Учитель истории и обществознания
МКОУ Терновская СОШ №2 Терновского
района, Воронежской области
Толубаева Вера Николаевна
Урок истории в 5 классе (ФГОС)
Тема «Афинская демократия при Перикле»
Технологическая карта урока
Афинская демократия при Перикле | |
Цель | Содействовать расширению и углублению знаний учащихся о демократии в Античном мире |
Задачи | Образовательные: изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в 5в. до н.э.; -систематизировать знания о демократии в Афинском полисе. Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, источниками, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать первоисточники, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся . Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, быть активным участником политических процессов |
УУД | ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой, Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия. Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности. |
Планируемые результаты (предметные) | углубление знаний учащихся об античной демократии, Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, голосование, оратор, оплата работы госслужащих, контроль над работой государственных органов |
Основные понятия | Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, голосование, оратор |
Ресурсы | карта «Древняя Греция», учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. — М.Просвещение, 2010, презентация; проектор; первоисточники: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», задания, настенная картина «Народное собрание в Афинах». |
Формы урока / методы | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы: словесный, наглядный, практический |
Технология / приёмы | Технология развития критического мышления Технология ситуативного обучения Драматизация Технология продуктивного чтения |
|
|
Сценарий урока
Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |
Оргмомент
|
| Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Так приветствовал древнегреческий учитель своих учеников. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
| Наблюдение учителя |
Мотивационная беседа Создание проблемной ситуации | Проблем-ный диалог
| Кажется, это было так давно и совсем не связано с нашей страной в начале 21 века. Но не все так просто. Я предлагаю посмотреть несколько кадров презентации и сформулировать проблему сегодняшнего урока самостоятельно. (Презентация, слайд № 1-6) Давайте сравним ваши предположения с формулировкой проблемы, которую предлагает учитель (Слайд № 7) | Предполагаемые ответы учащихся: Проблема урока Откуда берет истоки современная демократия? Те демократические принципы, которыми пользуется современное общество, зародились в Древней Греции. | Наблюдение учителя
|
Актуализация знаний |
| Вопрос учителя Тема сегодняшнего урока –«Афинская демократия при Перикле». (Слайд № 8)А что мы с вами уже знаем о зарождении демократии? — Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон) -Дайте определение понятию «демократия». (Демократия — народовластие) -Какие преобразования осуществил Солон? (отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании) Учитель предлагает учащимся подумать над тем, что необходимо узнать на уроке для решения проблемы.
| Учащиеся вспоминают о борьбе демоса и знати за власть, реформах Солона 594 г. до н.э.; отмена долгового рабства понятия: демос, демократия , граждане и метеки, народное собрание, суд. Учащиеся формулируют вопросы: — Что означает расцвет демократии? Какие события позволяют делать такие выводы? — Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории?
| Фронтальный опрос Работа в тетради по записи темы и плана урока, сформулированного по вопросам: 1. Чем занималось народное собрание 2. Личность Перикла 3. Демократия при Перикле 4. Друзья и враги Перикла. Слайд № 9 |
Поиск решения проблемы | Технология продуктивного чтения Технология ситуативного обучения Драматизация Проектная деятельность | Работа по первому пункту плана. Учитель предлагает познакомиться с работой народного собрания и составить схему «Функции народного собрания» (слайд 10) Работа по второму пункту плана Групповая работа. «Личность Перикла» (слайд 11) Учащиеся получают карточки с текстами (Приложение 1,2) Драматизация: Выступить на народном собрании, характеризуя Перикла. Использовать информацию, полученную из карточек или текста учебника (Слайд 12) 3. Демократия при Перикле Вопрос учителя: Почему время Перикла мы называем расцветом демократии в Афинах? Как видим, у Перикла било много сторонников и друзей, но были враги и противники. Послушаем подготовленный учениками диалог. (приложение 3) Что нового вы узнали о Перикле из этой сценки? 4. Друзья и враги Перикла
| Учащиеся рассматривают изображение, работают с текстом учебника с. 191-193. Учащиеся разбиваются на группы: демос, зажиточные торговцы из демоса, знатные и богатые аристократы. Со своих позиций высказывают свое отношение к Периклу. «Я предлагаю избрать Перикла стратегом! Мне нравится в нем то, что…. Например, он однажды….» и др. высказывания. Учащиеся указывают, что при Перикле за выполнение государственных должностей стал платить деньги, поэтому не только богатые, но и бедные афиняне могли быть избраны судьями, сборщиками налогов, смотрителями рынка и др. Учащиеся разыгрывают диалог Ожидаемые ответы: — он был находчивым человеком и блестящим оратором — он больше всего заботился о процветании своего полиса Сообщения учащихся о Анаксогоре, Софокле, Фидии, Аспасии (Слайд № 13) | Самостоятельная работа в тетради Наблюдение учителя, комментарии, словесные оценки. Оценивание коротких выступлений |
Стадия рефлексия Оценивание Домашнее задание |
| Учитель возвращается к проблеме урока: Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Подведение итогов поиска ответов на вопросы, поставленных в начале урока. Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения: На уроке я узнал? На уроке я познакомился? Я понял что? Учитель: основные принципы демократии, используемые в наше время, были заложены в Афинах в V в. до н.э. Это: выборы; Контроль за деятельностью государственных органов власти; Процедура смены чиновников; Признание прав на критику властей; Гарантия равноправия граждан. Предлагается оценить свою работу на уроке с помощью «чёрного» или «белого» бобов, (бобы подготовлены учителем специально). Даются оценки и выставляются отметки обучающимся за проделанную работу на уроке. Параграф 40. , вопросы «Проверь себя» — по выбору учащихся составить синквейн, посвящённый Периклу. | Предполагаемый ответ: Основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад. Я узнал о развитии демократии при Перикле. —//— о жизни Перикла —//— чем занималось народное собрание в Афинах. —//— за государственную службу в Афинах платили деньги из казны Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета И т.д.
| Ответы учащихся Запись домашнего задания |
Приложение 1
Алгоритм работы в группе:
1) Распределите роли в группе: a) чтец, б) кто ведет краткую запись, в) докладчик;
2) Изучите текст документа;
3) Ответьте на вопросы к документу;
4) Сделайте краткое выступление.
Приложение № 2
Задание группе 1.
1. Прочитайте текст.
2. Вы – аристократы, богатые и знатные люди Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, хотите ли вы, чтобы стратегом избрали Перикла? Если да, то что в нем нравится? Если нет, то что не нравится? Дайте краткие ответы.
«Ксантипп, отец Перикла и его мать Агариста принадлежали к самым знаменитым афинским родам. Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме. Зато сочинители комедий всячески издевались над необыкновенно большой головой Перикла и называли его Луковицеголовый.
Перикл получил прекрасное образование. Его обучали и музыке и стихосложению. Слушал он лекции философа Зенона, который был мастер спорить и умел рядом ловких возражений поставить противника в безвыходное положение. Но больше всего сблизился с Периклом переехавший в Афины из Малой Азии философ Анаксагор, которого современники прозвали «Разумом». Этот человек утверждал, что событиями управляют не боги, а разум, при помощи которого можно понять весь окружающий нас мир.
Большие познания и природные способности сделали выступления Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала правильными складками, речь оставалась неизменно спокойной и уравновешенной.
В течение сорока лет Перикл был одним из тех, кто стоял во главе государства, его влияние настолько усилилось, что народ полностью доверил ему управление государством. В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался стратегом.
Задание группе 2.
Прочитайте текст.
Вы – демос, незнатные и небогатые граждане Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, хотите ли вы, чтобы стратегом избрали Перикла? Если да, то что в нем нравится? Если нет, то что не нравится? Дайте краткие ответы.
«Перикл заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан и не поддаваясь толпе, когда она хотела принять неверное решение. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами. Тратя большие средства на осуществление больших градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной и художественной жизни Эллады. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам.»
Задание группе 3.
1. Прочитайте текст.
2. Вы – демос, незнатные и небогатые граждане Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, хотите ли вы, чтобы стратегом избрали Перикла? Если да, то что в нем нравится? Если нет, то что не нравится? Дайте краткие ответы.
«Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. В качестве стратега Перикл лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций. Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями.
Когда он умирал, друзья и родственники, сидя у постели Перикла, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Сорок лет участвовал он в политической жизни, одерживая победы над врагами Афин. Друзья говорили, думая, что умирающий потерял сознание и не слышит их. Вдруг Перикл приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу».
Только когда Перикл умер, афиняне поняли, какого замечательного руководителя они потеряли. Даже противники вынуждены были признать огромный авторитет Перикла, основанный на любви и поддержке народа. Многие не замечали этого, пока Перикл был жив, но теперь, когда он умер, это стало ясно каждому. Популярность Перикла объясняется тем, что проводившаяся им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. Он поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками. Греция при Перикле достигла высшей степени развития. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира».
Задание группе 4.
1. Прочитайте текст.
2. Вы – аристократы, богатые и знатные люди Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, хотите ли вы, чтобы стратегом избрали Перикла? Если да, то что в нем нравится? Если нет, то что не нравится? Дайте краткие ответы.
Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.
Он сделал оплачиваемыми государственные должности, и потому они стали доступны каждому бедняку. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. Морской союз при Перикле превратился морскую державу.
Задание группе 5.
1. Прочитайте текст.
2. Вы –демос, небогатые и незнатные граждане Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, хотите ли вы, чтобы стратегом избрали Перикла? Если да, то что в нем нравится? Если нет, то что не нравится? Дайте краткие ответы.
«Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.
Приложение 3
Сценка
Первый аристократ: Афинский народ теряет уважение греков!
Второй: Союзники ругают нас за то, что мы перенесли общегреческую казну с острова Делос в Афины!
Первый: Деньги, собранные для ведения войны, растрачиваются на то, чтобы украсить город золотом и драгоценными камнями. Сколько денег он потратил зря!
Перикл: Мы не обязаны давать отчёт о расходовании союзных денег. Честно выполняя свои обязательства по отношению к союзникам, мы защищаем их от нападения варваров. Мы достаточно обеспечены всем, что нужно для войны, и имеем право тратить поступающие от союзников деньги на то, что даст жителям заработок, а городу вечную славу! Находят ли граждане, что и в самом деле истрачено больше, чем нужно?
Аристократы (хором): Да! Да! Слишком много!
Перикл: Хорошо. Я верну в казну деньги до последней драхмы. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке написать большими буквами: «Построено Периклом! Построено на деньги Перикла!»
Аристократы: Ещё чего!!!
Первый: Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями.
Второй: Это наши постройки, мы гордимся ими! Почему твоё имя должно стоять на них?
Перикл: В таком случае, утвердите мои расходы, тогда все постройки и статуи будут ваши
Список использованной литературы и источников.
Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, № 9, 2005г
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно — методическое-пособие. – М., 2002.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ «Школа 2000…» 2000 г.
Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 45 с.
Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М., Школьная Пресса, №3, 2004 г.
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии. https://rus.1September.ru/article.php?ID=200302802