Черепнина Ольга Александровна | ||||||||
МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» | ||||||||
Тема урока | Древняя мудрость. Изобретения китайцев | |||||||
Цель | Формирование яркого представления о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. | |||||||
Задачи |
| |||||||
Универсальные учебные действия | Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной, модельной форме; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в различных источниках. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе; определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные УУД: положительное отношение к познавательной деятельности. | |||||||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование | Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, проекционный экран. Презентация «Учение Конфуция». Атлас для истории Древнего мира. Вещественные источники: компас, чай, иглы, лекарства, кусочки шелковой ткани, кокон шелковичного червя, бумага, кисть, черная тушь. Раздаточный материал. | |||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||
Этапы занятия | Дли-тель-ность этапа | Задачи | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
Этап мотива-ции
| 2 мин | Сформулировать тему урока | Мотивационная беседа | Фронтальная | -Какую страну мы начали изучать на прошлом уроке? | Дают ответ — Китай. | Познавательные: понимать информацию, представ-ленную в изобразительной, модельной форме; регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; личностные: положительное отношение к познавательной деятельности. | |
-Перед Вами предметы. Посмотрите внимательно и скажите, какая связь у этих предметов с Китаем? | Делают предположения.
| |||||||
-Назовите тему нового урока, глядя на карту и предметы, которые находятся перед вами. | Формулируют тему.
| |||||||
-Тема сформулирована – это «Древняя мудрость. Изобретения китайцев» | Записывают число, тему в тетрадь.
| |||||||
Этап актуали-зации знаний | 3 мин | Сформулировать проблему | Проблемный диалог | Фронтальная. Индивидуальная. | -Откройте атлас на с. 10. Какие цивилизации мы с вами изучили до Китая? | Работа с картой. Египет, Вавилон, Междуречье, Персия, Индия. | Познавательные: устанав-ливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения, выводы; регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; коммуникативные: высказы-вать и обосновывать свою точку зрения.
| |
-Что можете сказать о его местоположении по отношению к другим цивилизациям? | Китай удален от них и расположен на краю | |||||||
-По карте определите географическое положение этих государств по отношению к Китаю? | Китай расположен в низменности и окружен горами. | |||||||
Фиксирует на доске: 1 -й факт: удалённость Китая от других цивилизаций. -Описывая своё государство, древние китайцы называли его «срединным», единственно цивилизованной страной, а всех остальных считали некультурными варварами. | Записывают в тетрадь 1-й факт.
| |||||||
Фиксирует на доске: 2-й факт: китайцы считали себя единственно цивилизованным народом. -Сравните факты, в чём противоречие? | Записывают в тетрадь 2-й факт. Китайцы считали себя единственно цивилизованным народом, хотя вокруг них существовали другие цивилизации. | |||||||
-Какой возникает вопрос?
| Формулируют проблему: Почему древние китайцы считали свою страну «срединной» и единственно цивилизованной? | |||||||
Этап выявле-ния затруднений | 5 мин
| Сформулировать предположения, версии решения проблемы
| Проблемный диалог
| Фронтальная. Индивидуальная работа с картой. | -Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы? -Что ещё могло отличать китайцев от других цивилизаций? -Откройте атлас на с. 10 и проанализируйте географические особенности Китая. Фиксирует на доске первую версию: Изолированность Китая. -Предположите, почему древние китайцы называли себя единственно цивилизованной страной? | Обучающиеся предлагают версии. Работая с картой, ученики отмечают, что территория Китая изолирована от других цивилизаций труднопроходимыми горами. Это могло создать представление о том, что их государство находится в середине мира. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; регулятивные: формулиро-вать затруднения и осуществлять коррекцию самостоятельно; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
| |
Фиксирует на доске вторую версию: Необычность верований и представлений о мире, о человеке. | Их верования и представления о мире | |||||||
Фиксирует на доске третью версию: Уникальность изобретений и достижений китайцев.
| Многие достижения, открытия были известны только китайцам | |||||||
-Что нам надо вспомнить, чтобы проверить версии?
| Надо разобраться в верованиях и достижениях этого народа. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть. | |||||||
-Что нам надо узнать, чтобы проверить версии? Фиксирует на доске. Надо узнать: 1.Мировоззрение (взгляды на мир) китайцев. 2.Письменность 3.Изобретения китайцев | Записывают в тетрадь | |||||||
Этап объясне-ния (добыва-ния) нового знания | 12 мин | Рассмотреть философию конфуцианства, выявить гуманистические, нравственные ценности конфуцианства, изучить изобретения и открытия китайцев, акцентируя внимание на их роль в современ-ном мире | Работа с текстом. | Групповая. Индивидуальная. | 1.Мировоззрение (взгляды на мир) китайцев. Подводит к выводу о том, что Конфуций подарил миру учение, в котором предлагал способы регулирования государства и воспитания человека. В первую очередь Конфуций советовал каждому человеку следовать определённым нормам поведения. Это такие нормы, как человеколюбие, исполнение долга, преданность, сыновняя почтительность, забота о младших, честность. Нормы поведения в семье Конфуций переносил на правила поведения в государстве, объявляя, что «вся Поднебесная — одна семья». Так же, как в семье, здесь должны царить сыновняя почтительность и преданность по отношению к правителю, а тот в свою очередь обязан проявлять отеческую заботу, справедливость, выражать благодарность и милость к своим «сыновьям». Конфуций утверждал, что каждый должен находиться на своём месте и неукоснительно выполнять все правила и предписания, соответствую | Работают с текстом учебника и раздаточным материалом. | Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников; регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
| |
|
|
|
|
| щие его положению в обществе: в этом залог порядка в стране. Конфуций впервые в истории потребовал соблюдения этих правил не потому, что так повелел правитель страны, а потому, что так требует долг каждого человека. Конфуций обращался к личности человека, к его внутреннему миру.
| знатный. Верховный правитель обладал неограниченной властью, общество было поделено на уровни, у каждого свои права, обязанности и возможности. Нормы поведения в семье, отношение к людям старшего поколения, отношения людей друг к другу. Впервые в истории цивилизаций Конфуций перенёс правила поведения в семье на правила поведения в государстве, наведя таким образом порядок в обществе. Записывают понятие «конфуцианство» стр.123 |
| |
Читают текст учебника с. 123-124. На какие нравственные вопросы давало ответы учение Конфуция? Государство должно быть единым, правитель в государстве от Бога, богачом мог быть только | ||||||||
Физкультминутка (Приложение 1) | Выполняют упражнения по музыку. | |||||||
|
|
|
|
| 2. Письменность В какой стране, кроме Китая, использовали иероглифы? Чем отличались иероглифы этих стран? — Как вы думаете, в чём неудобство иероглифического письма? |
Работа с раздаточным материалом и текстом учебника.
|
| |
3.Изобретения китайцев -Оцените уровень развития науки, искусства Древнего Китая. -Какие достижения нам уже встречались у других народов? -Какие открытия, сделанные китайцами, нам встречаются впервые? |
Работа с раздаточным материалом по группам. | |||||||
-Отметьте на «векторе времени» основные достижения древних китайцев и определите, когда они взошли на ступень цивилизации. — Объясните, почему вы так считаете.
| На «векторе времени» хронологически отмечают достижения древних китайцев. Делают вывод, что древние китайцы взошли на ступень цивилизации во II тыс. до н.э., так как именно в это время у них появляются города и государства. | |||||||
Закреп-ление | 2 мин | Развивать логическое мышление, связную речь. | Беседа | Фронтальная. | -Почему многие открытия, сделанные китайским народом, не стали достоянием других народов? -Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
| Географическая удалённость и длительная изоляция Китая от других цивилизаций стали одной из причин того, что многие изобретения и научные открытия, сделанные китайскими учёными, не стали достоянием других народов. | Познавательные: делать обобщения, выводы. | |
Самостоятель-ная работа с самопроверкой | 8 мин | Развивать умение работать с текстом | Самостоятельная работа. | Индивидуальная. | -Выполнение заданий с раздаточного материала. Самооценка. | Выполняют задания с раздаточного материала в тетради. | Познавательные: выполнять учебно-позна-вательные действия; регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; коммуникативные: способность к самооценке. | |
Рефлек-сия. Включе-ние нового в систему знаний. | 5 мин | Развивать логическое мышление, связную речь, умение выполнять учебно-познавательные задания | Устный опрос. Самостоятельная работа. | Индивидуальная. | -Итак, в ходе урока были высказаны и доказаны версии того, почему древние китайцы считали свою страну «срединной» и единственно цивилизованной. Обобщите всё сказанное и сделайте вывод.
-Выполните задания из рубрики «Применяем знания» (с. 119).
| Предполагаемый вывод по проблеме: Географическая удалённость и длительная изоляция Китая, а также уникальные достижения в культуре, религии и искусстве, объясняют, почему древние китайцы считали свою страну «срединной» и единственно цивилизованной. Высказывают свои мнения.
| Познавательные: делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия; регулятивные: осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания. | |
-Составьте синквейн. | Составляют и записывают синквейн. Несколько ребят озвучивают свой стих. | |||||||
Домаш-нее задание | 3 мин |
|
|
| Запишите домашнее задание. § 25, с.123-129, в. 1-3 (устно). Напишите в тетрадях китайский иероглиф «Счастье». Оценки за урок. | Записывают задания в дневник.
|
|