Технология «Дебаты» как средство развития коммуникативной компетенции учащихся 5 — 11 классов в урочной и внеурочной деятельности

МБОУ «Покровская СОШ № 2»









Технология «Дебаты»

как средство развития коммуникативной компетенции

учащихся 5-11 классов в урочной и внеурочной деятельности











Лукин Геннадий Янославович,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Покровская СОШ № 2».










Покровск, 2014 г.

Содержание



Введение………………………………………………………………………………………… 3

1. Что такое дебаты? ………………………………………………………………………………………………………4

2. Дебаты на уроках истории и обществознания ………………………………………………6

3. Дебаты во внеурочной деятельности………………………………………………………. 11

Заключение………………………………………………………………………………………16

Список литературы ……………………………………………………………………………. 17

Приложения























Введение


Актуальность. В современном быстро меняющемся мире важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать, владеть информацией, однако сегодня существует острая проблема делового общения и межличностного взаимодействия у школьников.

Одним из средств решения данной проблемы может стать технология «Дебаты». Данная технология вызвана модернизацией российского образования, выдвигающей перед педагогической общественностью задачу более широкого применения активных и интерактивных методов обучения и воспитания в образовательной практике.

В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в 2013 году в Хангаласском улусе был проведен Ι Педагогический конгресс, одним из решений которого стало введение 50 часов индивидуального участия в дебатах в каждой школе. Во исполнение директивы конгресса в Покровской СОШ № 2 был введен элективный курс «Дебаты» в 8-10х классах.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-11 классов.

Предмет исследования: технология дебаты в урочной и внеурочной деятельности.

Цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования технологии дебатов в урочной и внеурочной деятельности.

Гипотеза: если использовать технологию дебаты, то это будет способствовать эффективному развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

1. Изучить сущность технологии дебатов, правила и порядок проведения игры.

2. Определить возможности использования технологии дебатов как средства развития коммуникативной компетенции на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.

3. Разработать цикл урочных и внеурочных занятий по технологии дебатов.









  1. Что такое дебаты?


Программа (технология) «Дебаты» была разработана и внедрена в 1993 году Международным институтом «Открытое общество». В России программа развивается с 1994 года. В 1999 году была зарегистрирована Международная Образовательная Ассоциация «Дебаты». В настоящее время «Дебаты» распространены в университетах и школах Западной Европы, США, Японии, Юго-Восточной Азии. В Международную Ассоциацию Парламентских Дебатов входят более 100 стран, в Международную Ассоциацию Школьных Дебатов – около 40 стран. В России в программу «Дебаты» вовлечены школьники и студенты более 120 городов России.

С 1995 года ежегодно проводятся международные и всероссийские чемпионаты по Дебатам. С 2001 года в России появились центры образовательных технологий (Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Новгород, Псков, Ивантеевка, Белгород и др.), пропагандирующие и внедряющие в образовательный процесс во внеурочную деятельность.

Слово дебаты (пер. с французского) – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Дебаты – это регламентированный спор, в котором двое или более человек придерживаются различных взглядов на какую-либо проблему и пытаются убедить других (нейтральную группу), что их точка зрения правильна.

Суть дебатов – убедить нейтральную сторону, судей в том, что ваши аргументы лучше, весомее, убедительнее, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегия и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, сложна. В технологии дебаты применяются следующие понятия:

Спикер – игрок, выступающий член команды.

Таймкипер – человек, следящий за временем.

Эксперт, судья – как правило опытный дебатер, который выслушав аргументы обеих сторон, после окончания игры выступает с решением: какой команде отдано предпочтение и почему, чьи аргументы и способы доказательства были более убедительны.

Тайм-аут – время для обсуждения, взятое командой во время дебатов.

Регламент – правила, регулирующие порядок игры, продолжительность речей спикера.

Формат дебатов – вид дебатов, характеризующийся определенными правилами, ролями спикеров, регламентом.

Кейс – это система доказательств, которую команда использует, чтобы обосновать свою позицию.

Актуальность – то, насколько рассматриваемая тема злободневна и интересна.

Аргументы – истинные мысли, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Доказательство – способ познания, направленный на установление истинности какого-либо утверждения посредством приведения других утверждений, истинность которых уже доказана.

Опровержение – способ познания, направленный на установление ложности или недосказанности выдвинутого утверждения.

Тезис – мысль, истинность которой надо доказать.

Содержание – разнообразие аргументов, свидетельств, фактов.

Способ – умение преподнести содержание с помощью грамотной речи, жестов, эмоций, интонации.

Стиль – грамотная речь.

Методический аспект технологии позволяет эффективно решать обучающие, развивающие, воспитательные и коммуникативные задачи. Дебаты помогают учащимся в приобретении навыков:

  • Концентрирования на сути проблемы (темы);

  • Публичного выступления;

  • Умения анализировать факты;

  • Структурирования материала;

  • Определения причинно-следственных связей;

  • Отстаивания своей точки зрения;

  • Владения техникой аргументации.

Технология способствует воспитанию:

  • Творческого подхода к делу (решению проблемы, рассмотрения темы);

  • Выступления в качестве лидеров;

  • Принятия ответственных, тщательно продуманных решений;

  • Уважения иной точки зрения;

  • Слаженной работы в коллективе;

Такая полифункциональность технологии «Дебаты» способствует бурному личностному росту участников дебатов, стимулирует активную познавательную деятельность. Значительно расширяет горизонты самопознания, развивает прогностические способности, прививает чувство самостоятельности, ответственности, независимости личности.

  1. Дебаты на уроках истории и обществознания


Целью применения «Дебатов» на уроках истории и обществознания является формирование интереса учащихся к процессу обучения, развитие умений анализировать, доказывать, аргументировать, правильно задавать вопросы, отвечать на них, кроме того урок преследует цель воспитания гражданственности.

Широкие возможности применения технологии дебатов на уроках истории и обществознания объясняется существованием множества дискуссионных вопросов, альтернативных точек зрения. По данной технологии урок может быть построен как на изучении нового материала, так и на обобщении. Для проведения урока необходима предварительная работа, включающая в себя знакомство с правилами проведения дебатов, выбором темы, перечнем источников для работы с темой, составлением кейсов и вопросов.

На уроке, который проводится по технологии дебатов работают все учащиеся: определяются роли спикеров (3 спикера позиции утверждения, 3 спикера позиции отрицания, состав экспертов, судей, таймкипер). Остальные учащиеся выступают в качестве публики, внимательно следят за игрой, ведут записи, готовят вопросы для обсуждения после игры, высказывают свои аргументы, приводят доказательства, дают рекомендации и делают замечания.

Формат дебатов

Спикер

Время

Суть

У1(1 спикер утверждения)

5 мин.

Формулирует тезис утверждения, обозначает актуальность темы, дает определения ключевым понятиям, вводит аргументы в подтверждение темы

Раунд вопросов О3 к У1

2 мин.

Задает вопросы для ослабления позиций оппонентов

О1 (1 спикер отрицания)

5 мин.

Формулирует тезис отрицания, принимает определения ключевых понятий, опровергает позицию утверждения, представляет собственные аргументы

Раунд вопросов У3 к О1

2 мин.

Задает вопросы, усиливая позицию своей стороны, ослабляя позицию оппонентов

У2 (2 спикер отрицания)

4 мин.

Опровергает аргументы оппонентов, восстанавливает и развивает собственную линию, приводит доказательства и поддержки

Раунд вопросов О1 к У2

2 мин.

Задает вопросы, утверждая свои позиции, ослабляя позиции оппонентов

О2 (2 спикер отрицания)

4 мин.

Опровергает аргументы оппонентов, восстанавливает и развивает собственную линию, приводит доказательства и поддержки

Раунд вопросов У1 к О2

2 мин.

Задает вопросы, усиливая позицию своей стороны, ослабляя позицию оппонентов

У3 (3 спикер утверждения)

4 мин.

Выявляет наиболее важные вопросы, по которым произошло столкновение мнений в порядке их следования в кейсе, проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командной аргументы более убедительные, подводит итоги игры

О3 (3 спикер отрицания)

4 мин.

Выявляет наиболее важные вопросы, по которым произошло столкновение мнений в порядке их следования в кейсе, проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командной аргументы более убедительные, подводит итоги игры

Тайм-аут

8 мин.

Время, когда команда может использовать в течение игры по-своему усмотрению (для подготовки перед речами или раундами перекрестных вопросов)


Судьи внимательно выслушивают выступающих и решают исход дебатов по следующим критериям: содержание (разнообразие аргументов, доказательность, фактические ошибки, работа с вопросами), структура (логика, регламент), стиль (культура речи, культура общения, корректность).


Подготовка к дебатам


Подготовка к дебатам начинается с определения проблемы и формулировки темы. На уроках истории темы формулируются на основе дискуссионных вопросов, альтернативных точек зрения, оценки роли исторических личностей, событий, явлений. Большую помощь при выборе темы оказывают имеющиеся задания С5 в КИМ ЕГЭ по истории.

Следующим шагом является определение терминов темы. Определение терминов необходимо для повышения результативности, уточнения предмета обсуждения. Для этого необходимо обращаться к словарям исторических терминов, толковому словарю русского языка, энциклопедическим словарям и др.

Наиболее трудоемкой в ходе подготовки к дебатам является работа с источниками по определенной теме, где учащиеся изучают большой фактический материал, анализируют его, отбирают факты, а учитель выступает в качестве консультанта, рекомендует литературу, интернет-сайты, просматривает собранный материал.

После работы с источниками по теме дебатов команды приступают к важному этапу – составлению речи. Данный этап начинается с «мозгового штурма», когда команда определяет аргументы «за» и «против» по имеющейся теме. Позиция утверждения составляет 3 аргумента, позиция отрицания 2 аргумента. Определив аргументы, необходимо начать работу над подбором фактов, затем проверить их соответствие тезису, доказательность и убедительность. Речи всех игроков команды составляются совместно.

Когда материал будет готов к дебатам, нужно подготовить вопросы. Вопросы можно готовить и во время тайм-аутов, однако, как показывает практика эффективнее продумать вопросы заранее. Задача учителя – объяснить значимость раунда перекрестных вопросов и научить правильно задавать вопросы.

Вопросы задаются для внесения ясности в позицию команды. Уточняющие вопросы начинаются со слов: «Считаете ли вы…», «Согласны ли вы…», «Правильно ли я вас понял…». Допускаются вопросы провокационного характера, когда могут быть полностью разоблачены доказательства оппонентов и усилены собственные позиции. Ответы на вопросы должны быть лаконичными.

Фрагмент урока истории с применением технологии дебатов

Класс: 10

Тема урока: Преобразования Петра I

Тема дебатов: «Преобразования Петра I способствовали превращению России в великую европейскую и морскую державу».

Аргументы утверждения

Аргументы отрицания

А1. Создание нового государственного аппарата, регулярной армии и флота.

А2. Получение Россией выхода в Балтийское море.

А3. Расширение культурных и торговых связей со странами Европы.

Опровержение:

А1. Преобразования в стране проводились принудительными мерами.

А2. Европеизация страны была насильственной, нарушившей многие национальные традиции.

А3. Европеизация коснулась узкого круга дворянства.

Собственный кейс:

А1. Реформы Петра I привели к культурному расколу российского общества.

А2. Недовольство реформами Петра I, рост народных движений.



Практические задания по составлению кейсов на основе исторического материала

В качестве самостоятельных работ или домашних заданий по истории можно применять практические задания по составлению кейса: составить кейс утверждения, отрицания по заданной теме, составить контраргументы к имеющимся аргументам, найти и записать определения понятий по изучаемой теме, составить речь первого спикера, подобрать факты к предложенным аргументам.

Карточка № 1

Составьте кейс утверждения по теме: «Правление Ивана IV привело к кризису российской государственности и общества».

Карточка № 2

Составьте контраргументы по теме: «Нападение Германии на СССР было вынужденным».

Карточка № 3

Найдите и запишите определения понятий по теме: «Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах крестьян»

Карточка № 4

Составьте речь первого спикера по теме: «Главным фактором возвышения Москвы были личные способности московских князей».

Карточка № 5

Подберите факты к с следующим аргументам по теме: «Внешняя политика М.С. Горбачева принесла множество положительных результатов»

А1. Улучшение отношений между СССР и США, странами Западной Европы.

А2. Прекращение гонки вооружений

А3. Избавление СССР от экономического бремени, связанного с помощью союзным режимам в Восточной Европе, Азии и Африке.


Данные задания целесообразно применять в 10-11 классах на повторительно-обобщающих уроках, контрольных работах, консультациях по подготовке к ЕГЭ.

Фрагменты урока обществознания с применением технологии дебатов

Класс: 7

Тема урока: Подросток в социальной среде. Повторительно-обобщающий урок

Тема дебатов: «Подростку в XXI веке живется легче, чем раньше».

Аргументы утверждения

Аргументы отрицания

А1. Улучшение условий жизни, полноценное детство.

А2. Развитие образования и медицины.

А3. Появление сотовой связи, компьютеров, интернета.

Опровержение:

А1. Натуральные продукты, чистая экология.

А2. Бесплатное образование и медицина.

А3. Ухудшение состояния здоровья детей.

Собственный кейс:

А1. Наличие единой детской организации – пионерии.

А2. Приоритет нравственных принципов над материальными.


В системе подготовки к ЕГЭ по обществознанию элементы технологии дебатов находят свое активное применение при отработке умений написания обществоведческого эссе – задание С9, где выпускнику необходимо продемонстрировать умение определять актуальность проблемы, смысл высказывания, пояснять собственную позицию, приводить аргументы, доказывающие собственную точку зрения, иллюстрировать их примерами из истории, личного социального опыта, общественной жизни. Учащийся, владеющий технологией дебатов, имеющий опыт игры может без затруднений справиться с данным заданием.

  1. Дебаты во внеурочной деятельности


Технология дебаты прекрасно работает во внеурочной деятельности как способ организации кружковой работы, деятельности школьного детского самоуправления, защиты социальных проектов, организации летнего отдыха детей.

Элективный курс и кружковая работа

В 2013 – 2014 учебном году технология дебаты была введена в общеобразовательных учреждениях Хангаласского улуса в качестве элективного курса. В своей практике веду преподавание элективного курса в 9-10 классах, а также в 5-7 классах как работу кружка.

Элективный курс разработан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. Программа элективного курса включает в себя такие формы проведения занятий как вводные лекции, мастерские и практикумы «Построение кейса», «Позиция утверждения», «Позиция отрицания», «Перекрестные вопросы», «Техника публичных выступлений», «Уловки в споре», «Риторика. Культура речи», «Конкурс спикеров», «Судейство в дебатах», «Индивидуальные консультации команд», «Тренировочные игры».

В этом учебном году тренировочные игры среди учащихся 9-10 классов проходили по темам: «Надо перейти на 5-дневную учебную неделю», «В России следует отменить мораторий на смертную казнь», «Трудовые мигранты в России: за и против». В 5-7 классах: «Компьютерные игры следует ограничить», «Подростку в XXI веке живется легче, чем раньше», «Каждый юноша должен пройти школу армии», «Жить в селе лучше, чем в городе».

Деятельность школьного самоуправления

Для осуществления самоуправления в школах существуют президентские советы. Дебаты можно использовать для решения организационных, проблемных вопросов, а также в ходе предвыборной программы кандидатов в президенты школы. Так, в феврале месяце этого года в нашей школе прошли предвыборные дебаты, где кандидаты в президенты школы – учащиеся 10 классов Капитонова Оля, Макарова Настя, Закеев Кирилл, Егоров Костя представили свои программы, провели структурированный спор, опровергая возможности реализации своих программ, задавали вопросы. Следует отметить, что предвыборные дебаты вызвали большой интерес среди публики, у учащихся и учителей возникли вопросы к кандидатам, которые они задали на месте. В заключение дебатов избиратели – учащиеся и учителя школы определились со своими кандидатами.



Проектная деятельность

В 2012-2013 учебном году учащиеся 8 класса Алферов Вова и Пронин Игорь подготовили проект на тему «Летняя школа дебатов», который был успешно реализован в работе летнего лагеря на базе школы, где авторы проекта выступили в качестве тьюторов.

В этом учебном году учащиеся 9 класса Соколова Таня и Талыбов Анар разработали социальный проект по профориентационной работе «В мире профессий». В ходе подготовки проекта, учащиеся выявили профессиональные предпочтения учащихся школы, факторы, обуславливающие выбор профессии, сложность выбора профессии.

В июле – августе 2013 г. в ФМФ «Ленский край» был открыт республиканский лагерь «Сотворение будущего». В работе лагеря, учащиеся подготовили проект на тему: «Разработка кейсов на основе материалов о селе Октемцы». Результатом данной проектной работы стала презентационная игра на тему: «Жить в современных Октемцах лучше, чем раньше».

Летний лагерь «Школа дебатов»

Летний лагерь «Школа дебатов» вел свою работу с 7 по 24 июня 2013 г. Лагерь посещали 13 учащихся, из них 6 классы – 5, 7 класса – 4, 8 классы – 4 учащихся.

Основная цель работы лагеря – создание благоприятных условий для формирования и развития способностей учащихся. Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

  1. Образовательная задача – освоение учащимися технологии дебатов (классический школьный формат Карла Поппера);

  2. Развивающая задача – развитие логического и критического мышления, развитие навыка организации своих мыслей, устной речи и стиля публичного выступления, умения слушать, способности самостоятельно добывать информацию и работать с ней, способности работать в команде.

  3. Воспитательная задача – формирование уважительного и терпимого отношения к мнению оппонента, уверенности в себе, развитие коммуникативных способностей.

В первый день работы лагеря была проведена регистрация, инструктаж по технике безопасности, страхование от несчастных случаев, торжественное открытие, посвящение в дебатеры, формирование команд. Всего было сформировано 2 группы и 4 команды. Кроме того, среди учащихся было проведено анкетирование «Что вы знаете о дебатах?», результаты которого приведены ниже:

  1. Что вы знаете о технологии дебатов?

А) ничего не знаю – 8%

Б) что-то слышал, но конкретно не знаю – 62%

В) участвовал в дебатах в школе – 8%

Г) принимал участив в турнирах – 23%

2. Почему вы пришли в школу дебатов?

А) посоветовали учителя, родители – 31%

Б) мне интересно играть в дебаты – 15%

В) хочу научиться технологии дебатов – 54%

3. Что вы хотели бы получить в результате обучения в летней школе дебатов?

А) интересно провести время – 8%

Б) завести новых друзей – 0%

В) знания и умения, которые пригодятся в процессе дальнейшего обучения в школе – 23%.

Г) умения, которые пригодятся в повседневной жизни – 8%.

Д) уметь выражать и отстаивать собственное мнение, развитие критического мышления – 62%.

Таким образом, проведенное анкетирование показало, что учащиеся имели представление о дебатах. Мотивом выбора лагеря стало желание освоить технологию дебатов, научиться выражать и отстаивать собственное мнение, развитие логического и критического мышления. Данные результаты анкетирования полностью соответствуют основным задачам лагеря.

В летнем лагере «Школа дебатов» были организованы следующие формы работы: мастерские, практические занятия, презентационная игра, мастер-классы, конкурс «Лучший спикер», олимпиада по технологии дебатов, самоподготовка команд, индивидуальная консультация команд, тренировочные игры, финальная игра.

В рамках работы летнего лагеря были приглашены учителя, тренеры, судьи по технологии дебатов. Мастерскую и практическое занятие по риторике и культуре речи провела учитель русского языка и литературы Покровской СОШ № 2 Жиркова А.С. Студенты 5-го курса ИФ СВФУ им. М.К. Аммосова Парфенов А.Р., Шарин П.П. провели мастер-классы, консультации, представили презентационную игру, приняли участие в судействе тренировочных игр.

Учащиеся 8 класса были задействованы в лагере в качестве тьюторов и оказывали помощь командам при подготовке к играм, проводили индивидуальные консультации команд, участвовали в судействе.

В день закрытия лагеря, после торжественного вручения сертификатов, грамот и дипломов провели рефлексию. Учащиеся научились играть в дебаты, правильно задавать вопросы, получили много новых знаний, им понравилось работать в команде.

Положительные результаты использования технологии дебатов

в урочной и внеурочной деятельности

  1. Активизация познавательного интереса, развитие информационной культуры.

  2. Повышение уровня успеваемости (100%) и качества обученности учащихся (история – 69%, обществознание – 71%).

  3. Развитие личностных качеств (организованность, ответственность, самостоятельность).

  4. Результативность участия в олимпиадах, конкурсах, турнирах:

Год

Конкурс, олимпиада, турнир

Уровень

Предмет

Результат

Ф.И. учащегося

Класс

2013

Всероссийская олимпиада по истории

Муниципальный

История

2 место

Кукушкин Кирилл

7

2013

Всероссийская олимпиада по истории

Муниципальный

История

4 место

Собянин Сергей

7

2013

Всероссийская олимпиада по истории (Центр поддержки талантливой молодежи)

Региональный

Обществознание

1 место

Волошина Мария

8

2013

Всероссийская олимпиада по истории (Центр поддержки талантливой молодежи)

Региональный

История

2 место

Волошина Мария

8

2013

Всероссийская олимпиада по истории (Центр поддержки талантливой молодежи)

Региональный

Обществознание

3 место

Соколова Татьяна

8

2013

Всероссийская олимпиада по истории

Муниципальный

История

3 место

Якушев Денис

9

2013

Всероссийская олимпиада по истории

Муниципальный

История

4 место

Гермогенова Тома

9

2013

Всероссийская олимпиада по истории

Муниципальный

История

5 место

Пронин Игорь

9

2013

Всероссийская олимпиада по истории

Муниципальный

История

6 место

Попова Кира

9

2013

Всероссийская олимпиада по истории

Муниципальный

Обществознание

5 место

Гермогенова Тома

9

2013

Турнир по дебатам. Конкурс «Лучший спикер»

Республиканский


6 место

Королев Сергей

8

2013

Турнир по дебатам

Улусный


2 место

Голокова Света, Талыбов Анар, Алферов Вова

9

2013

Турнир по дебатам

Улусный


Лучший спикер финальной игры

Голокова Света

9

2013

Турнир по дебатам

Улусный


1 топ спикер

Талыбов Анар

9

2013

Турнир по дебатам

Улусный


2 топ спикер

Голокова Света

9

2013

Турнир по дебатам

Улусный


5 топ спикер

Алферов Вова

9










Заключение



В результате использования технологии дебатов в урочной и внеурочной деятельности у обучающихся 5-11 классов МБОУ «Покровская СОШ №2»:

1. Активизировался познавательный интерес;

2. Повысился уровень информационной культуры и качества обучения по истории и обществознанию (история – 69%, обществознание – 71%);

3. Проявились личностные лидерские качества (организованность, ответственность, самостоятельность);

4. Активизировалось участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах.

Таким образом, применяя технологию дебатов в различных формах можно значительно расширить возможности образования, в результате чего программный материал становится предметом споров, а учеба превращается в интересную и нужную часть жизни.





















Список литературы



  1. Белогазова Е.В., Крамарова Т.Ю. Применение методики «Дебаты» в урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений г. Тольятти. – Тольятти, 1998.

  2. Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе. – М., 2008.

  3. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. – М., 2002.

  4. Турик Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология. – Ростов-на-Дону, 2012.

  5. Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. – М., 2009.























Приложение 1

Анкета



1.Что вы знаете о технологии дебатов?

А) ничего не знаю

Б) что-то слышал, но конкретно не знаю

В) участвовал в дебатах в школе

Г) принимал участие в турнирах

2.Что стало причиной вашего участия в дебатах?

А) посоветовали учителя, родители

Б) мне интересно играть в дебаты

В) хочу научиться технологии дебатов

Г) др. (укажите) _____________________________________________________________________________

3.Что вы хотели бы получить в результате участия в дебатах?

А) интересно провести время

Б) завести новых друзей

В) знания и умения, которые пригодятся в процессе дальнейшего обучении в школе

Г) умения, которые пригодятся в повседневной жизни

Д) уметь выражать и отстаивать собственное мнение, развитие критического мышления

Е) др. (укажите) _____________________________________________________________________________

4. Какие трудности вы встретили в ходе изучения курса дебаты?

А) отсутствие теоретического материала

Б) отсутствие методических пособий

В) сбор информации

Г) составление речи

Д) др. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. По каким темам вы хотели бы принять участие в дебатах?

_____________________________________________________________________________

9. Ваш пол: М / Ж 10. Возраст __________

Приложение 2


Тематический план элективного курса «Дебаты»

урока

Тема урока

Введение в дебаты

Технология «Дебаты»: суть, назначение, принципы

Построение кейса

Построение кейса.

Построение кейса. Практикум

Построение кейса. Практикум

Позиция утверждения

Позиция утверждения. Практикум

Позиция отрицания

Позиция отрицания. Практикум

Перекрестные вопросы

Перекрестные вопросы. Практика

Техника публичных выступлений

Уловки в споре

Мастерская «Риторика. Культура речи»

Конкурс спикеров.

Конкурс спикеров.

Судейство в «Дебатах»

Судейство в «Дебатах». Практикум.

Индивидуальные консультации команд.

Тренировочные игры. №1

Тренировочные игры №2.

Тренировочные игры №3.

Тренировочные игры №4.

Тренировочные игры №5.

Тренировочные игры №6.

Тренировочные игры №7.

Тренировочные игры №8.

Тренировочные игры №9.

Тренировочные игры №10.

Финальные игры.

Финальные игры.

Финальные игры.

Итоговое повторение.









Приложение 3

Темы для дебатов


5 – 7 классы

8 – 10 классы

  1. Подростку нужно меньше играть, а больше учиться

  2. Введение школьной формы необходимо

  3. Телевидение мешает развитию личности

  4. Лето лучше, чем зима

  5. Знание – сила

  6. Дворники – самая нужная профессия

  7. Компьютерные игры следует запретить

  8. Спортом нужно заниматься всем

  9. Интернет вредит культуре

  10. Родители должны быть всегда откровенны со своими детьми

  11. Охота безнравственна

  12. Каждый юноша должен пройти школу армии

  13. Дебаты интереснее, чем спорт

  14. Новогодние каникулы следует отменить

  15. Подростку в XXI веке живется легче, чем раньше


  1. Азартные игры следует запретить

  2. Любовь мешает учебе

  3. Новогодние каникулы следует отменить

  4. Дебаты интереснее, чем спорт

  5. Нравственность можно воспитать только через образование

  6. России нужен единый учебник по истории

  7. ЕГЭ нужно отменить

  8. День Святого Валентина нужно сделать выходным днем

  9. Подростку в XXI веке живется легче, чем раньше

  10. Смертная казнь в России: за и против

  11. Каждый юноша должен пройти школу армии

  12. Следует запретить рекламу спиртных напитков и сигарет

  13. Спортом нужно заниматься всем

  14. Знание – сила

  15. Введение школьной формы необходимо











Свежие документы:  Конспект урока на тему "Расчет электрической цепи"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: