Технологическая карта урока по истории
Урок «Родовые общины охотников и собирателей»
Способствовать завершению формирования представлений о биологической эволюции человека; создавать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделение признаков родовой общины. | |
Тип урока | Усвоение новых навыков и умений |
Предметные результаты | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные результаты | Понимание культурного многообразия мира; толерантность; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей |
Метапредметные результаты | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Основные понятия и термины | Ледниковый период, признаки родовой общины, лук, стрелы, родовая община |
Образовательные ресурсы | Учебник «История Древнего мира», рабочая тетрадь к учебнику, презентация |
Организационная структура урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Форма контроля | ||
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная, Словестный, Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверят готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстро включение в деловой ритм |
|
II. Проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная, Словестный, наглядный. Беседа, работа с картой, иллюстрацией, рассказ | Организует беседу по вопросам, работу с картой, предлагает объяснить значение терминов. | Участвуют в обсуждении вопросов; характеризуют условия и образ жизни древнейших людей, показывают на карте места расселения; раскрывают значения терминов | Р.: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. П.: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Беседа по вопросам, работа с картой, иллюстрацией, рассказ |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная, Словесный, Слово учителя | Знакомит с темой: — Сегодня нам предстоит узнать, как и почему изменились орудия труда и жизнь древнейших людей и завершилось формирование человека современного типа, что такое родовая община, каковы ее признаки | Слушают учителя; записывают тему урока | Р.: принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действия. Овладение огнем | Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа | Рассказывает о страхе диких животных и древнейших людей перед огнем, о том, как им овладел человек, как древнейший человек добывал огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой, предлагает потереть учащимся одну ладонь о другую. — Что вы чувствуете? | Осознают, каким огромным несчастьем была для человека потеря огня | П.: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство;
| Беседа по вопросам |
Каменный век. Наступление ледникового периода. Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания | Парная, фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с текстом учебника. | Рассказывает о каменном веке. Знакомит с наступлением ледникового периода. Предлагает, работая в парах, найти в тексте ответы на вопросы 1-3, 5 к параграфу 2. Организует проверку выполнения заданий | Характеризуют каменный век, новые орудия труда, условия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Запоминают дату наступления ледникового периода. Находят ответы на вопросы в учебном тексте | П.: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений К.: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера | Работа с текстом, беседа по вопросам, рассказ |
Расселение первобытных людей | Фронтальная, Словесный, наглядный, Рассказ учителя, работа с картой | Показывает по карте расселение первобытных людей по холодным странам Европы и Азии, предлагает найти и показать самостоятельно в атласах места расселения | Читают карту с опорой на легенду; показывают по карте расселение первобытных людей по холодным странам Европы и Азии | П.: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Работа с картой |
Появление «человека разумного». Родовая община | Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями, беседа | Рассказывает о появлении «человека разумного» Используя аппликации, картину «Родовая община», иллюстрации, характеризует родовую общину как новую форму человеческого коллектива. Предлагает определить признаки родовой общины | Запоминают дату, определяют отличительные черты «человека разумного». Из рассказа учителя извлекают признаки родовой общины | П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа и иллюстративного материала Р.: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения | Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действия | Фронтальная, Словесный, проблемный, Беседа | — Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины. — Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей? — Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»? | Рассказывают устно об исторических событиях; раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий; излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий | П.: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков. К.: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания | Беседа по вопросам |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный, Беседа | — Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока? — Смогли ли вы их достичь? — Какой материал был трудным, непонятным? — А что воспринималось легко?
| Отвечают на вопросы | Р.: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя
| Комментирует задание. Параграф 2, вопросы, термины. Задание 5-11 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Р.: принимаю цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Вопросы, основные понятия, термины, задания в рабочей тетради |