Технологическая карта по истории «Поход Александра Македонского на Восток» 5 класс

Ф.И.О. Горюнова Валентина Харитоновна

Место работы: МО ШИСП

Должность: учитель истории и обществознания

Тема урока: «Поход Александра Македонского на Восток»

Цель урока: познакомить обучающихся с одним из могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать своё отношение к исторической личности изучаемой эпохи, выяснить какой же он герой: отрицательный или положительный, уважение к истории и роли личности в истории.

Предметные: познакомить с завоеваниями Александра Македонского, используя карту, рассказывать о военных победах Великого завоевателя, знать исторические понятия, даты и события.

Метапредметные: развивать логическое мышление, лаконично и чётко формулировать свои идеи, версии, уметь правильно делать самостоятельные выводы и суждения.

Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, проблемный, эврастический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Средства обучения: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, рабочие тетради, доска, атлас, настенная карта.

Основные понятия, изучаемые на уроке: фаланга, эллинизм, стратег, автократ.

Технологическая карта:

п/п

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время в мин.

1.

Организационный момент.

Умение настраиваться на творческую работу, оказывать друг другу помощь.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра, ведь доброта – самое удивительное явление в мире. «Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу, мы друг другу поможем».

Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно, итак, за работу

Включение обучающихся в образовательный процесс.

1,5 мин.

2.

Погружение в историческую эпоху.

Находят достоверную информацию из отрывка фильма, анализируют

Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о Македонии, для того, чтобы погрузиться в историческую эпоху, которую мы изучаем. Смотрите и слушайте внимательно, так как вы должны ответить на вопросы:

— Кто был царём македонского царства?

— Каково его любимое занятие?

— Как звали его жену?

— Какое имя дали своему сыну Олимпия и Филипп?

— Кто догадался, о ком идёт речь?

— Как вы считаете, продолжил ли Александр Македонский завоевательные походы

своего отца?

Да, ребята, вы правильно определили тему нашего урока. Итак, за работу!


Внимательно смотрят и слушают фрагмент фильма о Македонии.

4,5 мин.

3.

Изучение нового материала.

Определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, обобщать, делать выводы, находить достоверную информацию в различных источниках, выделять причины и следствия, умение работать в группах, парами, излагать своё мнение, аргументируя его.

Сегодня на уроке мы попробуем выяснить, почему Александру Македонскому удалось завоевать полмира? И его по праву называли царём Азии. Мы попытаемся дать свою оценку произошедшим событиям. На слайде главный вопрос

-Как вы думаете, что для этого нам необходимо знать? Ваши предложения, идеи, версии.

— Где жил Александр Македонский?

— Найдите на карте территорию государства Македония.

Отрываем тетради, записываем число и тему урока.

Для того, чтобы выяснить причины завоевания такой большой территории в Азии предлагаю разделиться на 4 группы. Каждая группа получит задание и начнёт работать. Задания ла листочках находятся на доске. Но, прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте, ребята вспомнить правила работы в группах:

— не кричать, уметь договариваться, быть активным; и т.д.

По выполнению задания группа берётся за руки и поднимает их вверх.

1 группа – даст нам характеристику личностным качествам Александра Македонского. Для выполнения задания вам нужно внимательно прочитать материал, который дан в приложении №1 и дать ответы на поставленные вопросы.

Посмотрите на карту и посчитайте – сколько городов имеют названия Александрия? О чём это вам говорит?

2 группа – расскажет нам о первой битве греко-македонского войска на реке Граник против персов. Воспользуйтесь материалами учебника на стр.190-191, прочитайте и ответьте на вопросы:

— Как вы считаете, почему греки участвовали в походе против персов?

— Первая битва и поражение огромной персидской державы. Почему?

3 группа – сражение у города Исс. Работайте по учебнику, стр.191-193, прочитайте и ответьте на вопросы:

— Почему и здесь войско Александра Македонского одержало победу?

— Почему Египет встретил Александра Македонского как освободителя от персов?


4 группа- сражение при Гавгамелах. Учебник на стр.193-194, прочитайте и ответьте на вопросы:

— Почему войско Александра Македонского одержало победу над войском противника превосходящего по численности не менее чем в пять раз?

— В чём, на ваш взгляд, кроется успех военных побед Александра Македонского?



Выясняют основный вопрос, над которым они будут работать. Делятся на группы и получают задания. Выполняют задания. Используя речевые средства участники группы объясняют своё задание и дают ответы. Записывают в тетради даты основных сражений.

26 мин

4.

Физминутка (после ответа группы №2).


Контролирует выполнение физминутки

Выполняют физминутку.

1 мин.

5.

Изучение нового материала. Работа с дополнительными материалами.

Расширять объём знаний по изучаемой теме.

Ребята, вам понравилась такая историческая личность как Александр Македонский? Предлагаю вам ознакомиться с дополнительным материалом с целью расширения ваших знаний по изучаемой теме.

Выходят по одному к доске, каждый из них берёт леписток «Светика-самоцветика» и читает дополнительную информацию об Александре Македонском.

4 мин.

6.

Рефлексия.

Представлять информацию в различных формах.

А сейчас, ребята, закрепим свои полученные знания практически. Предлагаю выполнить задание, которое изложено в приложении №3





Используя записи в тетради по датам основных сражений (334,333,331годы до н.э.) и отметьте их на «ленте времени».

Обучающиеся выполняют практическое задание, меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Далее сверяют правильность выполнения задания, используя слайд.



Чертят «ленту времени» и отмечают даты. Один учащийся выполняет эту работу на доске.

5 мин.

7.

Подведение итогов урока, дача домашнего задания.

Оценивают свои способности и самостоятельно выбирают задания.

Анализирует совместно с учащимися отметки за урок. Даёт домашнее задание. Параграф 42(всем).

По выбору:

— Составить кроссворд по данной теме (базовый уровень – отметка «3»).

— Написать историческое эссе об Александре Македонском (повышенный уровень – отметка «4»).

— Написать историческое эссе об Александре Македонском с презентацией (высший уровень – отметка «5»).

Внимательно слушают и записывают домашнее задание.

3 мин.

Свежие документы:  КТП ИЗО 1 класс (И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков)



1 группа



Даёт характеристику личностным качествам Александра Македонского.

Для выполнения задания вам нужно внимательно прочитать материал, который дан в приложении №1 и дать ответы на поставленные вопросы;

— Какие качества присущи личности Александра Македонского?

— Какие качества понравились вам и почему?





2 группа

Расскажет нам о первой битве греко-македонского войска на реке Граник против персов.

Воспользуйтесь материалами учебника на стр.190-191 (Первые победы).

Прочитайте и ответьте на вопросы:

— Как вы считаете, почему греки участвовали в походе против персов?

— Первая битва и поражение огромной персидской державы. Почему?



3 группа

Сражение у города Исс.

Работайте по учебнику, стр.191-193 (От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской). Прочитайте и ответьте на вопросы:

— Почему и здесь войско Александра Македонского одержало победу?

— Почему Египет встретил Александра Македонского как освободителя от персов?



4 группа

Сражение при Гавгамелах.

Учебник на стр.193-194 (Гибель персидского царства)

Прочитайте и ответьте на вопросы:

— Почему войско Александра Македонского одержало победу над войском противника превосходящего по численности не менее чем в пять раз?

— В чём, на ваш взгляд, кроется успех военных побед Александра Македонского?



















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: