд — презентация)
Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклай де Толли были верными, и отступил еще ближе к Москве. Лишь в 110км от Москвы, неподалеку от села Бородино он решил дать генеральное сражение.
3. 26 августа 1812г. в половине шестого утра началось крупнейшее сражение войны.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Чтобы подробно поговорить о Бородинском сражении, нам понадобятся термины: Работа с учебником (стр. 29) и рабочей тетрадью.
Флеши – земляные укрепления.
Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа
Ополчение – военное формирование на добровольных началах в помощь действующей армии.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Чтение пункта учебника “Бородино” и показ по карте.
(Звуковая дорожка — презентация)
Кутузов отдал приказ отступать к Москве.
— Каков был итог Бородинского сражения?
— Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву?
4. Совет в Филях.
Царь требовал дать новое сражение, но Кутузов 1 сентября собирает военный совет в подмосковной деревне Фили.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Принимается решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии это оказалось единственно верным в тех условиях шагом спасшим Россию.
2 сентября русская армия оставила Москву, а с ней покинуло город и население. Наполеон вступил в опустевший город.
5. Отступление и гибель великой армии.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Приближалась холодная осень и Наполеон принимает решение возвращаться во Францию, а русская армия, отступив по Рязанской дороге, развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 года окончательно решило судьбу армии Наполеона.
Таким образом, Наполеону пришлось отступать по разоренной смоленской дороге.
В стране разрасталось партизанское движение (работа с рабочей тетрадью).
Партизан – член народного вооруженного отряда действующего в тылу врага.
Инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным. В Районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками, но Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся, правда, огромные потери. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию.
6 января 1813 г. Александр I издает манифест об окончании войны (запись в тетрадях).
Отечественная война закончилась.
6. Обобщение и закрепление изученного материала.
Выполнение заданий по рабочей тетради.
Задание № 1, 2, 3, 5. 6, 8.
7. Выполняя домашнее задание, попробуйте ответить на вопрос, каково историческое значение Отечественной войны 1812 года.