Ф.И.О. Горюнова Валентина Харитоновна
Место работы: МО ШИСП
Должность: учитель истории и обществознания
Тема урока: «Поход Александра Македонского на Восток»
Цель урока: познакомить обучающихся с одним из могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные: сформировать своё отношение к исторической личности изучаемой эпохи, выяснить какой же он герой: отрицательный или положительный, уважение к истории и роли личности в истории.
Предметные: познакомить с завоеваниями Александра Македонского, используя карту, рассказывать о военных победах Великого завоевателя, знать исторические понятия, даты и события.
Метапредметные: развивать логическое мышление, лаконично и чётко формулировать свои идеи, версии, уметь правильно делать самостоятельные выводы и суждения.
Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, проблемный, эврастический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Средства обучения: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, рабочие тетради, доска, атлас, настенная карта.
Основные понятия, изучаемые на уроке: фаланга, эллинизм, стратег, автократ.
Технологическая карта:
Этап | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время в мин. | |
1. | Организационный момент. | Умение настраиваться на творческую работу, оказывать друг другу помощь. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра, ведь доброта – самое удивительное явление в мире. «Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу, мы друг другу поможем». Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно, итак, за работу | Включение обучающихся в образовательный процесс. | 1,5 мин. |
2. | Погружение в историческую эпоху. | Находят достоверную информацию из отрывка фильма, анализируют | Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о Македонии, для того, чтобы погрузиться в историческую эпоху, которую мы изучаем. Смотрите и слушайте внимательно, так как вы должны ответить на вопросы: — Кто был царём македонского царства? — Каково его любимое занятие? — Как звали его жену? — Какое имя дали своему сыну Олимпия и Филипп? — Кто догадался, о ком идёт речь? — Как вы считаете, продолжил ли Александр Македонский завоевательные походы своего отца? Да, ребята, вы правильно определили тему нашего урока. Итак, за работу!
| Внимательно смотрят и слушают фрагмент фильма о Македонии. | 4,5 мин. |
3. | Изучение нового материала. | Определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, обобщать, делать выводы, находить достоверную информацию в различных источниках, выделять причины и следствия, умение работать в группах, парами, излагать своё мнение, аргументируя его. | Сегодня на уроке мы попробуем выяснить, почему Александру Македонскому удалось завоевать полмира? И его по праву называли царём Азии. Мы попытаемся дать свою оценку произошедшим событиям. На слайде главный вопрос -Как вы думаете, что для этого нам необходимо знать? Ваши предложения, идеи, версии. — Где жил Александр Македонский? — Найдите на карте территорию государства Македония. Отрываем тетради, записываем число и тему урока. Для того, чтобы выяснить причины завоевания такой большой территории в Азии предлагаю разделиться на 4 группы. Каждая группа получит задание и начнёт работать. Задания ла листочках находятся на доске. Но, прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте, ребята вспомнить правила работы в группах: — не кричать, уметь договариваться, быть активным; и т.д. По выполнению задания группа берётся за руки и поднимает их вверх. 1 группа – даст нам характеристику личностным качествам Александра Македонского. Для выполнения задания вам нужно внимательно прочитать материал, который дан в приложении №1 и дать ответы на поставленные вопросы. Посмотрите на карту и посчитайте – сколько городов имеют названия Александрия? О чём это вам говорит? 2 группа – расскажет нам о первой битве греко-македонского войска на реке Граник против персов. Воспользуйтесь материалами учебника на стр.190-191, прочитайте и ответьте на вопросы: — Как вы считаете, почему греки участвовали в походе против персов? — Первая битва и поражение огромной персидской державы. Почему? 3 группа – сражение у города Исс. Работайте по учебнику, стр.191-193, прочитайте и ответьте на вопросы: — Почему и здесь войско Александра Македонского одержало победу? — Почему Египет встретил Александра Македонского как освободителя от персов?
4 группа- сражение при Гавгамелах. Учебник на стр.193-194, прочитайте и ответьте на вопросы: — Почему войско Александра Македонского одержало победу над войском противника превосходящего по численности не менее чем в пять раз? — В чём, на ваш взгляд, кроется успех военных побед Александра Македонского?
| Выясняют основный вопрос, над которым они будут работать. Делятся на группы и получают задания. Выполняют задания. Используя речевые средства участники группы объясняют своё задание и дают ответы. Записывают в тетради даты основных сражений. | 26 мин |
4. | Физминутка (после ответа группы №2). |
| Контролирует выполнение физминутки | Выполняют физминутку. | 1 мин. |
5. | Изучение нового материала. Работа с дополнительными материалами. | Расширять объём знаний по изучаемой теме. | Ребята, вам понравилась такая историческая личность как Александр Македонский? Предлагаю вам ознакомиться с дополнительным материалом с целью расширения ваших знаний по изучаемой теме. | Выходят по одному к доске, каждый из них берёт леписток «Светика-самоцветика» и читает дополнительную информацию об Александре Македонском. | 4 мин. |
6. | Рефлексия. | Представлять информацию в различных формах. | А сейчас, ребята, закрепим свои полученные знания практически. Предлагаю выполнить задание, которое изложено в приложении №3
Используя записи в тетради по датам основных сражений (334,333,331годы до н.э.) и отметьте их на «ленте времени». | Обучающиеся выполняют практическое задание, меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Далее сверяют правильность выполнения задания, используя слайд.
Чертят «ленту времени» и отмечают даты. Один учащийся выполняет эту работу на доске. | 5 мин. |
7. | Подведение итогов урока, дача домашнего задания. | Оценивают свои способности и самостоятельно выбирают задания. | Анализирует совместно с учащимися отметки за урок. Даёт домашнее задание. Параграф 42(всем). По выбору: — Составить кроссворд по данной теме (базовый уровень – отметка «3»). — Написать историческое эссе об Александре Македонском (повышенный уровень – отметка «4»). — Написать историческое эссе об Александре Македонском с презентацией (высший уровень – отметка «5»). | Внимательно слушают и записывают домашнее задание. | 3 мин. |
1 группа
Даёт характеристику личностным качествам Александра Македонского.
Для выполнения задания вам нужно внимательно прочитать материал, который дан в приложении №1 и дать ответы на поставленные вопросы;
— Какие качества присущи личности Александра Македонского?
— Какие качества понравились вам и почему?
2 группа
Расскажет нам о первой битве греко-македонского войска на реке Граник против персов.
Воспользуйтесь материалами учебника на стр.190-191 (Первые победы).
Прочитайте и ответьте на вопросы:
— Как вы считаете, почему греки участвовали в походе против персов?
— Первая битва и поражение огромной персидской державы. Почему?
3 группа
Сражение у города Исс.
Работайте по учебнику, стр.191-193 (От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской). Прочитайте и ответьте на вопросы:
— Почему и здесь войско Александра Македонского одержало победу?
— Почему Египет встретил Александра Македонского как освободителя от персов?
4 группа
Сражение при Гавгамелах.
Учебник на стр.193-194 (Гибель персидского царства)
Прочитайте и ответьте на вопросы:
— Почему войско Александра Македонского одержало победу над войском противника превосходящего по численности не менее чем в пять раз?
— В чём, на ваш взгляд, кроется успех военных побед Александра Македонского?